Китайский автопром усиливает натиск на российский рынок

ЭкспертАвто

Китайцы перешли в наступление

Китайский автопром усиливает натиск на российский рынок. Главная угроза нависла над АвтоВАЗом и другими отечественными предприятиями: смогут ли они выдержать конкуренцию с машинами из КНР?

Калининградский «Автотор» запустил сборку китайских автомобилей Каiyi, планируемый объем производства — порядка 100 тыс. машин в год. Фото: предоставлено компанией «Автотор»

Автомобильная промышленность Китая становится локомотивом развития нашего авторынка. Еще два года назад доля машин из КНР не превышала 5% в продажах новых авто в России, а год назад, до начала СВО, едва дотягивала до 10%. Однако уход большинства иностранных концернов изменил расклад сил: по данным «Автостата», к февралю 2023 года доля «китайцев» достигла внушительных 36% от 56,1 тыс. проданных в России новых автомобилей (см. график). И если в 2022 году позиции китайцев усилились в основном за счет сокращения российского авторынка в целом, то сейчас они развили бурную деятельность, мгновенно создав инфраструктуру продаж, постоянно обновляя свой модельный ряд и работая над улучшением постпродажного сервиса и ремонта.

График 1. Доля китайских авто в России стремительно растёт

Наступают не все

Пока атаку автопрома КНР на отечественный рынок нельзя назвать полномасштабной. Более 90% продаж китайских машин приходится всего на трех производителей: компанию Chery (по итогам февраля она под брендами Chery, Omoda и Exeed реализовала в России 10,7 тыс. авто), Great Wall (бренды Great Wall, Haval и Tank, общий итог февраля — 5,3 тыс. единиц) и Geely (3,2 тыс.). Оставшиеся менее 10% приходятся на Changan, FAW, JAC, Dong Feng и GAC, но их присутствие в стране практически не ощущается: продажи автомобилей этих брендов в месяц не превышают тысячи штук.

«Из китайских автопроизводителей в тройку лидеров сегодня входят Сhery, Haval и Geely. В 2022 году все китайские бренды вместе взятые продали 123,5 тысячи машин — примерно столько же, сколько и в 2021-м. Кстати, в условиях глобального дефицита автомобилей компании Поднебесной могли бы значительно серьезнее нарастить бизнес в “штуках”, однако вместо этого решили максимально зарабатывать на каждой сделке, предписывая дилерам торговать по таким ценам, которые превышают прайсы китайского рынка в два — два с половиной раза», — говорит Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»).

Между тем у себя на родине далеко не все эти предприимчивые компании являются лидерами продаж. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), в тройку самых продаваемых в КНР машин местных марок сейчас входят BYD (133,3 тыс. единиц в январе 2023 года), Changan (93,9 тыс.), присутствующая на российском рынке Geely занимает третье место (69,5 тыс.). Далее идут Wuling (бренд совместного предприятия SAIC и американской GM; 50,3 тыс.), GAC (29,9 тыс.), Haval (28,4 тыс.), Hongqi (суббренд компании FAW; 22 тыс.). Замыкают топ-10 Roewe (суббренд SAIC; 16,6 тыс.), Ideal (бренд СП Changhe и Suzuki; 15,1 тыс.) и DongFeng (14,5 тыс.).

То есть получается, что большинство ключевых игроков авторынка КНР в Россию не спешат. И связано это с рядом причин. Прежде всего, в Поднебесной опасаются вторичных санкций США: все помнят печальную историю телеком-гиганта Huawei, которого американские санкции едва не потопили. Между тем в планы китайских автомобильных компаний входит освоение европейских рынков, которые часто выглядят более привлекательными, чем рынок РФ.

Не стоит забывать и о сотрудничестве китайцев с ведущими западными автоконцернами и производителями компонентов: эта кооперация теоретически тоже может пострадать из-за сближения КНР с Россией. Да и внутренний китайский авторынок имеет огромный потенциал, а значит, можно делать ставку на более знакомые и предсказуемые продажи. «Важно учитывать, что рынок Китая в десятки раз превосходит показатели нашего внутреннего рынка, при этом вопросы, связанные с логистикой, выстраиванием дилерских сетей в России, остаются, — комментирует Денис Кокорышкин, эксперт по легковым автомобилям “Альфа-Лизинга”. — Все это влияет на поведение крупных азиатских брендов. Хотя в 2023 году мы все же наблюдаем появление новых китайских автомобильных марок на российском авторынке и существенное расширение их модельного ряда».

По подсчетам Марины Дембицкой, за минувший год в России открылось 487 новых автосалонов брендов из КНР, а общее их число впервые перевалило за тысячу (1041) — это почти треть от дилерских сетей всех (3139) работавших в России салонов. Марка Omoda стала лидером по числу открытых салонов (108), а Haval — лучшим среди «китайцев» по объемам продаж с одного шоурума (285 автомобилей). В ряде городов такие шоурумы располагаются буквально в соседних кварталах.

Китайский бренд Jetour готовится к выходу на российский рынок. Фото:предоставлено компанией Jetour

Завуалированное производство

Официально на российской территории свой завод имеет только корпорация Great Wall: предприятие находится под Тулой, и в прошлом году здесь было собрано около 37 тыс. автомобилей. Однако в завуалированной форме китайцы активно участвуют в ряде крупных производственных проектов. Например, DongFeng совместно с липецким «Моторинвестом» изготавливают электромобили под маркой Evolute. При этом DongFeng свое сотрудничество с российским партнером не афиширует. Как и компания JAC, на основе продукции которой в столице начали выпускать автомобили возрожденной марки «Москвич», а в Татарстане — легкие коммерческие автомобили «Атлант» и «Арго» (вместе с российской компанией «Соллерс»). На заводе «Автотор» на тех же линиях, где раньше собирали корейские Kia и Hyundai, в конце января запустили сборку машин китайского бренда Kaiyi (51% его акций принадлежит правительству города Ибинь в провинции Сычуань, а 49% — компании Chery).

Вероятно, в ближайшее время в Россию придут и другие автомобильные марки из КНР. Активизировать этот процесс может запланированный визит в РФ высшего китайского руководства. «Китайские автопроизводители способны увеличить свою долю на нашем рынке — прежде всего на фоне высвобождения производственных площадей и продолжающегося увеличения товарооборота между Россией и Китаем, — прогнозирует Кирилл Плохих, директор факультета бизнеса университета “Синергия”. — Сейчас китайцы сделали акцент на кроссоверах (Haval F7, Chery Tiggo), но на таких машинах готовы ездить не все автомобилисты, поэтому китайские бренды наверняка попытаются сыграть и в других сегментах. Не исключено, что со временем у Škoda Rapid, Hyundai Solaris и Kia Rio (это одни из самых популярных седанов в РФ) появится конкурент в лице качественного китайского автомобиля, который будут продавать за те же деньги, а может, даже дешевле. А если в рамках российского-китайского партнерства будет достигнут ряд договоренностей, есть вероятность, что в стране заработают программы государственной поддержки на покупку машин из КНР».

Из десяти самых продаваемых машин в РФ семь — «китайцы»

Конкурентная угроза

На наступление зарубежного автопрома болезненно реагируют российские концерны, в первую очередь АвтоВАЗ. Пока он достойно держит оборону: по итогам февраля продажи Lada (21,5 тыс. единиц) составили 38% всего рынка новых авто — это на два процентных пункта больше, чем у китайцев.

В последние два месяца драйвером роста отечественного авторетейла остается Lada, а основная модель — Granta — в феврале поставила рекорд, обеспечив рынку более трети продаж и показав лучший результат за всю историю модели. Большую роль в этом сыграла госпрограмма льготного автокредитования, поддержавшая спрос на новые, прежде всего отечественные авто, позволив гражданам приобретать их со скидкой.

Но в ближайшее время ситуация может измениться: из-за санкционного давления АвтоВАЗ испытывает острую нехватку комплектующих и не может предложить клиентам широкий модельный ряд; основной объем продаж Lada сейчас делают простенькая Granta и устаревшие «Нивы» (Niva Travel и Niva Legend). В конце февраля АвтоВАЗ торжественно запустил в производство обновленную Lada Vesta NG, но выпуск этой в целом привлекательной для рынка машины буксует из-за дефицита деталей.

Возобновленное на АвтоВАЗе производство Lada Vesta NG пока буксует из-за нехватки комплектующих. Фото: предоставлено компанией АвтоВАЗ

Впрочем, участники рынка призывают не драматизировать ситуацию и не предрекать скорое вытеснение АвтоВАЗа, ГАЗа и УАЗа на обочину: на российском авторынке, все еще страдающем от недостатка машин, места хватит всем. Lada и китайские модели постепенно расходятся по разным нишам: Lada доминирует в сегменте доступных автомобилей — розничная цена в среднем ниже 1 млн рублей, в то время как прайс на китайские авто стартует от 1,7 млн. «На данный момент многие китайские компании проявляют интерес к рынку России. Так, на мощностях завода “Автотор” в Калининграде предполагается начать сборку автомобилей концерна BAIC. Changan — один из крупнейших производителей в КНР — собирается расширить свою линейку до 14 моделей. Обновить модельный ряд планирует и GAC, он уже приступил к сертификации автомобилей. А Great Wall и Chery в скором времени запускают продажи машин под марками Tank, Jetour и Kaiyi, — комментирует Сергей Фирсов, исполнительный директор сети автосалонов Expocar. — Что же касается автомобилей Lada, то их вряд ли можно назвать прямыми конкурентами китайских брендов. Они находятся в разных ценовых сегментах и отличаются оснащением и уровнем используемых технологий. Тем не менее Lada будет отстаивать свою долю рынка за счет обновления модельной линейки, низкой стоимости и, возможно, старта производства ряда китайских автомобилей под своим брендом». «На наш взгляд, Lada конкурентом для большей части брендов из Китая не является: это совершенно разные целевые группы и ценовое позиционирование, — соглашается Юлия Овчинникова, директор по развитию автохолдинга “Ключавто”. — Покупатели Lada выбирают проверенный и прогнозируемый вариант, это более консервативная аудитория. А позиционирование новых китайских брендов — автомобили для тех, кто открыт новому и готов платить за технологии».

«Вероятнее всего, в 2023 году основу продаж составят российские и китайские бренды, — считает Марина Дембицкая. — АвтоВАЗ и другие отечественные марки продолжат расширять производство. Так, в марте начал расти региональный бизнес марки “Москвич”: помимо Москвы и Санкт-Петербурга оказались охвачены более 20 городов, а крупные дилеры уже сейчас могут предоставить выбор из нескольких десятков машин. Кроме того, у авторетейлеров стали появляться новые “Москвичи” с автоматической коробкой передач, цена которых со всеми поддержками оказывается ниже 1,8 миллиона рублей, что на 200 с лишним тысяч меньше изначально объявленной заводом».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
ВСМ Москва — Санкт-Петербург: пора воплотить мечту ВСМ Москва — Санкт-Петербург: пора воплотить мечту

Будет ли построена в России высокоскоростная железнодорожная магистраль?

Эксперт
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
«Пока вы презрительно морщитесь, другие на ТикТоке уже зарабатывают миллионы» «Пока вы презрительно морщитесь, другие на ТикТоке уже зарабатывают миллионы»

ТикТок становится самым масштабным каналом продвижения и продажи для бизнеса

Эксперт
Элизабет Мун: «Население: одна». Фрагмент научно-фантастического романа Элизабет Мун: «Население: одна». Фрагмент научно-фантастического романа

Глава из фантастического романа для поклонников Урсулы ле Гуин

СНОБ
«Гнев человеческий» Гая Ричи: Голливуд времен старой этики «Гнев человеческий» Гая Ричи: Голливуд времен старой этики

Гай Ричи возвращает нас в Голливуд семидесятых-восьмидесятых годов

Эксперт
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье

Основные причины финансовых разногласий в парах

Inc.
Как убирать спальню каждый день, раз в неделю и раз в месяц: советы профессиональных клинеров Как убирать спальню каждый день, раз в неделю и раз в месяц: советы профессиональных клинеров

Как поддерживать в спальне чистоту и порядок?

VOICE
О насущном: как хранить банковскую карту, чтобы она не размагнитилась О насущном: как хранить банковскую карту, чтобы она не размагнитилась

Что делать, если ваша банковская карта размагнитилась?

ТехИнсайдер
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу? Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу?

Что важно знать о поллинозе, чтобы пережить период активного цветения растений

Maxim
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
4 шага, которые помогут принять свое тело и полюбить себя 4 шага, которые помогут принять свое тело и полюбить себя

Как научиться любить себя или вернуть эту любовь, если она была потеряна?

Psychologies
Антрополог и историк заходят в ресторан: как пищевые привычки мигрантов меняют страны Антрополог и историк заходят в ресторан: как пищевые привычки мигрантов меняют страны

Как массовая иммиграция способствует развитию ресторанного бизнеса?

Forbes
Что такое процедура медиации: принципы и результаты Что такое процедура медиации: принципы и результаты

Кто такой медиатор, когда к нему стоит обратиться?

РБК
Половина зумеров сталкивается с выгоранием в первый год трудоустройства Половина зумеров сталкивается с выгоранием в первый год трудоустройства

Зумеры выгорают раньше всех, а миллениалы не любят свою профессию

Forbes
Смену власти в майяском городе отметили сожжением останков прежних правителей Смену власти в майяском городе отметили сожжением останков прежних правителей

Следы сожжения останков правителей археологи нашли в одной из пирамид

N+1
Космические узоры: как покрасить пасхальные яйца чаем каркаде Космические узоры: как покрасить пасхальные яйца чаем каркаде

С помощью чая каркаде можно получить оригинальный узор на пасхальных яйцах

ТехИнсайдер
Самые большие паровозы Самые большие паровозы

Среди паровозов были просто гиганты, тянувшие огромное количество вагонов

Зеркало Мира
Безопасно ли чистить уши? Иногда этого делать не стоит Безопасно ли чистить уши? Иногда этого делать не стоит

Что можно и чего нельзя делать с ушной серой и чисткой ушей

ТехИнсайдер
Как продлить свежесть педикюра после салона: 5 золотых правил для гладких пяток и безупречного покрытия Как продлить свежесть педикюра после салона: 5 золотых правил для гладких пяток и безупречного покрытия

Как ухаживать за стопами и свежим педикюром?

VOICE
«Главное – не вовлекайся» «Главное – не вовлекайся»

Перспективы семейных ценностей и династические проблемы современного общества

Правила жизни
Топ-10 необычных и полезных приборов для кухни Топ-10 необычных и полезных приборов для кухни

Гаджеты, которые упрощают привычные бытовые дела на кухне

ТехИнсайдер
Не все потеряно: как кинематограф осмысляет мировые трагедии Не все потеряно: как кинематограф осмысляет мировые трагедии

Кинематограф работает с материалом человеческих трагедий

Правила жизни
Как отмыть кисти от засохшей краски, чтобы они снова стали мягкими и чистыми: полезный лайфхак Как отмыть кисти от засохшей краски, чтобы они снова стали мягкими и чистыми: полезный лайфхак

Как отмыть засохшую в краске кисть разными способами

ТехИнсайдер
Открыть в приложении