История с углем на востоке в определенной степени традиционная

ЭкспертБизнес

Как разгрузить инфраструктуру на востоке

Есть ли варианты, которые позволят не перегружать восточное направление перевозками угля и в то же время сохранить экспортный потенциал этого ресурса?

Владимир Косой, президент Центра экономики инфраструктуры

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

История с углем в определенной степени традиционная. Тяжеловесные поезда (весом до 8000 тонн и более), которые движутся с малыми скоростями, всегда конфликтуют с более легкими грузами. Контейнерный поезд может идти со скоростью пассажирского. И для РЖД всегда было проблемой совместить график движения тяжеловесных поездов и перевозки более легких и высокомаржинальных грузов, прежде всего контейнеризируемых.

Сейчас эта проблема стала особенно острой из-за того, что значительная часть объема перевозок (как экспортных, так и импортных) переместилась с западного направления на восточные: уровень и объемы перевозок в направлении Балтики, например, упали практически в два раза. Экономика России оказалась в очень сложном положении, поскольку существенная часть высокомаржинальных грузов, например комплектующие для промышленности и целый ряд других грузов из Китая и Юго-Восточной Азии, традиционно поставляется по Транссибу, который во втором полугодии 2022 года стал еще более загруженным.

Если называть вещи своими именами, то традиционная дорога, в значительной степени использовавшаяся для перевозки угля, сейчас нужна для перевозки грузов, от которых зависит вся экономика России. И де-факто в ручном режиме начали регулировать и определять, что для нас приоритетно — перевозки угля или перевозки других грузов.

Есть еще одна сторона вопроса: в тарифах на перевозку угля «зашита» субсидия, через которую государство добивается необходимого уровня рентабельности угольной промышленности. Эта субсидия призвана поддержать угольную промышленность как некую социально значимую отрасль. Здесь на первый план выходит второй вопрос: не пора ли вообще пересмотреть тарифную политику в части перевозки угля? И насколько нам нужно субсидировать угольную промышленность? Возможно, сейчас требуется стимулировать более глубокую переработку угля, к примеру углехимию, чтобы уголь не вывозили по минимальным экспортным тарифам, что может быть неоптимальным для экономики страны в целом.

Давно идут бесконечные битвы между противниками и сторонниками развития угольной промышленности. Противники говорят, что нам невыгодно в целом в таких объемах экспортировать уголь из-за большого транспортного плеча. Сейчас уголь в России — это прежде всего Кузбасс, который находится очень далеко от портов вывоза, поэтому в России перевозка осуществляется на расстояния 4000–5000 км (что в принципе ставит под сомнение рентабельность вывоза). Для сравнения: угольные разрезы в Австралии или Индонезии находятся в 100–200 км от портов, соответственно там расходы на перевозку минимальные.

Восточный полигон

Здесь существует проблема транспортной и логистической безопасности России. В условиях сокращения перевозок через Азовско-Черноморский бассейн и через Балтийское море она оказалась в позиции страны, значительная часть логистики которой «висит» на одной же лезнодорожной нитке — на Транссибе. Разумеется, у нас также остается БАМ, но там есть серьезные ограничения: Байкало-Амурская магистраль не везде электрифицирована, не везде двухпутная, у нее достаточно сложный профиль, и она функционирует в тяжелых климатических условиях, что также влияет на ее пропускную способность. Фактически на сегодняшний день страна полностью зависима от перевозок по Транссибу.

Даже Российская империя жила в другой логике: существовала Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), которая через Маньчжурию соединяла Сибирь с Приморьем. То есть даже в те времена у нас были две полноценные железные дороги, которые обеспечивали перевозку на этом участке. Сейчас мы живем в другой ситуации: КВЖД у нас давно нет — после военных действий в Маньчжурии в 1929–1930 годах Советский Союз передал контроль над бывшей царской концессией сначала Маньчжоу-Го, а после Второй мировой войны КНР.

Встает вопрос: какая у нас есть альтернатива, чтобы получить хороший доступ к дальневосточным портам и Китаю? Здесь мы оказываемся в той же ситуации, что и страны, не имеющие выхода к морю. Физически Центральная Россия находится недалеко от Китая. Но для того, чтобы попасть туда, нужно проехать транзитом через Казахстан или Монголию, что создает достаточно серьезные логистические проблемы: развивать в этих странах полноценную инфраструктуру затруднительно в силу политических обстоятельств. Эти страны, не будучи враждебными по отношению к России, не готовы ставить свою экономику под угрозу вторичных санкций, и это сильно ограничивает перспективы сотрудничества в части транзитной логистики.

Транспортировка угля из Читы, 1977 год. Фото: Григорий Калачьян/ТАСС

Пути решения

В силу перечисленных факторов для нас сейчас становится очень актуальным коридор «Север — Юг», который в последние месяцы обсуждается достаточно активно. Прежде всего актуален коридор через Иран: через Каспийское море с использованием Волжского бассейна и с последующим выходом к бассейну Индийского океана через автодорожную и железнодорожную сеть Ирана.

Нужно серьезно развивать северное и северо-западное направления: Мурманского и Архангельского портов, а также Северного морского пути. Это развитие активно началось несколько лет назад и сейчас стало жизненно необходимым. В РЖД идет дискуссия о том, как действовать: вкладывать больше средств в Восточный полигон или в значительной степени усилить движение на Кольский полуостров. К слову, буквально недавно в порту Мурманска появился новый большой угольный терминал.

Угольный вопрос

С учетом размеров Сибири перевозки угля из Кузбасса на северо-запад как альтернатива маршруту на восток не приведут к значимому росту плеча железнодорожных перевозок. Увеличивается плечо морской перевозки, и здесь мы попадаем в серьезную зависимость от тарифов морского фрахта. Тарифы на железнодорожные перевозки можно регулировать: на северо-западе у нас гораздо более развитая инфраструктура, чем на востоке. В условиях, когда логика перевозок определяется не только экономикой, но еще и политикой, можно рассмотреть варианты переключений, в том числе на тот же порт Мурманска.

Все последние годы Центр экономики инфраструктуры зачастую выступал драйвером идеи о том, что угольная эпоха идет к закату. Но нужно понимать, о каком горизонте планирования мы говорим. В 2030–2035 годах объемы использования угля будут сокращаться, но это не означает, что полный отказ произойдет в ближайшие годы. Ситуация с российским трубопроводным газом, который практически перестал поставляться в ЕС, привела к тому, что угольная генерация в Евросоюзе возобновляется; потреблять уголь в десятилетней перспективе станут и Индия, и Китай. Кто и как будет покупать уголь — это вопрос перераспределения рынков. Спрос в моменте растет, и Россия может получить свою долю этого пирога.

Важен вопрос себестоимости добычи угля. Однако у нас в любом случае везде большое плечо перевозки и без определенной поддержки со стороны государства в чистом виде уголь не слишком выгоден как экспортный товар. Но в условиях, когда существуют ограничения на газ и вводятся ограничения на нефть и нефтепродукты, вопрос об экспорте угля может оказаться вне экономики. Интерес к углю как к поставщику валютной выручки для Российской Федерации и к возможности обеспечить деньгами российский импорт может даже вырасти.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ядерный круговорот во благо природы Ядерный круговорот во благо природы

Российская атомная отрасль прошла очередной этап пути замкнутому циклу

Эксперт
Драма в бетоне: московские новостройки уже не по карману покупателям Драма в бетоне: московские новостройки уже не по карману покупателям

На спросе новостроек сильно сказалось изменение условий «ипотеки от застройщика»

Forbes
Движение, порожденное войной и общественным кризисом Движение, порожденное войной и общественным кризисом

В книге исследуются истоки, история, социальные основы и идеология фашизма

Эксперт
Что делать, если в отношениях устраивает все, кроме секса: 4 шага к решению проблемы Что делать, если в отношениях устраивает все, кроме секса: 4 шага к решению проблемы

Как достичь гармонии в отношениях — как в спальне, так и за ее пределами?

Psychologies
Дмитрий Дьяченко: «Главный режиссерский навык — умение делать правду» Дмитрий Дьяченко: «Главный режиссерский навык — умение делать правду»

Режиссер Дмитрий Дьяченко — о жанре фэнтези и о своих сильных сторонах

Эксперт
«Просвещение может нам помочь»: биолог Александр Панчин о будущем научпопа в России «Просвещение может нам помочь»: биолог Александр Панчин о будущем научпопа в России

Александр Панчин рассказывает, что сейчас происходит с научпопом в России

Forbes
Николь Кидман: небесная звезда Николь Кидман: небесная звезда

Даже муж никогда не знает, что она вновь выкинет, какую вытянет карту из колоды

Караван историй
Спирс, Джоли, Кен, рысь: на кого хотели быть похожи жертвы пластики Спирс, Джоли, Кен, рысь: на кого хотели быть похожи жертвы пластики

Эти люди спустили целые состояния на пластику

VOICE
Миллениалы: кто они и почему о них все говорят? Миллениалы: кто они и почему о них все говорят?

Кто такие «игреки», и какими ценностями они обладают?

ТехИнсайдер
Город будущего как объект исследования | The City of the Future as an Object of Research Город будущего как объект исследования | The City of the Future as an Object of Research

10 современных книг о городах будущего

Позитивные изменения
Когда слово равно делу | When a word equals a deed Когда слово равно делу | When a word equals a deed

Социальное воздействие посредством медиа и способы его измерения

Позитивные изменения
Лучший секс в жизни: 7 личных историй мужчин и женщин — прочитайте откровенные признания Лучший секс в жизни: 7 личных историй мужчин и женщин — прочитайте откровенные признания

Семь откровенных историй о незабываемых моментах страсти

Psychologies
Бесполезные юристы, быстрые контракты и долгие разговоры: как вести бизнес в США Бесполезные юристы, быстрые контракты и долгие разговоры: как вести бизнес в США

К особенностями бизнеса по-американски надо готовиться?

Forbes
Ходьба — самое полезное упражнение, но почему? Ходьба — самое полезное упражнение, но почему?

Ходьба это нечто большее, чем просто передвижение

ТехИнсайдер
Слишком мечтательная феминистка: как Незихе Мухиддин боролась за равноправие в Турции Слишком мечтательная феминистка: как Незихе Мухиддин боролась за равноправие в Турции

Вспоминаем историю феминистки Незихе Мухиддин

Forbes
Флегматик — кто он на самом деле: миролюбивый аналитик или бесячий лентяй? Флегматик — кто он на самом деле: миролюбивый аналитик или бесячий лентяй?

Какие же флегматики на самом деле и почему именно такие?

ТехИнсайдер
Турция: полный гид для идеального и небанального отдыха Турция: полный гид для идеального и небанального отдыха

Все, что поможет подготовиться к путешествию и спланировать отпуск в Турции

Правила жизни
Что я в нем нашла? Что я в нем нашла?

На определенный тип мужчин реагируем по принципу «ты чуть вошел – я вмиг узнала»

Лиза
Какой вид спорта выбрать, если куришь: объясняет врач Какой вид спорта выбрать, если куришь: объясняет врач

Насколько здоровье курильщиков позволяет им заниматься спортом и какой лучше?

Maxim
Как не впасть в синдром «яжемать» Как не впасть в синдром «яжемать»

«Яжемать»: откуда возникает это явление и нужно ли с ним бороться?

Лиза
На тёмной стороне искусства На тёмной стороне искусства

На коллекционерах то и дело наживаются всякого рода жулики, мошенники и воры

Robb Report
Тушь-плевательница и бритва вместо скальпеля: как в СССР возникла индустрия красоты Тушь-плевательница и бритва вместо скальпеля: как в СССР возникла индустрия красоты

Существует стереотип, что советским женщинам не было дела до красоты. Это не так

Вокруг света
Заниматься любовью и… искусством: истории художников, которые творили в паре Заниматься любовью и… искусством: истории художников, которые творили в паре

Истории семей, в которых и муж, и жена были талантливыми художниками

Psychologies
Защита от старения и успех в переговорах: 5 причин носить очки Защита от старения и успех в переговорах: 5 причин носить очки

Как очки меняют нашу внешность в лучшую сторону?

Psychologies
Пятый в истории: что означает новый случай излечения от ВИЧ Пятый в истории: что означает новый случай излечения от ВИЧ

Победить ВИЧ удалось после трансплантации пациенту стволовых клеток

Forbes
Как детские травмы мешают строить отношения: 3 главных последствия — мнение психотерапевта Как детские травмы мешают строить отношения: 3 главных последствия — мнение психотерапевта

Как научиться преодолевать разрушительные последствия травматичных событий?

Psychologies
Этот актер играл Арагорна во Этот актер играл Арагорна во

Стюарт Таунсенд мог сыграть Арагорна

VOICE
О чем говорит ChatGPT О чем говорит ChatGPT

ChatGPT не может действовать: он не умеет играть в игру «Покажи и назови»

Эксперт
Парижанки уже не ориентир: на кого теперь равняются девушки с чувством стиля Парижанки уже не ориентир: на кого теперь равняются девушки с чувством стиля

Трендсеттеры нового поколения постепенно перебираются в Копенгаген

VOICE
Как проявляется кризис среднего возраста у женщин: 4 сценария и способы их изменить Как проявляется кризис среднего возраста у женщин: 4 сценария и способы их изменить

Как предотвратить кризис среднего возраста?

Psychologies
Открыть в приложении