Режиссер Дмитрий Дьяченко — о жанре фэнтези и о своих сильных сторонах

ЭкспертРепортаж

Дмитрий Дьяченко: «Главный режиссерский навык — умение делать правду»

В прокат вышел фильм «Бешенство» — новый проект режиссера Дмитрия Дьяченко, снятый в жанре триллера

Вячеслав Суриков

Дмитрий Дьяченко — режиссер, фильмы которого собрали в отечественном прокате больше 12 миллиардов рублей

Дмитрий Дьяченко был одним из самых успешных российских режиссеров и до выхода в прокат в начале этого года фильма «Чебурашка». Это произошло благодаря франшизе «Последний богатырь», сборы трех фильмов которой превысили шесть миллиардов рублей. Дебютировал он в большом кино благодаря комедийному проекту «Квартет И». Вместе с Леонидом Барацем, Ростиславом Хаитом, Камилем Лариным и Александром Демидовым он снял четыре фильма: «День радио», «О чем говорят мужчины», «О чем еще говорят мужчины», «Быстрее чем кролики». С сериала «Кухня» началось сотрудничество Дьяченко со студией Yellow, Black and White. Он же стал режиссером эпизода «Кухня в Париже», снятого специально для кинопроката, и фильма «СуперБобровы». После трех фильмов про «Последнего богатыря», в перерыве между которыми он снял продолжение «СуперБобровых», Дьяченко приобрел устойчивую репутацию мастера одного из самых востребованных зрителем жанров — комедийного фэнтези.

«Чебурашка» превзошел все мыслимые ожидания. Он установил сразу резко несколько рекордов по сборам, в том числе самый важный — по общей сумме, собранной в отечественных кинотеатрах. Уже сейчас она превышает 6,5 млрд рублей. Это вдвое больше, чем собрал предыдущий отечественный рекордсмен — «Холоп». «Чебурашка» в течение семи недель лидировал среди фильмов, идущих в отечественном прокате, и только на восьмой неделе спустился на вторую строчку. Число зрителей, посмотревших «Чебурашку», за это время приблизилось к 22 миллионам, что сопоставимо с советскими хитами. И пока это только предварительные данные, потому что прокатная судьба фильма еще далека от своего финала.

23 февраля выходит в прокат новый фильм Дмитрия Дьяченко — «Бешенство». В отличие от всех предыдущих работ режиссера он снят в жанре триллера и рассказывает историю отца, пытающегося спасти сына от наркотиков. По сценарию, написанному Алексеем Казаковым (он же выступил в качестве одного из продюсеров фильма), главный герой фильма привозит сына в тайгу в надежде, что вдалеке от цивилизации и под его присмотром тот сможет преодолеть зависимость, и оказывается в эпицентре эпидемии бешенства среди волков. Главную роль в фильме сыграл Алексей Серебряков. В фильме также можно увидеть таких актеров, как Всеволод Володин («Люся», «Вспоминая тебя»), Евгений Ткачук («Тихий Дон», «Обитель», «Перевал Дятлова»), Георгий Дронов («Сибирский цирюльник», «Дневной дозор», «Ночной дозор» «Саша + Маша»).

Накануне выхода фильма в прокат «Эксперт» поговорил с Дмитрием Дьяченко о его новом фильме.

— Переход в новый жанр — чем он обусловлен?

— В первую очередь желанием попробовать что-то другое, кроме комедии, сильное чувство, что надо себя проявить в другом жанре. Я люблю и триллер, и экшен, и Sci-Fi, и с удовольствием поснимал бы фильмы и в этих жанрах тоже. Желание поработать в непривычном для себя жанре свойственно всем режиссерам, в этом нет ничего нового.

Вторая причина — хороший сценарий. Они не так часто мне попадаются, а этот сценарий меня поразил. Настолько, что я сразу сказал Алексею Казакову: а можно я буду снимать это кино? Мне было бы жалко, если бы этот фильм достался какому-то другому режиссеру.

— Есть ли принципиальные отличия в работе над фильмом в жанре фэнтези и триллером?

— Ты должен чувствовать тональность каждого из жанров. На каждом проекте ты создаешь свой мир, свою атмосферу, и ты должен уметь создавать их в соответствии с заданной жанровой тональностью. В моей профессиональной карьере передо мной сначала стояла задача снимать разговорные комедии. Этот опыт у меня получился. Потом я снимал производственную комедию — «Кухня». Тоже получилось. Мои фильмы в жанре фэнтези, который я очень люблю, мне кажется, тоже неплохо вышли. Теперь новая ступень — триллер. Я всегда любил и «Чужого» и «Нечто», хотя они больше относятся к жанру хоррор. Я не люблю такие фильмы, как «Пятница, 13-е» и «Кошмар на улице Вязов». Они физиологичны, и в этой физиологичности слишком много психологического давления. Но глобальных отличий нет. Разве что в триллере ты делаешь больший упор на достоверность происходящего в кадре.

В новом фильме Дмитрия Дьяченко «Бешенство» главную роль сыграл Алексей Серебряков

— Какими профессиональными навыками должен обладать режиссер, работающий в жанре фэнтези, и режиссер, снимающий триллеры?

— Главный режиссерский навык — умение делать правду. Фэнтези тоже может не получиться, если зритель не будет чувствовать правду в том фэнтезийном мире, который он видит на экране. Мир, который создал Питер Джексон в трилогии «Властелин колец», с одной стороны, был вымышленным, с другой — поражал реалистичностью. Важно быть внимательным к мелочам. Этот профессиональный навык имеет значение и там, и там. В триллере нужно создавать напряженную атмосферу. Она возникает все из той же достоверности. Еще Тарковский говорил, что документальность в кино — самое главное. Для меня важно чувство меры. И в каждом из жанров оно по-разному выражается. В фэнтези нельзя быть грубым, нельзя снимать что-то очень жесткое. В триллере нельзя быть нежным по отношению к зрителю.

— С какими профессиональными вызовами вам пришлось столкнуться на съемочной площадке «Бешенства»?

— Я предполагал, какие сложности могут возникнуть в зимнем кино. И они возникли. Поездку на снегоходах мы снимали всю ночь. И то снег камеру залепит, то снегоход перевернется. Это сильно изматывало. Но самой сложной оказалась работа с животными. На съемках «Бешенства» у нас были волки. С ними было сложно, потому что они были не бешеные, а обычные. Они вовсе не злые, а очень осторожные и хитрые. Они не хотят нападать, предпочитая что-то стащить исподтишка. Несмотря на то что мы привезли их издалека, они не до конца выполняли свою задачу в кадре. Это было некоторым разочарованием.

Но тем не менее мы не унывали, потому что знали, что у нас есть CGI-департамент (часть съемочной группы, отвечающая за цифровую графику. — «Эксперт») и замечательный каскадер по прозвищу Мики, который выполнял те задачи, которые не удавались настоящим волкам. Это очень ловкий парень, и многие вещи, которые зритель увидит в кадре, связаны с работой этого каскадера. Что касается работы с артистами, здесь не было каких-то сложностей. Она превзошла все мои ожидания. От съемок этого фильма я получил больше удовольствия, нежели от съемок, например, моих комедийных фильмов, которые давались мне гораздо труднее.

— В «Бешенстве» юмор не бросается в глаза. Насколько для автора, который до сих пор делал юмор важной составляющей своих фильмов, это было необычно?

— Здесь нет юмора, рассчитанного на яркую зрительскую реакцию, но многие персонажи «Бешенства» вызывают к себе ироническое отношение. Одна из моих задач заключалась в том, чтобы не превратить фильм в слишком мрачную историю. Герои фильма подкалывают друг друга, шутят. Они ведут себя как обычные люди, которые даже в самых сложных ситуациях не теряют чувство юмора. В «Бешенстве» мы не отказались от юмора. Другое дело, что он сейчас воспринимается иначе. Вряд ли зритель будет смеяться на этом фильме так же, как он смеется на моих комедийных фильмах. Но особая ирония в нем все же присутствует. И мне будет приятно, если зритель сможет ее разглядеть.

Комедии в принципе снимать очень сложно. И мне жаль, что этот жанр недооценивается. Например, на каких-нибудь фестивалях жюри думает: вот эти люди что-то там шутят, кривляются. На самом деле нет. Если комедия удачная, если она собрала много денег в прокате, значит, ее создатели вложили в нее очень много усилий: сценаристы смешно написали, а режиссер и актеры смешно воссоздали написанную ими историю. Погружение в реальность триллера для меня оказалось несложным, хотя я скорее комедийный человек, нежели суровый и мрачный.

Суммарные сборы трех фильмов франшизы «Последний богатырь» — почти шесть миллиардов рублей

— Вы продолжительное время работали с компанией Yellow, Black and White. Что для режиссера означает работа с новой продюсерской группой? В чем для вас были отличия?

— С этой продюсерской группой мне работалось легко, потому что Алексея Казакова я знаю еще по работе над фильмом «СуперБобровы». Мне очень нравится фильм «Горько», для которого он писал сценарий. Мне нравится, как он искренне и хлестко пишет свои тексты. В его сценариях есть «мускулатура слов», о важности которой писал еще Бабель. Он очень тревожный продюсер. Он любит все проверять, во все вникать. Yellow, Black and White мне доверяют больше. Но Алексей на площадке бывал очень редко. Приезжал буквально несколько раз. Тоже полностью мне доверился. В кадр не влезал, над душой не висел. Мы сотрудничали и уважали мнение друг друга.

Дай бог всем таких продюсеров, как ребята из Yellow, Black and White, как Алексей Казаков и Павел Буря. Они никогда на меня не давили. Мы все обсуждали, и эти обсуждения проходили всегда очень корректно. Тем более что я могу опираться на свой опыт и задавать свои правила. При этом всегда отношусь к мнению продюсеров уважительно, и если продюсер на чем-то настаивает, то я готов это сделать. Никогда не буду категорически от чего-то отказываться. Бывает, что я настаиваю на своей позиции, но не так часто.

— Что значит в России статус коммерчески успешного режиссера? Как он влияет на степень его свободы в принятии тех или иных решений?

— Я еще пока не ощутил этого статуса. Хотя я его приобрел еще благодаря «Богатырям». Ко мне всегда прислушиваются. К счастью, зрители меня в лицо не узнают. Свободы в принятии решений этот статус добавляет. Но эта свобода появилась у меня еще после фильма «О чем говорят мужчины». Я почувствовал эффект от фильма по хорошо написанному «Квартетом И» сценарию, и дальше мне было легко.

— Каковы ваши ожидания от зрителей, смогут ли они, так же как и вы, переключиться с ваших фэнтезийных историй на ваш триллер?

— Им просто не нужно думать о том, что этот фильм снял режиссер комедий Дмитрий Дьяченко. А настроиться на напряженное и эмоционально трепетное кино. Например, Спилберг снимал разные фильмы: и «Челюсти», и «Индиану Джонс», и «Парк юрского периода», и комедийный «Терминал». Это хороший пример многогранного режиссера, который видит хорошую историю и воплощает ее. Я не вижу здесь невозможных для зрителя барьеров. Смотрите фильм, качайтесь на его эмоциональных качелях, наслаждайтесь игрой артистов.

— Как вы оцениваете потенциал отечественной киноиндустрии — как быстро ей удастся насытить кинорынок востребованными зрителями фильмами? Какие условия для этого нужны?

— Здесь каких-то замысловатых рецептов и быть не может. Будем делать хорошие фильмы, зритель будет на них ходить. Будет кино смешное, страшное и напряженное, как «Движение вверх», или как «Т-34», или «Холоп», зрители будут ходить. Будет кино поверхностное или бессмысленное, или глупое, зритель не будет ходить.

— Какая самая сильная сторона режиссера Дмитрия Дьяченко?

— У него много сильных сторон. Если бы сильная сторона была только одна, он ничего бы не добился. В том, что он, как правило, старается ни с кем не спорить, но при этом умеет добиваться поставленной задачи. Я думаю, что режиссеру Дьяченко удается сделать так, чтобы артисты играли максимально достоверно. Это не всегда бывает. Бывают и наигрыши. В целом ему удается соблюсти меру. Он не злит зрителя плохой игрой и плохо снятыми кадрами. Режиссеру Дьяченко удается создать в своих фильмах такую атмосферу, что зритель словно проваливается в другой мир. По крайней мере, ему так хочется о себе думать.

— Как вы считаете, благодаря чему вы стали самым успешным на сегодняшний день российским режиссером?

— Это произошло благодаря стечению обстоятельств. Но в том числе благодаря долгой и упорной работе. Я стал самым успешным режиссером к пятидесяти годам — столько мне исполнилось в прошлом году. Это произошло благодаря большому количеству снятых фильмов, постепенному накоплению опыта, умению найти хороший сценарий и друзей, которые тебе могут помочь в твоей работе, умению работать с артистами, не давить на них, создавать на площадке дружественную атмосферу. И вот однажды все эти факторы сработали так, что получился фильм, который зрители полюбили. Но если вы сможете найти хороший сценарий, артистов, которые смогут его сыграть, и всю остальную группу, у вас тоже может получиться такой фильм.

За восемь недель проката фильм Дмитрия Дьяченко «Чебурашка» собрал больше шести миллиардов рублей

Фото: Олег Сердечников, предоставлено пресс-службой Volga, Yellow, Black And White

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Будущее где-то рядом с Эр-Риядом Будущее где-то рядом с Эр-Риядом

Сможет ли Саудовская Аравия превратиться в ведущую мировую державу?

Эксперт
Кругом тёзки Кругом тёзки

В живом мире плодятся всё новые и новые тёзки

Наука и жизнь
Литий тоже будет наш Литий тоже будет наш

Россия возвращается к добыче собственного лития

Эксперт
Гид «Сноба» по Катару. Вижу искусство, слышу его, говорю о нем Гид «Сноба» по Катару. Вижу искусство, слышу его, говорю о нем

Арт-гид для ценителей современного искусства по Катару

СНОБ
Вызов нечеловеческой креативности Вызов нечеловеческой креативности

Почему не стоит бояться нейросетей на базе искусственного интеллекта

Эксперт
Как делали мумии. Ученые реконструировали методы древнеегипетской похоронной мастерской Как делали мумии. Ученые реконструировали методы древнеегипетской похоронной мастерской

Как была устроена мастерская бальзамировщика в Древнем Египте

ТехИнсайдер
Поедем на водороде Поедем на водороде

Наиболее эффективен для нас электрический транспорт на водородных элементах

Эксперт
ИИ: человечество не сможет удержать потепление в безопасных границах ИИ: человечество не сможет удержать потепление в безопасных границах

Ученые разработали систему ИИ для прогноза глобального потепления

ТехИнсайдер
Интернет тропосферного уровня Интернет тропосферного уровня

Тропосферная связь может стать эффективным способом доступа в интернет

Эксперт
Несмертельный развод: такое бывает? Несмертельный развод: такое бывает?

Давно пора пересмотреть саму идею трагичности развода и его травму

VOICE
Уютное гнездышко походника: история и современность спального мешка Уютное гнездышко походника: история и современность спального мешка

Привычный нам облик спальный мешок приобрел не сразу

Вокруг света
Nissan Judo. Автомобиль опередивший время Nissan Judo. Автомобиль опередивший время

Nissan Judo мог бы стать бестселлером продаж, но рынок был к нему не готов

4x4 Club
Наука хорошего самочувствия: как дофамин управляет нами Наука хорошего самочувствия: как дофамин управляет нами

Дофамин: как его повысить и можно ли стать от него зависимым?

ТехИнсайдер
Москва vs Петербург: краткая история пончика и пышки Москва vs Петербург: краткая история пончика и пышки

Чем отличается вкус пышек и пончиков?

СНОБ
Как делают спирт для водки: объясняем на пальцах принцип ректификации Как делают спирт для водки: объясняем на пальцах принцип ректификации

Что такое дистилляты и ректификаты? Как происходит ректификация?

Maxim
Как уменьшить размер одежды в домашних условиях? Как уменьшить размер одежды в домашних условиях?

Как можно сделать усадку одежды своими руками?

ТехИнсайдер
Искусство игнорировать дела. Почему важно научиться прокрастинировать Искусство игнорировать дела. Почему важно научиться прокрастинировать

Отрывок из книги «Четыре тысячи недель: Тайм-менеджмент для смертных»

СНОБ
Страшно интересно: пять мест с мистической атмосферой в России Страшно интересно: пять мест с мистической атмосферой в России

Предлагаем пять мест, пользующихся дурной славой, где можно пощекотать нервы

Караван историй
«Мой учитель Леонардо» в Музее AZ: вселенная Анатолия Зверева «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ: вселенная Анатолия Зверева

Открылась выставка картин легенды московского художественного мира шестидесятых

Эксперт
Пределы проходимости. В Suzuki Jimny по снежной целине (видео) Пределы проходимости. В Suzuki Jimny по снежной целине (видео)

Справится ли Suzuki Jimny с снежными преградами?

4x4 Club
Зарплаты, отзывчивость и забастовки: что удивляет нашедших работу за рубежом россиян Зарплаты, отзывчивость и забастовки: что удивляет нашедших работу за рубежом россиян

Несколько рассказов о том, как россияне устраиваются на работу за рубежом

Forbes
Мы просто друзья: что делать, если ты попала во френдзону Мы просто друзья: что делать, если ты попала во френдзону

Что делать, когда «просто» только ему?

VOICE
Расставили нейросети: поработит ли нас искусственный интеллект Расставили нейросети: поработит ли нас искусственный интеллект

История взаимоотношений "человек — машина" с 1800-х по настоящее время

Правила жизни
Посмотрите на Симу — самую старую крысу в мире. Ученые омолодили ее органы, и это может сработать с людьми Посмотрите на Симу — самую старую крысу в мире. Ученые омолодили ее органы, и это может сработать с людьми

Биологи из Калифорнии научились омолаживать пожилых крыс

Вокруг света
«Да просто сделай уже это»: почему сериал «Терапия» не спасает даже Харрисон Форд «Да просто сделай уже это»: почему сериал «Терапия» не спасает даже Харрисон Форд

«Терапия»: почему правила ситкомов не работают в реальном мире

Forbes
Почему в некоторых странах люди не снимают обувь дома? Почему в некоторых странах люди не снимают обувь дома?

Снимать обувь в доме: с чем связана разница в соблюдении этой бытовой привычки?

ТехИнсайдер
Пополнившийся Пополнившийся

Exeed LX получил привод на все колеса

Автопилот
Корпоративные ценности: на что обратить внимание при устройстве на работу — 4 примера Корпоративные ценности: на что обратить внимание при устройстве на работу — 4 примера

Как понять корпоративную культуру компании?

Psychologies
10 популярных явлений и предметов, которые незаметно ушли из нашей жизни 10 популярных явлений и предметов, которые незаметно ушли из нашей жизни

Предметы и явления, которые мы потеряли

Maxim
«Жизнь — сапожок непарный»: книга о советской женщине и репрессиях «Жизнь — сапожок непарный»: книга о советской женщине и репрессиях

Книга «Жизнь — сапожок непарный» — образец «лагерной» литературы XX века

Forbes
Открыть в приложении