«Это не падение, а стабилизация»
Глава Nissan в России Андрей Акифьев — о падении российского авторынка, экспорте автокомплектующих, перспективах использования электрокаров, испытаниях в России на дорогах общего пользования беспилотных машин, а также об уходе Ford и о новых формах продаж «авто по подписке»
Для российского автомобильного рынка год начался с переменным успехом: в январе спрос вырос на 0,6%, февраль показал падение на 3,6%, в марте — снова небольшая прибавка, на 1,8%. В итоге за первые три месяца в России было продано 392 тыс. новых легковых автомобилей, на 0,3% меньше, чем годом ранее. О том, как мировые автопроизводители оценивают нынешнюю ситуацию на российском авторынке, рассказывает Андрей Акифьев, управляющий директор Nissan в России.
— Андрей Георгиевич, судя по отрицательным результатам продаж новых автомобилей, наш рынок стоит на пороге очередного драматичного падения?
— Я бы не стал называть это падением. Речь, скорее, идет о стабилизации достигнутого уровня. Если мы посмотрим на последний квартал, то увидим, что оценки, которые Ассоциация европейского бизнеса давала ранее, в прогнозе на 2019 год, в принципе, сбываются. Напомню, что АЕБ на текущий год предсказывала незначительный рост, на уровне чуть больше трех процентов. В первом квартале произошло небольшое сокращение — на 0,3 процента, но, по сути, это уровень прошлого года. По правде говоря, у нас были опасения, что падение могло бы быть еще больше. Как мы помним, в конце прошлого года был значительный всплеск спроса, вызванный ожиданием повышения НДС и курсовыми колебаниями рубля. Это было некое перетаскивание спроса со следующего года. Так что мы опасались, что в начале 2019-го продажи будет хуже, но этого не произошло. Что же касается марки Nissan, то здесь ситуация лучше, чем в среднем по рынку, мы по итогам квартала выросли на шесть процентов. Мы не расцениваем это как выдающееся достижение, просто заранее, понимая, что будут трудности, мы смогли создать программы поддержки спроса — кредитные программы с нулевыми ставками, программы лояльности и trade in, которые смогли дать нужный эффект.
— Какие положительные и отрицательные факторы сейчас влияют на рынок? Многие говорят, что в России сформировался значимый отложенный спрос, который, как сжатая пружина, постепенно распрямляется и толкает продажи вверх.
— Действительно, если считать, что машинами владеют в среднем до пяти лет и прошлый пик продаж приходился на 2012–2013 годы, люди, по идее, сейчас должны менять купленные в тот период автомобили. Но не стоит забывать, что на фактор отложенного спроса влияет и покупательная способность населения, поэтому не факт, что отложенный спрос может реализоваться в текущем году. К сожалению, покупательная способность сейчас лимитирована. В этой ситуации подтолкнуть спрос на автомобильном рынке помогают различные выгодные кредитные программы, которые позволяют покупателю посмотреть на свой автомобиль и принять решение его поменять. Ну и еще на это решение влияет обновление модельного ряда.
— Если говорить об обновлениях и новинках, что предлагает Nissan?
— В последнее время мы активно обновляем свой модельный ряд. Мы вывели на рынок обновленный Nissan Terrano — изменения не были значительными, но машина стала интереснее. Важным для нас стал вывод на рынок двух наших ключевых продуктов — кроссоверов Qashqai и Х-Trail. Мы начали с того, что летом прошлого года установили на Х-Trail мультимедийную систему «Яндекс. Авто» как опцию. Это был, пожалуй, первый случай, когда в наш автомобиль был интегрирован довольно сложный российский продукт. Для этого пришлось произвести много согласований, технических доработок, чтобы устройство не конфликтовало с другими системами автомобиля. Позже, в декабре, у Х-Trail произошел существенный рестайлинг, а с 1 апреля 2019-го на рынок вышел новый Qashqai. Оба кроссовера серьезно изменились, как внешне, так и технически. Помимо изменений в дизайне оба автомобиля получили целый ряд доработок и улучшений — подвеска, шумоизоляция, ездовой комфорт за счет улучшения настроек шасси и связки двигатель— вариатор, а также важные интеллектуальные системы безопасности. Все это не только сделало автомобиль лучше, но и позволило ему максимально соответствовать сложным дорожным и климатическим российским условиям. И особенно приятно, что за все изменения отвечали российские инженеры из Технического центра Nissan, расположенного в Санкт-Петербурге.
— Упомянутые новинки вы производите на своем заводе в России. Как в последнее время реализуется ваша производственная стратегия на территории РФ?
— Всего в выпуске автомобилей Nissan в России задействованы три производственные площадки, две из них используются в рамках нашего партнерства в альянсе Renault—Nissan— АвтоВАЗ. Первая — это завод Renault в Москве, где для Nissan выпускается модель Terrano; на АвтоВАЗе мы производили Almera, а также обе модели бренда Datsun. И наконец, завод Nissan в Санкт-Петербурге выпускает три модели: Qashqai, X-Trail и Murano. Наличие нескольких производственных площадок дает нашей производственной стратегии гибкость. Разумеется, поскольку завод в Санкт-Петербурге полностью наш, фокус развития мы делаем именно на нем. Мы продолжаем в него активно инвестировать и совершенствовать производственные процессы. Например, недавно мы добавили новые пресс-формы — дорогое оборудование, благодаря которому мы сейчас выпускаем пластиковые детали, причем не только для своих нужд, мы их отправляем и на экспорт. В частности, с недавних пор мы поставляем с нашего завода на центральный европейский склад Nissan бамперы для модели X-Trail. Всего по итогам прошлого года мы отправили на экспорт 17 тысяч таких деталей. Ранее на экспорт мы начали поставлять элементы шумоизоляции: на завод Nissan в Британии отправили порядка 930 тысяч деталей весом более 450 тонн.
— Когда вы будете экспортировать из России автомобили? Как, например, это делают Renault или Škoda?
— Мы не исключаем возможности экспорта наших автомобилей в ближайшем будущем, работа в этом направлении ведется. Конечно, поставлять на экспорт автомобили сложнее, чем комплектующие. Пока мы экспортируем машины в Казахстан и Белоруссию, сделали несколько пробных поставок в другие страны, сейчас ждем результатов.
— Может ли на вероятность начала экспорта автомобилей Nissan из России повлиять ситуация с брекзитом? Ведь крупный завод Nissan находится в Великобритании, и в связи с выходом ее из ЕС говорят если не о его закрытии, то о возможном сокращении производства. Вероятно, это снижение поставок на европейский рынок теоретически может восполнить российский завод?
— Сейчас ситуация с брекзитом труднопредсказуемая. Но даже если поставки с завода Nissan в Великобритании окажутся под вопросом, наше российское предприятие должно доказать, что оно технологически находится на самом высоком уровне и при этом выпускаемая здесь продукция выгодна с точки зрения себестоимости. Потому что в этом случае мы будем конкурировать с японскими заводами Nissan. Но вообще, экспортный потенциал у российских автозаводов большой. В свое время прогнозировалось, что объем российского рынка достигнет четырех с лишним миллионов автомобилей в год. Сейчас он только у отметки 1,6–1,8 млн, поэтому в России у автоконцернов есть достаточные производственные мощности.
— Как повлияет на развитие вашего производства в России заключенный в декабре специнвестконтракт с российскими властями? Что вы можете сказать о развитии научнотехнических разработок Nissan в России, которые, в частности, этот договор подразумевает?
— Заключенный нами в рамках альянса СПИК, безусловно, позволит Nissan и дальше развивать производство. Например, при запуске линии обновленного Qashqai мы внедрили 145 новых производственных процессов. Всего же за 2018 год на нашем заводе в России было произведено 56 тысяч автомобилей, это абсолютный рекорд за все время существования нашего предприятия, на 23 процента больше, чем выпущено в 2017 году. Что же касается научно-исследовательских работ, то центр НИОКР Nissan в Санкт-Петербурге существовал и раньше, и сейчас он активно развивается. Недавно мы открыли для него новое здание, теперь там работает 120 инженеров, которые в первую очередь занимаются адаптацией наших машин для российских условий. Именно они работали над обновлением X-Trail и Qashqai, о котором я говорил.
Мы намерены развивать в России и другие виды исследовательской деятельности. В частности, речь идет об испытании систем автономного вождения. Два месяца назад мы завезли в Россию наш первый опытный образец беспилотника на базе модели Qashqai и уже тестируем его как на полигоне, так и на дорогах общего пользования, чтобы адаптировать беспилотные системы под российские условия. Напомню, что в Японии свои беспилотники Nissan уже давно продает: это модели Note и Serena, популярные на местном рынке.
— А что вы можете сказать о ваших электромобилях? Уже давно обсуждается возможность поставки в Россию вашего хорошо продающегося в других странах электрокара Leaf…
— Перспективы продаж электромобилей в России — это хороший, но сложный вопрос. В целом мы не видим препятствий для поставки наших электрокаров на российский рынок. В частности, мы не сильно опасаемся недостаточной развитости инфраструктуры для них, мы верим, что она будет создана, так как бизнес и государство поддерживают это: в той же Москве мы видим появление новых и новых зарядок. Ключевой вопрос здесь — насколько очевиден будет спрос на электромобили в России. Реальный спрос зависит от конечной стоимости и практичности. Пока среднему российскому автовладельцу электромобиль далеко не всегда по карману, к тому же не все понимают специфику его эксплуатации. Здесь нужна образовательная программа, в Европе мы это уже проходили. На самом деле электромобилем в России пользоваться уже удобно, для этого надо только хорошо понимать, где и когда вам нужна будет зарядка. Я езжу на служебном электрическом Nissan Leaf: поставив его с утра на зарядку на офисном паркинге, к концу дня я могу получить полностью заряженную машину. Как правило, одной зарядки вполне хватает, чтобы в течение недели передвигаться из дома в офис и обратно. Как только у нас сложится понимание, что в России есть потенциал устойчивого спроса на электромобили, начать их продажи не станет проблемой. Кстати, дополнительным фактором сдерживания продаж сейчас является нехватка батарей для электрокаров. С запуском нового Leaf у нас в Европе образовались очереди на этот автомобиль.
— Каковы ваши ближайшие планы? Что вы думаете об изменении рынка в связи с уходом из России Ford?
— Уже сегодня мы активно развиваем новые каналы продаж. Основная идея — использование автомобиля, а не владение им. Зарубежный аналог — лизинг для частных лиц или владение автомобилем по «подписке», когда машина при определенной ежемесячной плате дается клиенту в пользование, при этом сам автомобиль остается в собственности лизинговой компании. В результате у покупателя появляется возможность чаще обновлять автомобиль или, при желании, переходить на другую модель.
В России мы уже два года тестируем такой формат на наших сотрудниках, недавно мы запустили его в тестовом режиме у некоторых дилеров. Первые результаты есть, мы ими довольны, мы верим, что новый формат хоть и не будет доминирующим, но найдет своих клиентов. Что же касается ухода с рынка некоторых игроков, то это сложное решение, которое принимается компанией. Я уверен, что они взвесили все «за» и «против». Очевидно, что освободившаяся ниша будет очень быстро занята другими сильными игроками, работающими на рынке. Не без нашего участия.
Шины из Калуги
Компания Continental на своем заводе под Калугой начала выпуск летних шин EcoContact 6, которые отличаются более высокой экономичностью и рядом других улучшенных характеристик. Новые покрышки изготавливаются из особой резиновой смеси, которая создана на основе технологии, названной компанией GreenChilli 2.0. Благодаря ей помимо увеличения точности управления и эффективности торможения в сухих и мокрых дорожных условиях у новых шин заметна улучшена долговечность: как заявляет производитель, на 20% увеличен пробег и 15% снижено так называемое сопротивление износа. В результате шины могут сэкономить для своего владельца свыше 200 литров топлива в год (при пробеге более 30 тыс. км).
В целом российский рынок автомобильных шин в текущем году может вырасти на 10–15%, до 54 млн единиц.
Седан Kia из Шанхая
Компания Kia на Шанхайском автосалоне устроила премьеру нового поколения седанов K3 и К3 Plug-in Hybrid. По словам ее представителей, стремительный силуэт нового К3 не только подчеркивает спортивный характер автомобиля, но и обеспечивает его улучшенные аэродинамические характеристики. Для новой машины предлагаются два бензиновых двигателя: атмосферный объемом 1,5 л и 1,4 л с турбонаддувом. Кроме того, впервые для среднеразмерного седана будет предложена версия с подзаряжаемой гибридной силовой установкой. Ее дизайн отличается от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, а мультимедийный комплекс дополнен сервисом, который подскажет расположение ближайшей зарядной станции. Новинки Kia пока ориентированы на продажи внутри Китая.
Коммерческий автомобиль от Volkswagen
Volkswagen представил свой новый коммерческий автомобиль Transporter 6.1 на выставке Bauma 2019 в Германии. Новая модель получила широкий спектр вариантов кузова: грузовой фургон, пассажирская версия Kombi, а также бортовые грузовики с одинарной или двойной кабиной. По словам представителей подразделения «Volkswagen Коммерческие автомобили», разнообразие модификаций позволяет предложить автомобиль, приспособленный для широкой области применения и решения различных задач в сфере индивидуальных перевозок. В новой машине перечень новых электронных систем для водителя включает в себя ассистент движения по полосе Lane Assist, парковочный автопилот Park Assist, систему боковой защиты Side Alert, ассистент Rear Traffic Alert и ассистент маневрирования с прицепом Trailer Assist.
Лучший бренд в России
Компания Toyota вошла в пятерку победителей категории «Лучший иностранный корпоративный бренд» престижной международной премии Best Brands 2019. Критериями отбора стали финансовые показатели бренда, его узнаваемость, а также эмоциональная привлекательность для потребителей.
Best Brands — независимая маркетинговая премия, основанная на исследованиях крупнейшего в Европе исследовательского института GfK. Впервые за пятнадцать лет существования премия присуждалась в России. В номинации «Лучший российский корпоративный бренд» победителями стали «Яндекс», Сбербанк, «Аэрофлот», а «Лучшим российским продуктовым брендом» стали «ФрутоНяня», «Простоквашино», «Слобода».
Предоставлено компанией Nissan
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl