«Дом Дракона»: когда женщины берут власть в свои руки
На «Амедиатеке» — премьера нового сериала по произведениям Джорджа Мартина «Дом Дракона»
Действие «Дома Дракона» происходит до событий «Игры престолов» на том же вымышленном материке Вестерос. Сериал — кинематографическая адаптация романов Джорджа Мартина «Пламя и кровь» и «Восхождение Дракона». В историю о противостоянии представителей рода Таргариенов продюсеры инвестировали около двухсот миллионов долларов. После успеха «Игры престолов», принесшей создателям доход, который оценивается цифрой с девятью нулями (официальная сумма так и не была названа), шоураннеры приквела должны были с The Hollywood Reporter вершить буквально невозможное, чтобы не разочаровать зрителей. Три кита, которые выделили «Игру престолов» из общего потока сериалов, — откровенные эротические сцены, насилие и непредсказуемые повороты сюжета. Четвертый элемент — фантастический кастинг. Если бы актеры не были столь харизматичными, едва ли зрители так остро переживали бы боль разлуки с персонажами. И это при том, что создатели сериала повторяли трюк с гибелью героев, находившихся в фокусе повествования, из раза в раз.
От любви до ненависти — восемь сезонов
Персонажи, приходящие им на смену, оказывались не менее притягательными. «Игра престолов» явила плеяду актеров нового поколения. Чего только стоят работы Кита Харингтона (Джон Сноу), Эмилии Кларк (Дайнерис Таргариен) и Ричарда Мэддена (Роб Старк). Всем им удалось заставить зрителей полюбить персонажей со всей страстью, которая возможна по отношению к киногероям. Причем Ричард Мэдден сумел сделать это всего за три отведенных ему сезона, а Кит Харингтон и Эмилия Кларк продержались все восемь. Финал разочаровал зрителей: они оказались обмануты в спровоцированных авторами сериала ожиданиях. Одно из них заключалось в том, что Дайнерис Таргариен завершит победное шествие по Вестеросу взятием Королевской гавани и по праву воссядет на Железном троне. У нее могли бы сложиться романтические отношения с еще одним идеальным героем, Джоном Сноу. Но мало того, что они оказались родственниками, так Дайнерис еще и стала упиваться насилием во время финального штурма, что вынудило Джона Сноу собственноручно убить ее.
Разочарование финалом не обесценило творения продюсеров Дэвида Бениоффа и Дэниела Уайсса. Пока еще никому (в том числе и им самим) не удалось создать что-либо сопоставимое по масштабам и выразительности. «Игра престолов» в сериальной индустрии все еще непревзойденная вершина. И бренд невероятной силы. Мир, в котором идет кровопролитная борьба за власть с участием драконов, притягивает воображение. Тем более что Джордж Мартин, автор мира Вестероса, успел породить паутину сюжетов, разворачивающихся на этом вымышленном материке. В своем онлайн-дневнике он написал, что работа над сериалом — преемником «Игры престолов» началась задолго до окончания основного сериала. Этим, видимо, и объясняется отсутствие текста, который завершал бы цикл «Песни льда и пламени». В этом году были обещаны «Ветра зимы», а два года спустя должны были выйти «Грезы о весне», где мог бы проявиться альтернативный сериальной версии финал.
Но помимо того, что писатель был активно вовлечен в создание нового сериала и подошел к работе со всей ответственностью, одна из историй уже рассказана. Можно даже представить себе, как сложно Джорджу Мартину перезапустить свое воображение, чтобы оно повело его героев по каким-то другим сюжетным линиям. И насколько интереснее ему забыть на время Вестерос времен Дайнерис Таргариен и Джона Сноу, начав прорабатывать другой исторический период в вымышленном и так подробно разработанном им мире. Однако даже если кинематограф поглотит все время его жизни (Джорджу Мартину 73 года), он останется в истории литературы как автор одной из самых значимых книг XX века, наряду с «Властелином колец» Джона Толкина, где через сюжеты, развивающиеся в вымышленном мире, анализируются механизмы, приводящие в движение политическую власть.
Против патриархата
После изобличения в «Игре престолов» жестокости матриархата «Дом Дракона» возвращается в более приемлемую для общества тональность. Его цель — патриархат. Это считывается в сцене королевских родов, центральной в первом эпизоде, когда врачи вспарывают роженице чрево ради того, чтобы извлечь из него наследника престола живым. Умирают оба, мать и новорожденный, в то время как за окном мужчины убивают и калечат друг друга на рыцарском турнире. Женщины «Дома Дракона» видят предназначение в том, чтобы рожать. У них нет права выбора, но у них есть драконы. Огнедышащие чудовища благоволят женщинам и делают их могущественными. Когда рядом с женщиной дракон, мужчина вынужден подчиниться ее воле. Дракон — визуализация women power, власти женщин, которую они в себе до конца не осознают под влиянием все тех же мужчин, которые не только ограничивают их, но и не ценят того, что женщины в таких муках дают им жизнь. Смертельные роды — новый аттракцион жестокости, которым создатели сериала пробивают брешь в равнодушии пресыщенного визуальными впечатлениями зрителя.
Шоураннер сериала и режиссер первого эпизода Мигель Сапочник так комментирует сцену кровавых родов в интервью The Hollywood Reporter: «В средневековые времена роды были насилием. Нельзя игнорировать насилие, которое мужчины совершали над женщинами в тот период. Его нельзя преуменьшать или прославлять». Сапочник работал на сериале «Игра престолов»; он режиссер «Битвы бастардов» (девятый эпизод шестого сезона), по общему признанию относящейся к числу выдающихся произведений кинематографического искусства. И в первом эпизоде «Дома Дракона» он безупречен в том, что касается стиля. Он мастерски погружает зрителя в средневековый мир, в котором вместо технологий — магия. Когда Netflix обратился к серии романов Анджея Сапковского «Ведьмак» и сделал свою кинематографическую версию вымышленного Средневековья, выяснилось, что размер бюджета непропорционален качеству снимаемого сериала. «Ведьмак» привлек внимание зрителей, но так и не смог затмить творение Уайсса и Бениоффа. Впрочем, как и другие сериалы, воссоздающие средневековый мир.
Возвращение в старый добрый мир секса и насилия
Но если до пандемии Средневековье казалось самым подходящим периодом для побега из обыденности, то сейчас, когда реальность переживает одно потрясение за другим, миры Джорджа Мартина кажутся сомнительной альтернативой. Возможно, продюсеры догадывались, что сериал может вызвать эффект отторжения. Но инерция, набранная «Игрой престолов», была столь велика, а подготовка «Дома Дракона» зашла столь далеко, что остановить машину по производству сериала было уже нельзя. Его предназначение еще и том, чтобы привлечь к «Игре престолов» внимание зрителей нового поколения, которым сериал еще вчера был неинтересен, а сегодня они готовы его воспринимать. Те же, кто видел сериал, возможно, захотят его пересмотреть: все-таки первый сезон «Игры престолов» вышел уже одиннадцать лет назад. Маркетинговая машина, продвигающая «Дом Дракона», заодно продвигает все восемь сезонов «Игры престолов» сразу.
Но силу притяжения миров Джорджа Мартина нельзя объяснить только желанием бежать в них из реальности, мастерством рассказчика, обаянием персонажей и случившимся в какой-то момент почти массовым помешательством, когда сериал смотрели все, даже те, кто прежде был равнодушен к жанру фэнтези. Именно Мартин породил новую волну фэнтези, которая захватила мир литературы и все больше проникает в мир кинематографический, тем более что возможности создания фэнтезийных миров с каждым годом увеличиваются. Пока тщательно прорисованные драконы появляются в каждой серии «Дома Дракона». Такую роскошь продюсеры «Игры престолов» позволить себе не могли. Каждый дракон — произведение графического искусства, еще никогда эти фантастические существа не создавались так подробно и так убедительно.
Но как бы ни были они великолепны, это не гарантирует зрительской любви. Кажется, что для нее в «Доме Дракона» есть всё: притягательный мир, харизматичные персонажи и интригующий сюжет. Однако интрига заключается еще и в том, оказались ли создатели сериала заложниками зрительских ожиданий. Другое дело, что зрители сами не вполне понимают, чего они хотят на самом деле. Один раз Джорджу Мартину удалось их загипнотизировать и навязать придуманные им сюжеты. Удастся ли на этот раз?
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl