Бунт самураев
Мировой автопром потряс очередной скандал: в Токио арестован самый яркий и выдающийся топ-менеджер современной мировой автоиндустрии — глава крупнейшего в мире автомобильного альянса Renault–Nissan–Mitsubishi Карлос Гон. Его личный самолет сразу после приземления встретили представители японской прокуратуры, и сейчас он сидит в тюрьме, где когда-то содержались члены секты «Аум Синрикё».
Le cost killer (убийца расходов) — так называют этого блестящего антикризисного менеджера. По национальности ливанец, Карлос Гон родился в Бразилии, откуда с семьей переехал в Бейрут, а затем во Францию. В 1978 году он начал работать в находящемся в кризисе шинном концерне Michelin, сделал его прибыльным и вывел на североамериканский рынок, поглотив крупного американского производителя покрышек B. F. Goodrich. К середине 1990-х в глубоком финансовом кризисе оказался автоконцерн Renault — Карлос Гон становится его исполнительным вице-президентом. Он решительно сокращает персонал и закрывает нерентабельный завод в Бельгии, что оздоровляет ведущего французского автопроизводителя. В 1999 году его приглашают на должность директора по производству в компанию Nissan, находящуюся в предбанкротном состоянии. Гон инициирует слияние Nissan с Renault, французы покупают 36% акций японской компании, а новый директор заявляет, что выведет ее из кризиса через год. И делает это: закрываются пять заводов фирмы, продаются непрофильные активы, нещадно сокращаются менеджеры — безработными остаются почти половина управленцев компании, что для японской корпоративной традиции становится шоком. Но Nissan оживает: всего за год загрузка производственных мощностей возрастает с 50 до 80%, на 20% снижается себестоимость комплектующих, продажи идут вверх. Карлос Гон становится почти национальным героем Японии, ему вручают орден императора, его биография оказывается сюжетом для японских комиксов манга.
Мастерство Карлоса Гона в области M&A в полной мере проявилось и в отношении российского автопрома. При его активном участии альянс Renault–Nissan в 2007 году покупает блокпакет АвтоВАЗа. В переоснащение завода вкладывают внушительные инвестиции. В 2017 году Renault–Nissan доводит свой пакет акций в нем до 75% (остальные 25% принадлежат «Ростеху»), а АвтоВАЗ впервые за долгое время по итогам прошлого года показывает прибыль. Чуть ранее, в 2016-м, Nissan приобретает контроль над своим японским конкурентом Mitsubishi, и по итогам прошлого года новый альянс Renault–Nissan–Mitsubishi с показателем 10,6 млн автомобилей и годовым приростом 6,5% занимает первое место в мире.
Для окружающих и для самого Гона арест стал полной неожиданностью. Представители Nissan заявляют, что руководство компании узнало о его злоупотреблениях от осведомителя, имя которого не называется; внутреннее расследование секретно велось несколько месяцев. Шестидесятичетырехлетнего директора крупнейшего мирового автомобильного объединения обвиняют в том, что он многие годы занижал данные о личном доходе, уклоняясь от уплаты налогов. Ему также инкриминируют искажение сведений о расходовании средств компании Nissan и использование их в личных целях.
Скорее всего, арест Гона связан с тлеющим конфликтом с руководством Nissan. Как сообщают СМИ со ссылкой на внутренние источники, в последние месяцы Карлос Гон готовил план еще более тесного слияния с компанией Nissan. До последнего времени в рамках альянса действовала структура перекрестного владения акциями компаний: сейчас Nissan и правительство Франции владеют примерно по 15% акций Renault, которой, в свою очередь, принадлежат 43% акций Nissan. Французская сторона в лице Карлоса Гона готовилась изменить эту систему и еще глубже поглотить японского партнера. При этом Renault отводила себе доминирующую роль, с чем Nissan была категорически несогласна.
В 2017 году на посту СЕО Nissan Карлоса Гона сменил Хирото Саикава, с которым, по мнению наблюдателей, тот в последнее время конфликтовал. В частности, Гон был недоволен снижением прибыльности и рентабельности Nissan по причине ослабления продаж в США и Китае; кроме того, за последний год пострадала репутация Nissan — из-за попыток фальсифицировать данные об экономии топлива, а также неквалифицированной проверки систем безопасности новых автомобилей. Руководство Nissan, со своей стороны, считало бизнес Renault более слабым и, в частности, было против предоставления французской стороне доступа к собственным запасам ликвидности.
На протяжении всей карьеры Карлоса Гона партнеры жаловались на его авторитарные методы правления. Похоже, в Nissan дошли до черты. Японский самурай долго терпит, но в нужный момент наносит молниеносный и жестокий удар — видимо, по такому принципу и поступило руководство Nissan. Возможно, свою роль сыграла и обида на Гона за его прошлые действия: на Востоке особенно болезненно относятся к унижениям, связанным с деловой репутацией. «Двадцать лет назад, когда компания была на грани гибели, японский менеджмент не мог себе позволить открыто возражать, сейчас же, когда Nissan — преуспевающее предприятие, они могут это сделать» — так на условиях анонимности «Эксперту» комментируют ситуацию представители мировых автомобильных компаний.
Nissan спешно отправила Карлоса Гона в отставку, а на пресс-конференции Хирото Саикава говорил о «негативных последствиях девятнадцатилетнего правления Гона» и что «до сих пор в компании слишком много власти было сосредоточено в одних руках». Карлосу Гону грозит десятилетний тюремный срок, его дело будет разбираться при участии уже созданной в Японии специальной комиссии независимых экспертов под председательством Масакудзы Тойоты, члена совета директоров и генерального директора Института экономики энергетики Японии.
После ареста Гона акции Renault в течение одного дня подешевели на 14%, Nissan — на 9,3%. Представители Renault и Nissan заявляют, что события не повлияют на стратегию развития альянса, однако дальнейшая интеграция французского и японских концернов, несомненно, оказывается под большим вопросом. По сути, под удар поставлена идея глобализации мирового автобизнеса.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl