Минтранс пытается обязать аэропорты обзавестись дорогой гусеничной техникой

ЭкспертБизнес

Авиапассажиры помогут Уралвагонзаводу

Минтранс пытается обязать аэропорты обзавестись дорогой гусеничной техникой на базе танков. Ее вероятный поставщик — хронически убыточный Уралвагонзавод

Александр Лабыкин

Инженерные тягачи на базе танков неподъемны по цене для большинства аэропортов России

Правительство, похоже, задумало подвесить очередной «груз» к и без того падающему рынку авиаперевозок. Минтранс готовит приказ, обязывающий аэропорты иметь дорогую аварийно-спасательную технику для эвакуации авиалайнером, съехавших со взлетной полосы. Судя по всему, речь идет о бронированных инженерных комплексах БРЭМ-1, сделанных на базе танков Т-72 и Т-90 и выпускаемых входящим в госкорпорацию «Ростех» Уралвагонзаводом, который несколько лет не может выбраться из долгов. В Минэкономразвития уже посчитали, что их приобретение может стоить аэропортам свыше семи миллиардов рублей — это больше суммы, которую ежегодно выделяют из бюджета на стимулирование авиаперевозок. В авиасообществе уверены, что у аэропортов не будет другого выхода, кроме как включить вынужденные инвестиционные затраты в тариф для авиакомпаний, которые учтут эти издержки в стоимости авиабилетов. Это окажет ощутимое давление на рынок авиаперевозок, который уже начал падать из-за значительного подорожания топлива и роста курса валют.

Незаменимый БРЭМ-1

Речь идет о проекте приказа Минтранса, который сейчас проходит процедуру общественного обсуждения на портале правовых актов (regulator.gov) и предполагает внесение изменений в «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации» федеральных авиационных правил. Их предлагается дополнить обязательством для аэропортов с пассажиропотоком свыше 500 тыс. пассажиров в год иметь «аварийно-спасательное оборудование для эвакуации воздушного судна при невозможности его самостоятельного движения». В авиасообществе быстро вычислили, что речь идет о продукции Уралвагонзавода (УВЗ) — единственного в стране производителя танков и новой инженерной техники на их основе. «В проекте приказа прямо не указано на эту технику, и, теоретически, разные производители могли бы сделать на основе списанных Минобороны танках тягачи с инженерно-спасательным оборудованием, — говорит главный редактор портала “Авиапорт” Олег Пантелеев. — Другое дело, что ни у кого такие линии не налажены, готовые мощности для этого есть лишь у УВЗ, который к тому же обладает и готовой техникой».

УВЗ уже продал в апреле один БРЭМ-1 аэропорту Домодедово, в пресс-службе которого пояснили, что приобрели технику, чтобы быть готовыми к ожидаемым изменениям в авиационных правилах. «Гражданская версия гусеничных тягачей не подходит для эвакуации воздушных судов с размытых поверхностей, — пояснили “Эксперту” в Домодедово. — Им элементарно не хватит массы, чтобы вытянуть, например, широкофюзеляжный двухпалубный самолет из грунта без твердого покрытия. В стране подобный заказ можно сделать только одному предприятию — Уралвагонзаводу».

Минтранс обосновывает необходимость своего приказа случаем в аэропорту Храброво, где в начале прошлого года из-за сломанного шасси наполовину съехал со взлетной полосы Airbus 320 «Аэрофлота», из-за чего калининградская авиагавань более суток оставалась парализованной, отменив 19 рейсов. Имевшиеся в аэропорту колесные легкие тягачи, предназначенные в основном для транспортировки лайнеров по бетонному покрытию, не смогли вытянуть Airbus, поэтому чиновники решили, что без тяжелой бронетехники теперь не обойтись. «БРЭМ-1М уникальны по своим характеристикам и способны эвакуировать самолет даже в экстремальных погодных условиях и чрезвычайных ситуациях, — говорит пресс-секретарь Уралвагонзавода Дмитрий Литовкин. — Они оборудованы грейдером, краном и большим арсеналом инженерного оборудования, с помощью которого можно на месте произвести первичный ремонт самолета. Мы несколько лет проводили маркетинговые исследования, изучая аэропортовое хозяйство, и думаем, что спрос на эти тягачи будет хороший».

Цены на авиатопливо увеличиваются в среднем на четверть за год

Техника будет простаивать

Впрочем, маловероятно, что УВЗ спрос будет столь уж велик, если аэропорты не заставят в обязательном порядке приобретать тягачи, стоимость которых слишком высока для потенциальных покупателей. И если аэропортам Московского авиаузла они по карману (хотя во Внуково и Шереметьево гусеничные тягачи на базе более старых танков есть давно), то региональным — нет. Озабоченность этим после консультаций с региональными аэропортами и производителями авиатехники уже высказало Минэкономразвития в своем отзыве на проект приказа Минтранса: «По информации, представленной в рамках публичных консультаций, стоимость полного комплекта оборудования может быть в среднем оценена в 200 млн рублей. Таким образом, для всех аэропортов, имеющих пассажиропоток более 500 тысяч человек в год (всего их 38. — “Эксперт”), затраты на приобретение оборудования могут составить 7,6 млрд рублей». В связи с этим Минэкономразвития считает инициативу Минтранса избыточной и способной привести к необоснованным расходам предприятий и бюджетов всех уровней. Впрочем, по словам Дмитрия Литовкина, аэропортам не обязательно заказывать технику на базе новых танков, УВЗ вполне может переоборудовать и бывшую в употреблении военную технику.

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Ф. Э. Дзержинского» — уникальное предприятие гражданско-оборонного назначения, где помимо железнодорожных вагонов и платформ производят многие виды военной техники, включая непревзойденные в мире по своим характеристикам танки нового образца «Армата», «Терминатор» и прочие. Но гособоронзаказ, экспорт (куда идут Т-72 и Т-90) и внутренний рынок вагонов не спасают его экономику: общая долговая нагрузка предприятия еще три года назад оценивалась в 200 млрд рублей и с тех пор снизилась не намного — сейчас она составляет свыше 130 млрд рублей. Правительство периодически пытается спасать госкорпорацию через кредиты госбанков, но особого успеха это пока не принесло: в 2015 году чистый убыток УВЗ составил 16,4 млрд рублей, в 2016 году он сократился до 4,5 млрд рублей, но уже за полгода 2017-го вновь вырос почти на 40% к тому же периоду позапрошлого года. Если УВЗ продаст 40 аэропортам гусеничные тягачи даже всего по 50 млн рублей, выручка составит около двух миллиардов, а если по 100 млн, то поможет теоретически выйти на прибыль. Другое дело, что для аэропортов и авиарынка в целом это может обернуться серьезными проблемами.

«Я понимаю, что есть горячее желание поддержать УВЗ, но почему для этого опять хотят залезть в карман аэропортов? Пусть даже эта техника будет стоить не 200 миллионов, а несколько десятков миллионов рублей, это все равно непомерные расходы для многих аэропортов, — говорит генеральный директор ассоциации “Аэропорт” Виктор Горбачев. — Тем более что надо будет для этой техники обучать и содержать экипаж, нести расходы на обслуживание и так далее. При средней рентабельности аэропортов в два-три процента мало у кого найдутся свободные средства на покупку многомиллионной техники, а значит, придется брать дорогие кредиты».

Генеральный директор АО «Аэропорт Горно-Алтайск» Сергей Круглов отмечает, что аварийные ситуации с тяжелыми (свыше 125 тонн) самолетами, подобные той, что была в Храброво, в стране происходят раз в двадцать-тридцать лет, а значит, дорогая техника будет подолгу простаивать: «Большая редкость, чтобы самолет сошел с полосы именно в распутицу и увяз в грязи. Лично в моей практике только в Омском аэропорту был случай, когда самолет съехал с полосы, но тогда с этим легко справились обычные колесные тягачи. В то же время для многих региональных аэропортов выложить несколько десятков, не то что сотен, миллионов рублей — это нереально, это верное банкротство при их низкой загруженности».

Из-за роста цен на услуги аэропортов и топливо и из-за скачка курса валют роста пассажиропотока в этом году может не быть

Сколько дали — столько взяли?

По словам представителя Международной ассоциации аэропортов Галины Захаровой, если Минтранс обяжет аэропорты покупать военную гусеничную технику, то большинству из них эти затраты в любом случае придется включить в тариф на аэропортовое обслуживание для авиакомпаний. Общие затраты авиакомпаний на обслуживание в аэропортах, включая расходы на топливо, составляют в среднем свыше 60% стоимости авиабилета. Если опираться на расчеты Минэкономразвития, то меры господдержки в виде субсидирования авиаперевозок на внутренних авиалиниях ситуацию не спасут: в прошлом году на эти цели из бюджета было потрачено 6,8 млрд рублей, а на закупку техники может понадобиться все 7 млрд. К тому же в прошлом году тарифы на услуги аэропортов уже заметно выросли. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта в середине года жаловалась в ФАС на повышение в среднем на 20–25% стоимости услуг аэропортов Московского авиаузла (их тарифы не регулируются ввиду конкурентности локального рынка). В региональных аэропортах, в свою очередь, из-за повышения цен на топливо на 15–25% выросли нерегулируемые тарифы (это до половины общей стоимости их услуг). Тогда столичные аэропорты помимо подорожания топлива объяснили повышение цен на свои услуги высокими инвестиционными затратами, связанными с подготовкой инфраструктуры к чемпионату мира по футболу. Сейчас в стране за счет государства и частных инвесторов строят два новых аэропорта — в Ростове и Саратове, модернизируют воздушные гавани в Волгограде, Севастополе, Новосибирске и Хабаровске. Понятно, что часть этих инвестиционных расходов также будет заложена в тариф для авиакомпаний. Таким образом, если в прошлом году, по данным Росавиации, пассажирооборот увеличился на 20,3% (до 105 млн пассажиров) по сравнению с 2016 годом, то в этом году мы можем столкнуться со стагнацией или с падением рынка из-за роста цен и, как следствие, с новой чередой банкротств авиакомпаний, рентабельность которых сейчас составляет порядка 5–7%.

«Поэтому оптимальным и наиболее разумным решением видится не обязывать аэропорты приобретать дорогую гусеничную технику, а разрешить им просто заключать договоры с организациями, которые ее имеют, — считает Олег Пантелеев. — Тогда они будут нести затраты лишь в случае серьезных ЧП и лишней нагрузки на тариф не будет. Тем более что такая практика уже есть — подъемные краны аэропорты в случае необходимости поднять лайнер арендуют у строителей».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Николь Кидман Николь Кидман

17 вещей, которые ты о ней не знала

Лиза
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию 3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию

Ключевые признаки, которые указывают на то, что у пациента развивается деменция

Psychologies
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится

В чем секрет успеха игры, у которой нет главного – конечной цели?

Цифровой океан
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Кубок «Америки»: мифы, времена и люди Кубок «Америки»: мифы, времена и люди

Как и благодаря кому Кубок «Америки» обрел свой уникальный статус?

Y Magazine
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи» Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историй
Евгеника: хотели как лучше... Евгеника: хотели как лучше...

Как евгеника стала синтезом теории вырождения, теории Дарвина и научного расизма

Знание – сила
5 загадочных смертей великих русских писателей и поэтов 5 загадочных смертей великих русских писателей и поэтов

Истории из мира литературы, которые остаются неразгаданными и полными тайн

Maxim
Как не стать жертвой чистоты? Как не стать жертвой чистоты?

Мало кто догадывается, что средства чистоты могут стать причиной воспаления

Здоровье
К тебе или ко мне? К тебе или ко мне?

Как перевести отношения из сети в офлайн

Новый очаг
Ледовая жизнь Арктики Ледовая жизнь Арктики

Мало кто знает, какая разнообразная жизнь скрывается во льдах Арктики

Наука и жизнь
Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост? Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост?

Почему природа для каждого бобика придумала разные хвосты?

ТехИнсайдер
Что такое настоящая дружба и как ее обрести: рассуждения экспертов Что такое настоящая дружба и как ее обрести: рассуждения экспертов

Какую дружбу мы считаем верной и что сделать, чтоб она у нас была?

Psychologies
Анна Большова: «Сейчас я думаю: «Сколько упущено! Сколько надо было сказать Николаю Петровичу...» Анна Большова: «Сейчас я думаю: «Сколько упущено! Сколько надо было сказать Николаю Петровичу...»

Караченцов был невероятно демократичным, как бы свой парень, душа нараспашку

Коллекция. Караван историй
Платон, синхротрон и миллионы долларов Платон, синхротрон и миллионы долларов

Нечитаемые свитки из Геркуланума наконец-то смогли прочитать, не разворачивая

Цифровой океан
Лонг-лист Международной Букеровской премии: роман Родриго Бланко Кальдерона «Симпатия» Лонг-лист Международной Букеровской премии: роман Родриго Бланко Кальдерона «Симпатия»

Отрывок из романа «Симпатия» об обретении человечности в эпоху перемен

СНОБ
Что такое «голое увольнение»: почему зумеры бурно празднуют уход с работы Что такое «голое увольнение»: почему зумеры бурно празднуют уход с работы

Почему зумеры воспринимают увольнение как событие, которое приносит радость?

Psychologies
Любовные страсти Древнем Новгороде Любовные страсти Древнем Новгороде

О чем писали в берестяных грамотах древние новгородцы?

Знание – сила
Открыть в приложении