Минтранс пытается обязать аэропорты обзавестись дорогой гусеничной техникой

ЭкспертБизнес

Авиапассажиры помогут Уралвагонзаводу

Минтранс пытается обязать аэропорты обзавестись дорогой гусеничной техникой на базе танков. Ее вероятный поставщик — хронически убыточный Уралвагонзавод

Александр Лабыкин

Инженерные тягачи на базе танков неподъемны по цене для большинства аэропортов России

Правительство, похоже, задумало подвесить очередной «груз» к и без того падающему рынку авиаперевозок. Минтранс готовит приказ, обязывающий аэропорты иметь дорогую аварийно-спасательную технику для эвакуации авиалайнером, съехавших со взлетной полосы. Судя по всему, речь идет о бронированных инженерных комплексах БРЭМ-1, сделанных на базе танков Т-72 и Т-90 и выпускаемых входящим в госкорпорацию «Ростех» Уралвагонзаводом, который несколько лет не может выбраться из долгов. В Минэкономразвития уже посчитали, что их приобретение может стоить аэропортам свыше семи миллиардов рублей — это больше суммы, которую ежегодно выделяют из бюджета на стимулирование авиаперевозок. В авиасообществе уверены, что у аэропортов не будет другого выхода, кроме как включить вынужденные инвестиционные затраты в тариф для авиакомпаний, которые учтут эти издержки в стоимости авиабилетов. Это окажет ощутимое давление на рынок авиаперевозок, который уже начал падать из-за значительного подорожания топлива и роста курса валют.

Незаменимый БРЭМ-1

Речь идет о проекте приказа Минтранса, который сейчас проходит процедуру общественного обсуждения на портале правовых актов (regulator.gov) и предполагает внесение изменений в «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации» федеральных авиационных правил. Их предлагается дополнить обязательством для аэропортов с пассажиропотоком свыше 500 тыс. пассажиров в год иметь «аварийно-спасательное оборудование для эвакуации воздушного судна при невозможности его самостоятельного движения». В авиасообществе быстро вычислили, что речь идет о продукции Уралвагонзавода (УВЗ) — единственного в стране производителя танков и новой инженерной техники на их основе. «В проекте приказа прямо не указано на эту технику, и, теоретически, разные производители могли бы сделать на основе списанных Минобороны танках тягачи с инженерно-спасательным оборудованием, — говорит главный редактор портала “Авиапорт” Олег Пантелеев. — Другое дело, что ни у кого такие линии не налажены, готовые мощности для этого есть лишь у УВЗ, который к тому же обладает и готовой техникой».

УВЗ уже продал в апреле один БРЭМ-1 аэропорту Домодедово, в пресс-службе которого пояснили, что приобрели технику, чтобы быть готовыми к ожидаемым изменениям в авиационных правилах. «Гражданская версия гусеничных тягачей не подходит для эвакуации воздушных судов с размытых поверхностей, — пояснили “Эксперту” в Домодедово. — Им элементарно не хватит массы, чтобы вытянуть, например, широкофюзеляжный двухпалубный самолет из грунта без твердого покрытия. В стране подобный заказ можно сделать только одному предприятию — Уралвагонзаводу».

Минтранс обосновывает необходимость своего приказа случаем в аэропорту Храброво, где в начале прошлого года из-за сломанного шасси наполовину съехал со взлетной полосы Airbus 320 «Аэрофлота», из-за чего калининградская авиагавань более суток оставалась парализованной, отменив 19 рейсов. Имевшиеся в аэропорту колесные легкие тягачи, предназначенные в основном для транспортировки лайнеров по бетонному покрытию, не смогли вытянуть Airbus, поэтому чиновники решили, что без тяжелой бронетехники теперь не обойтись. «БРЭМ-1М уникальны по своим характеристикам и способны эвакуировать самолет даже в экстремальных погодных условиях и чрезвычайных ситуациях, — говорит пресс-секретарь Уралвагонзавода Дмитрий Литовкин. — Они оборудованы грейдером, краном и большим арсеналом инженерного оборудования, с помощью которого можно на месте произвести первичный ремонт самолета. Мы несколько лет проводили маркетинговые исследования, изучая аэропортовое хозяйство, и думаем, что спрос на эти тягачи будет хороший».

Цены на авиатопливо увеличиваются в среднем на четверть за год

Техника будет простаивать

Впрочем, маловероятно, что УВЗ спрос будет столь уж велик, если аэропорты не заставят в обязательном порядке приобретать тягачи, стоимость которых слишком высока для потенциальных покупателей. И если аэропортам Московского авиаузла они по карману (хотя во Внуково и Шереметьево гусеничные тягачи на базе более старых танков есть давно), то региональным — нет. Озабоченность этим после консультаций с региональными аэропортами и производителями авиатехники уже высказало Минэкономразвития в своем отзыве на проект приказа Минтранса: «По информации, представленной в рамках публичных консультаций, стоимость полного комплекта оборудования может быть в среднем оценена в 200 млн рублей. Таким образом, для всех аэропортов, имеющих пассажиропоток более 500 тысяч человек в год (всего их 38. — “Эксперт”), затраты на приобретение оборудования могут составить 7,6 млрд рублей». В связи с этим Минэкономразвития считает инициативу Минтранса избыточной и способной привести к необоснованным расходам предприятий и бюджетов всех уровней. Впрочем, по словам Дмитрия Литовкина, аэропортам не обязательно заказывать технику на базе новых танков, УВЗ вполне может переоборудовать и бывшую в употреблении военную технику.

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Ф. Э. Дзержинского» — уникальное предприятие гражданско-оборонного назначения, где помимо железнодорожных вагонов и платформ производят многие виды военной техники, включая непревзойденные в мире по своим характеристикам танки нового образца «Армата», «Терминатор» и прочие. Но гособоронзаказ, экспорт (куда идут Т-72 и Т-90) и внутренний рынок вагонов не спасают его экономику: общая долговая нагрузка предприятия еще три года назад оценивалась в 200 млрд рублей и с тех пор снизилась не намного — сейчас она составляет свыше 130 млрд рублей. Правительство периодически пытается спасать госкорпорацию через кредиты госбанков, но особого успеха это пока не принесло: в 2015 году чистый убыток УВЗ составил 16,4 млрд рублей, в 2016 году он сократился до 4,5 млрд рублей, но уже за полгода 2017-го вновь вырос почти на 40% к тому же периоду позапрошлого года. Если УВЗ продаст 40 аэропортам гусеничные тягачи даже всего по 50 млн рублей, выручка составит около двух миллиардов, а если по 100 млн, то поможет теоретически выйти на прибыль. Другое дело, что для аэропортов и авиарынка в целом это может обернуться серьезными проблемами.

«Я понимаю, что есть горячее желание поддержать УВЗ, но почему для этого опять хотят залезть в карман аэропортов? Пусть даже эта техника будет стоить не 200 миллионов, а несколько десятков миллионов рублей, это все равно непомерные расходы для многих аэропортов, — говорит генеральный директор ассоциации “Аэропорт” Виктор Горбачев. — Тем более что надо будет для этой техники обучать и содержать экипаж, нести расходы на обслуживание и так далее. При средней рентабельности аэропортов в два-три процента мало у кого найдутся свободные средства на покупку многомиллионной техники, а значит, придется брать дорогие кредиты».

Генеральный директор АО «Аэропорт Горно-Алтайск» Сергей Круглов отмечает, что аварийные ситуации с тяжелыми (свыше 125 тонн) самолетами, подобные той, что была в Храброво, в стране происходят раз в двадцать-тридцать лет, а значит, дорогая техника будет подолгу простаивать: «Большая редкость, чтобы самолет сошел с полосы именно в распутицу и увяз в грязи. Лично в моей практике только в Омском аэропорту был случай, когда самолет съехал с полосы, но тогда с этим легко справились обычные колесные тягачи. В то же время для многих региональных аэропортов выложить несколько десятков, не то что сотен, миллионов рублей — это нереально, это верное банкротство при их низкой загруженности».

Из-за роста цен на услуги аэропортов и топливо и из-за скачка курса валют роста пассажиропотока в этом году может не быть

Сколько дали — столько взяли?

По словам представителя Международной ассоциации аэропортов Галины Захаровой, если Минтранс обяжет аэропорты покупать военную гусеничную технику, то большинству из них эти затраты в любом случае придется включить в тариф на аэропортовое обслуживание для авиакомпаний. Общие затраты авиакомпаний на обслуживание в аэропортах, включая расходы на топливо, составляют в среднем свыше 60% стоимости авиабилета. Если опираться на расчеты Минэкономразвития, то меры господдержки в виде субсидирования авиаперевозок на внутренних авиалиниях ситуацию не спасут: в прошлом году на эти цели из бюджета было потрачено 6,8 млрд рублей, а на закупку техники может понадобиться все 7 млрд. К тому же в прошлом году тарифы на услуги аэропортов уже заметно выросли. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта в середине года жаловалась в ФАС на повышение в среднем на 20–25% стоимости услуг аэропортов Московского авиаузла (их тарифы не регулируются ввиду конкурентности локального рынка). В региональных аэропортах, в свою очередь, из-за повышения цен на топливо на 15–25% выросли нерегулируемые тарифы (это до половины общей стоимости их услуг). Тогда столичные аэропорты помимо подорожания топлива объяснили повышение цен на свои услуги высокими инвестиционными затратами, связанными с подготовкой инфраструктуры к чемпионату мира по футболу. Сейчас в стране за счет государства и частных инвесторов строят два новых аэропорта — в Ростове и Саратове, модернизируют воздушные гавани в Волгограде, Севастополе, Новосибирске и Хабаровске. Понятно, что часть этих инвестиционных расходов также будет заложена в тариф для авиакомпаний. Таким образом, если в прошлом году, по данным Росавиации, пассажирооборот увеличился на 20,3% (до 105 млн пассажиров) по сравнению с 2016 годом, то в этом году мы можем столкнуться со стагнацией или с падением рынка из-за роста цен и, как следствие, с новой чередой банкротств авиакомпаний, рентабельность которых сейчас составляет порядка 5–7%.

«Поэтому оптимальным и наиболее разумным решением видится не обязывать аэропорты приобретать дорогую гусеничную технику, а разрешить им просто заключать договоры с организациями, которые ее имеют, — считает Олег Пантелеев. — Тогда они будут нести затраты лишь в случае серьезных ЧП и лишней нагрузки на тариф не будет. Тем более что такая практика уже есть — подъемные краны аэропорты в случае необходимости поднять лайнер арендуют у строителей».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Прометей» для всей страны: компания Маттиаса Варнига и «Ростех» создают национальную противопожарную систему «Прометей» для всей страны: компания Маттиаса Варнига и «Ростех» создают национальную противопожарную систему

Создаваемый оператор противопожарных систем собирается усилить контроль за ТЦ

Forbes
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Джонни Депп — очень смелый режиссер Джонни Депп — очень смелый режиссер

Итальянский актер Риккардо Скамарчо о Джонни Деппе в роли режиссера

Ведомости
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Оседлать единорога: 10 шагов невротика к спокойной жизни Оседлать единорога: 10 шагов невротика к спокойной жизни

Какие действия помогают обрести долгожданное спокойствие

Psychologies
Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил

Как выбрать подходящую зубную пасту и каких результатов от нее ждать?

ТехИнсайдер
Онкопсихология: как специалист может помочь в борьбе с раком Онкопсихология: как специалист может помочь в борьбе с раком

Как онкопсихологи помогают обеспечить комплексный подход к лечению рака

Psychologies
«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
Африканские пленные Первой мировой Африканские пленные Первой мировой

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – сила
Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности

Рома Декабрев — как поиск персональной истины помогает обретать новые смыслы

СНОБ
10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди 10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди

Как звезды теряли свой моральный облик и к чему это приводило

Maxim
Первобытные домостроители Первобытные домостроители

Домостроительство, безусловно, одно из наиболее ранних умений человека

Знание – сила
Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям

Реальные случаи, когда кошкам удалось спасти жизнь людям

ТехИнсайдер
Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь

Какая еще планета, кроме Марса, способна поддерживать жизнь?

Inc.
«Насилие. Микросоциологическая теория» «Насилие. Микросоциологическая теория»

Как перестрелки вытеснили честные поединки

N+1
«Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле) «Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле)

Может ли мощное судно проиграть битву со льдом?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении