Василий Шпак рассказал о смещении фокуса на закупку услуг с применением дронов

ЭкспертРепортаж

«В применении БАС должна появиться экономика»

Замглавы минпромторга о развитии беспилотных систем в России

Беседовала: Анастасия Львова

В России формируется новая отрасль экономики — это разработка, производство и эксплуатация беспилотных авиационных систем (БАС). В интервью «Эксперту» заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак рассказал о росте выпуска российских дронов, конверсии военных решений для гражданского применения и смещении фокуса на закупку услуг с применением дронов.

Нацпроект «Беспилотные авиационные системы» выделяется в ряду других национальных проектов технологического лидерства. Во-первых, его реализация началась раньше других (уже в 2024 году), во‑вторых, он взаимоувязывает вопросы разработки, создания продукта, строительства промышленных предприятий, подготовки кадров и так далее. Как это работает на практике?

Подводить итоги за 2024 год мы будем во втором квартале этого года. К этому времени должна поступить вся статистика от Росстата, таможни и других коллег. Минпромторг России занимается сбором и обработкой поступающих данных. Но в целом, по нашим ощущениям, статистика нормальная: растет и количество производителей, и количество разработчиков, и операторов полетов, и производителей программного обеспечения. Кроме того, расширяется круг пользователей — тех, кто готов в своих процессах использовать беспилотные авиационные системы. Это совершенно точно позитивный сигнал. И все эти увеличения — в разы. Но и, самое главное, появляется понимание, каким образом внедрять БАС и как применять их во всех сферах экономики и жизни.

На совещании в Тольятти в начале года президент сказал, что в 2024 году в 2,5 раза выросли эти объемы. Сколько это в штуках? Сколько гражданских дронов было произведено в России в прошлом году и какой план на текущий год?

В 2023 году, еще до начала реализации нацпроекта, было произведено 6125 единиц БАС. В прошлом году по нацпроекту произвели 16 398 при плане в 11 670 единиц. Таким образом, план был перевыполнен, а спрос в рамках гражданского госзаказа (ГГЗ) на БАС был полностью удовлетворен. Исходя из этой динамики, есть уверенность, что и в этом году фактические показатели будут выше планируемых. Кроме того, в рамках ГГЗ через Минпросвещения в прошлом году был приобретен 19 921 образовательный БАС. А если учитывать количество дронов, которые мы делаем для СВО, выходит порядка 1,5 млн штук в год.

Что представляет собой рынок гражданских дронов в России сегодня. Кто основные игроки или у кого самые большие объемы производства?

Крупных игроков несколько. Могу назвать такие компании, как «Геоскан» (производит образовательные дроны), «Транспорт будущего» (агродроны), «Беспилотные системы» (мониторинговые дроны). Существует целый ряд компаний, которые работают с Министерством обороны и производят специальную военную технику, например АО «Концерн “Калашников”», ООО «СТЦ», АО «УЗГА», но мы рассчитываем на конверсию их решений в гражданские версии. Потому что большое количество сценариев боевого применения перекликаются с применением в гражданской жизни.

Какие, например?

Например, доставка на передовую медикаментов, боезапасов и всего остального пересекается с логистикой. Разведка на линии боевого соприкосновения пересекается с мониторингом лесов, трубопроводов и т. д.

Как будет переформатироваться нацпроект по БАС в дальнейшем?

По итогам 2024 года среднестатистические показатели выросли кратно: мы налетали больше часов, больше дронов произвели, больше стало участников всей экосистемы. Согласно данным профильной ассоциации «Аэронекст», до запуска нацпроекта в 2023 году наблюдалось около 160 субъектов предпринимательской деятельности БАС, в 2024 году их стало свыше 220. В марте 2025 года насчитывается более 600 производителей БАС. У нас появилось понимание, что нам производить и куда двигаться. Изначально мы решали вопрос создания и производства БАС, работали над качеством, потом нужно было выйти на количественные показатели. Количеством сейчас выросли. Теперь настало время снова уходить в качество и уточнение тех задач, которые надо решать по дороге к тем целям, которые мы видим в рамках нацпроекта. Сейчас фокус на том, что должна появиться экономика в применении БАС. Это проговаривали на совещании у президента в Тольятти. Нам необходимо разработать стратегии применения БАС в различных отраслях, включая детальный анализ экономических моделей. Одним из примеров может служить сравнительный анализ экономической эффективности использования тракторов и беспилотников в сельском хозяйстве, например при удобрении почвы. Вместо поверхностного сопоставления затрат и результатов двух методов нужно определить конкретные сценарии, в которых использование беспилотников будет наиболее экономически обоснованным и рентабельным, учитывая все факторы, влияющие на производительность и затраты. Такие подходы должны быть использованы во всех потенциальных областях применения. Мы должны постепенно перейти от предложения самих беспилотных систем к предоставлению услуг, которые они могут оказывать.

Какие-то сценарии уже складываются?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Отсутствие масштабных идей сдерживает приток инвестиций» «Отсутствие масштабных идей сдерживает приток инвестиций»

На чьи деньги стоит рассчитывать российским стартапам

Эксперт
Дивный Воронеж Дивный Воронеж

Город-открытие, который ты пропускаешь по пути на море

Лиза
Не потерять лицо Не потерять лицо

Впервые про пластическую хирургию я подумала довольно давно

Afternoon Seasons of life
Горный ветер Горный ветер

Вновь украл девушку. Но в этот раз, справедливости ради, с ее разрешения!

Правила жизни
Вспомнить всех Вспомнить всех

15 лучших ролей в русских сериалах

Men Today
Рай в миниатюре Рай в миниатюре

5 шагов к экосаду: ключевые правила и запреты

КАНТРИ Русская азбука
Билайн: Дорога в облака Билайн: Дорога в облака

Как «Билайн» развивает новую IT-платформу и модернизирует инфраструктуру

РБК
Киловатты комфорта Киловатты комфорта

AVATR 11: электромощность, переведённая в комфорт

Y Magazine
«Сделать женщин счастливее» «Сделать женщин счастливее»

Любая история успеха — это большой путь. Вот каким видит свой Ирина Хайдарова

OK!
Признание на стекле: как «Ролан Гаррос» подарил теннису самую узнаваемую традицию Признание на стекле: как «Ролан Гаррос» подарил теннису самую узнаваемую традицию

Почему традиция теннисистов расписываться на линзе камере родилась во Франции

Forbes
Павел Воронин: «В ближайшие три года ИИ-решения начнут приносить реальную экономию бизнесу» Павел Воронин: «В ближайшие три года ИИ-решения начнут приносить реальную экономию бизнесу»

Гендиректор МТС Web Services Павел Воронин — об автоматизации и нейросетях

РБК
Антон Рудзат Антон Рудзат

Антон Рудзат режиссирует, фотографирует и придумывает стратегии

Собака.ru
Астраханское море Астраханское море

Знакомься, наше российское Мертвое море — озеро Баскунчак

Лиза
Если ты аэрофоб Если ты аэрофоб

Как перестать бояться летать на самолетах

Лиза
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля

57 дней в одиночестве: невероятная история Ады Блэкджек

Forbes
Цветочный компас на участке Цветочный компас на участке

Идеи по выбору растений для всех сторон света

КАНТРИ Русская азбука
Самые популярные выпуски шоу «Ильдар-автоподбор» Самые популярные выпуски шоу «Ильдар-автоподбор»

Одни из самых популярных (по количеству просмотров) видео «Ильдар-автоподбора»

Maxim
Борьба вместо рестлинга: Халк Хоган создал профессиональную лигу и привлек чемпионов Борьба вместо рестлинга: Халк Хоган создал профессиональную лигу и привлек чемпионов

Пиво, чемпионы и венчурные фонды: зачем Халк Хоган создал свою лигу?

Forbes
«Умри, моя любовь»: хоррор с Дженнифер Лоуренс о сложном опыте материнства «Умри, моя любовь»: хоррор с Дженнифер Лоуренс о сложном опыте материнства

Как Линн Рэмси превращает сюжет, знакомый многим семьям, в мрачный хоррор

Forbes
Бюджет: проблемы явные и скрытые Бюджет: проблемы явные и скрытые

В значительной мере в росте дефицита бюджета виноват ЦБ

Монокль
Дворец чистоты Дворец чистоты

Какими были и остались Сандуновские бани?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Тайна самых древних галактик остается неразрешимой Тайна самых древних галактик остается неразрешимой

Джеймс Уэбб он столкнулся с тайной, которую не удается разрешить до сих пор

ТехИнсайдер
Лазеры решат проблему ядовитой пыли от автомобильных тормозов Лазеры решат проблему ядовитой пыли от автомобильных тормозов

Brembo сократил количество ядовитой пыли от тормозов в 5 раз

ТехИнсайдер
Кодзима, Миядзаки, Уэда: 3 геймдизайнера-визионера Кодзима, Миядзаки, Уэда: 3 геймдизайнера-визионера

Разбираемся, кто задает тренды в гейм-индустрии

РБК
Плюсы и минусы Плюсы и минусы

Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

РБК
Пикник на лужайке Пикник на лужайке

Как подготовиться к застолью на природе — все в удобной памятке

КАНТРИ Русская азбука
Что такое робот? Что такое робот?

Роботы вокруг нас: объясняем, как они работают и зачем нужны

Наука и техника
Владимир Жириновский Владимир Жириновский

Правила жизни политика Владимира Жириновского

Правила жизни
«В балете у меня часто бывают мучения» «В балете у меня часто бывают мучения»

Композитор Илья Демуцкий о музыке со словами и без и о работе по таблицам

Weekend
Открыть в приложении