«В применении БАС должна появиться экономика»
Замглавы минпромторга о развитии беспилотных систем в России

В России формируется новая отрасль экономики — это разработка, производство и эксплуатация беспилотных авиационных систем (БАС). В интервью «Эксперту» заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак рассказал о росте выпуска российских дронов, конверсии военных решений для гражданского применения и смещении фокуса на закупку услуг с применением дронов.
Нацпроект «Беспилотные авиационные системы» выделяется в ряду других национальных проектов технологического лидерства. Во-первых, его реализация началась раньше других (уже в 2024 году), во‑вторых, он взаимоувязывает вопросы разработки, создания продукта, строительства промышленных предприятий, подготовки кадров и так далее. Как это работает на практике?
Подводить итоги за 2024 год мы будем во втором квартале этого года. К этому времени должна поступить вся статистика от Росстата, таможни и других коллег. Минпромторг России занимается сбором и обработкой поступающих данных. Но в целом, по нашим ощущениям, статистика нормальная: растет и количество производителей, и количество разработчиков, и операторов полетов, и производителей программного обеспечения. Кроме того, расширяется круг пользователей — тех, кто готов в своих процессах использовать беспилотные авиационные системы. Это совершенно точно позитивный сигнал. И все эти увеличения — в разы. Но и, самое главное, появляется понимание, каким образом внедрять БАС и как применять их во всех сферах экономики и жизни.
На совещании в Тольятти в начале года президент сказал, что в 2024 году в 2,5 раза выросли эти объемы. Сколько это в штуках? Сколько гражданских дронов было произведено в России в прошлом году и какой план на текущий год?
В 2023 году, еще до начала реализации нацпроекта, было произведено 6125 единиц БАС. В прошлом году по нацпроекту произвели 16 398 при плане в 11 670 единиц. Таким образом, план был перевыполнен, а спрос в рамках гражданского госзаказа (ГГЗ) на БАС был полностью удовлетворен. Исходя из этой динамики, есть уверенность, что и в этом году фактические показатели будут выше планируемых. Кроме того, в рамках ГГЗ через Минпросвещения в прошлом году был приобретен 19 921 образовательный БАС. А если учитывать количество дронов, которые мы делаем для СВО, выходит порядка 1,5 млн штук в год.
Что представляет собой рынок гражданских дронов в России сегодня. Кто основные игроки или у кого самые большие объемы производства?
Крупных игроков несколько. Могу назвать такие компании, как «Геоскан» (производит образовательные дроны), «Транспорт будущего» (агродроны), «Беспилотные системы» (мониторинговые дроны). Существует целый ряд компаний, которые работают с Министерством обороны и производят специальную военную технику, например АО «Концерн “Калашников”», ООО «СТЦ», АО «УЗГА», но мы рассчитываем на конверсию их решений в гражданские версии. Потому что большое количество сценариев боевого применения перекликаются с применением в гражданской жизни.
Какие, например?
Например, доставка на передовую медикаментов, боезапасов и всего остального пересекается с логистикой. Разведка на линии боевого соприкосновения пересекается с мониторингом лесов, трубопроводов и т. д.
Как будет переформатироваться нацпроект по БАС в дальнейшем?
По итогам 2024 года среднестатистические показатели выросли кратно: мы налетали больше часов, больше дронов произвели, больше стало участников всей экосистемы. Согласно данным профильной ассоциации «Аэронекст», до запуска нацпроекта в 2023 году наблюдалось около 160 субъектов предпринимательской деятельности БАС, в 2024 году их стало свыше 220. В марте 2025 года насчитывается более 600 производителей БАС. У нас появилось понимание, что нам производить и куда двигаться. Изначально мы решали вопрос создания и производства БАС, работали над качеством, потом нужно было выйти на количественные показатели. Количеством сейчас выросли. Теперь настало время снова уходить в качество и уточнение тех задач, которые надо решать по дороге к тем целям, которые мы видим в рамках нацпроекта. Сейчас фокус на том, что должна появиться экономика в применении БАС. Это проговаривали на совещании у президента в Тольятти. Нам необходимо разработать стратегии применения БАС в различных отраслях, включая детальный анализ экономических моделей. Одним из примеров может служить сравнительный анализ экономической эффективности использования тракторов и беспилотников в сельском хозяйстве, например при удобрении почвы. Вместо поверхностного сопоставления затрат и результатов двух методов нужно определить конкретные сценарии, в которых использование беспилотников будет наиболее экономически обоснованным и рентабельным, учитывая все факторы, влияющие на производительность и затраты. Такие подходы должны быть использованы во всех потенциальных областях применения. Мы должны постепенно перейти от предложения самих беспилотных систем к предоставлению услуг, которые они могут оказывать.
Какие-то сценарии уже складываются?