ЭКО в TikTok: хорошая репрезентация или неэтичная реклама медицинских услуг?

ForbesЗдоровье

ЭКО в TikTok: как клиники репродуктивной медицины осваивают рынок инфлюенсеров

Блогеры с миллионами подписчиков делятся глубоко личным опытом прохождения через такие медицинские процедуры как ЭКО и криоконсервация яйцеклеток. Медицинские клиники готовы размещать у инфлюенсеров рекламу и даже раздавать через них промокоды, но среди пользователей соцсетей многие считают ситуацию неэтичной

Александра С. Левин

Фото Getty Images

В феврале 2020 года Кейтлин О'Нил пережила первый выкидыш. Когда через несколько недель нагрянула пандемия, девушка зарегистрировалась в TikTok и с удивлением нашла контент по малообсуждаемым темам вроде потери беременности, бесплодия и других проблем, связанных с зачатием и вынашиванием ребенка. И чем больше она узнавала чужие истории, тем сильнее ей хотелось поделиться собственной.

Свое первое видео для TikTok О'Нил опубликовала в марте 2020-го. Медицинские анализы показали, что зачать малыша естественным способом (как было в случае с первым ребенком) ей почти невозможно, и в сентябре она сообщила, что собирается пройти процедуру экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), при которой сперма и яйцеклетка смешиваются в лабораторных условиях, а затем вводятся в матку женщины. К октябрю блогерша уже снимала для быстрорастущей аудитории, как распаковывает препараты для подготовки к ЭКО на сумму $5000, и показывала им, что происходит в кабинете врача во время УЗИ. «Это наш первый и, надеемся, единственный цикл ЭКО», ― признавалась она подписчикам. Forbes девушка говорит, что тогда паре удалось накопить деньги только на одну попытку, ― в ее родном Мичигане это стоит около $20 000.

Пока девушка ежедневно выпускала видео о том, как самостоятельно принимает гормоны для стимуляции роста яйцеклеток, за ноябрь ее аудитория увеличилась почти вдвое. Снова численность подписчиков выросла, когда Кейтлин транслировала забор яйцеклетки: блогерша была одета в больничную рубашку, на голове ― сетка для волос, в руку вставлена капельница, а собой О'Нил взяла пакет крекеров, чтобы побыстрее отойти от анестезии. Когда врач отобрал 13 яйцеклеток (четыре впоследствии были успешно оплодотворены и стали эмбрионами), пациентка опубликовала ролик с финальным этапом процедуры, запечатлев экран аппарата УЗИ с точным расположением места в матке, где окажутся яйцеклетки.

«После пересадки яйцеклеток официально прошел один день, и мне присвоен статус «беременна, пока не доказано обратное»!» ― сказала блогерша в видео от 28 ноября, собравшем более 20 000 лайков.

Когда это подтвердил декабрьский анализ крови, О'Нил вновь сообщила об этом в TikTok.

Однако к концу месяца у нее опять случился выкидыш.

«Не наблюдается никакого пульса и роста, ― делилась она с подписчиками, которых на тот момент было 150 000. ― Сегодня мы сломлены. Сегодня мы раздавлены. Сегодня мы скорбим. Это выкидыш. Это бесплодие. Но мы попробуем снова. Мы не сдаемся».

Слева: когда Деми Швирс начала свою карьеру инфлюенсера в 2021 году, у нее было немного подписчиков. Но «как только мы начали делиться своим опытом в области фертильности, — сказала она, — вот тогда число наших подписчиков действительно начало расти». (Фото: Деми Швирс) Справа: тиктокер Леа Мари начала попытки забеременеть в 2023 году. Ролики она публикует с задержкой в один месяц, чтобы защитить себя и успеть разобраться с проблемами типа недавнего безуспешного цикла ЭКО

В новом году после записи еще одной хроники попыток с двумя оставшимися эмбрионами О'Нил с мужем забеременеть так и не смогла. Оставшись без средств на новую процедуру ЭКО, девушка заявила своим зрителям, что вместе с супругом ищет способы найти деньги на продолжение попыток. Тот ролик стал вирусным, и на указанные в ее профиле счета Venmo, PayPal и GoFundMe начали поступать небольшие пожертвования, в основном по $1–5. Девушка рассказывает Forbes, что за один день незнакомые люди с TikTok обеспечили ей все $20 000, необходимые для повторного цикла: «Это было что-то невероятное. Благодаря социальным сетям и тому, что мы открыто делимся своей историей, у нас появился шанс сделать еще одну попытку».

Рассказывая дальнейшие подробности, блогерша стала еще популярнее. По ее собственным словам, аудитория опять удвоилась. Затем осенью девушка стала заключать выгодные контракты с брендами различных продуктов «от пылесосов до витаминов для беременных». Когда неудачей закончилась вторая попытка ЭКО, такие коммерческие партнерские соглашения (к примеру, коллаборация на $40 000 с брендом бутылок для воды) помогли супругам оплатить процедуру в третий и четвертый раз.

В общей сложности, чтобы родить сына (его в шутку называют «малышом на шестизначную сумму»), паре потребовалось 2,5 года попыток, включая четыре забора и семь пересадок яйцеклеток.

«Без этого дохода у нас в финансовом плане ничего бы не вышло», ― признается О'Нил, совокупная аудитория которой в TikTok и Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена, — Forbes Woman) достигает почти 1 млн человек.

Не обошлось и без критики со стороны ряда тиктокеров. Некоторые сомневаются в ее мотивах, обвиняют девушку в том, что пожертвования подписчиков она тратит не на ЭКО, а на путешествия (сама Кейтлин подобные заявления категорически отрицает), и утверждают, что блогеры вроде нее эксплуатируют и романтизируют болезненный и глубоко личный опыт женщин ради финансовой выгоды.

«Просто в голове не укладывается, что кого-то не устраивает финансовый аспект, ведь это моя травма и моя история. Не понимаю, почему кого-то оскорбляет то, что, делясь своей историей, я могу зарабатывать деньги и обеспечивать семью, ― недоумевает 33-летняя О'Нил. ― То есть люди пишут целые книги — им что, теперь нельзя писать о своей жизни и получать с этого доход? Похоже на какое-то лицемерие, и мне кажется, люди на этом зацикливаются только потому, что это социальные сети».

«Я всегда стараюсь напоминать, что я самый простой человек. Обычная мама в обычном городе в обычном штате, такая уж я на самом деле, ― добавляет Кейтлин. ― Все началось с хорошего дела... Я не стремилась по-быстрому срубить денег. Изначально о всех возможностях, которые появятся с социальными сетями, у меня не было даже понятия. Ни малейшего».

Деторождение на поток

Кейтлин О'Нил такая не одна. Многие женщины собирают в TikTok и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) огромную аудиторию и под хэштегом #ttc (англ. trying to conceive, «попытки зачатия») делятся с подписчиками самыми интимными деталями своего пути к рождению ребенка ― от ЭКО, криоконсервации яйцеклеток и суррогатного материнства до планирования семьи в однополых парах («международное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено, — Forbes Woman), ― и с каждым днем таких тиктокеров становится все больше и больше. Пока привычные инфлюенсеры снимают видео о модных новинках, косметических средствах и путешествиях, ЭКО-инфлюенсеры обсуждают забор яйцеклеток, криоконсервацию биоматериала, пересадку эмбрионов, медицинские диагнозы, длительность своих попыток забеременеть, а также сопутствующие проблемы финансового и психологического характера.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Придумал ценники, скидки и супермаркеты: история «короля шоппинга» Фрэнка Вулворта Придумал ценники, скидки и супермаркеты: история «короля шоппинга» Фрэнка Вулворта

История человека, который подарил миру удобный и выгодный шоппинг

ТехИнсайдер
Лыжи. Разрез. Девушка Лыжи. Разрез. Девушка

Кузбасс приятно открывать с близкой – интимной – дистанции

2Xplore
Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят) Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят)

Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят)

Playboy
«В России это самый неизвестный человек»: как отечественный ученый Владимир Хавкин спас мир от холеры и чумы «В России это самый неизвестный человек»: как отечественный ученый Владимир Хавкин спас мир от холеры и чумы

Как жил и работал создатель вакцин от холеры и чумы Владимир Хавкин

ТехИнсайдер
Знать меру Знать меру

Как и с чем есть шашлык, чтобы не навредить желудку и фигуре

Лиза
Чужой, Годзилла, Саурон: в честь кого теперь называют животных Чужой, Годзилла, Саурон: в честь кого теперь называют животных

Новые имена в биологии, которые отсылают к персоналиям или поп-культуре

Наука и техника
Почему греются тормозные диски и чем это может грозить: разбор Почему греются тормозные диски и чем это может грозить: разбор

Все про перегрев дисков: почему это происходит и как избежать

РБК
На лето к бабушке На лето к бабушке

Отправлять детей к бабушке на лето: потенциальные «за» и «против»

Новый очаг
Не покупай это: 11 хитрых способов, которыми рестораны и кафе заставляют нас тратить больше денег Не покупай это: 11 хитрых способов, которыми рестораны и кафе заставляют нас тратить больше денег

Бесплатная корзинка с хлебом бывает только в мышеловке

VOICE
Без шанса на удачу: 5 фактов о дуэли Пушкина, которые вы могли не знать Без шанса на удачу: 5 фактов о дуэли Пушкина, которые вы могли не знать

Рассказываем 5 фактов о дуэли Пушкина, которые вы могли не знать

ТехИнсайдер
Марк Эйдельштейн: «Предпочитаю не загадывать на будущее» Марк Эйдельштейн: «Предпочитаю не загадывать на будущее»

Актер (и краш) Марк Эйдельштейн привез из Канн творческую свободу

VOICE
Адыгейский сыр Адыгейский сыр

Аутентичный ответ русского юга фете, моцарелле и маскарпоне

КАНТРИ Русская азбука
Эта посредственность Бетховен Эта посредственность Бетховен

Не то чтобы совсем уж бездарность, но... — о чем рассказали генетические тесты?

Знание – сила
До и после До и после

Знакомимся с Pirelli 42 Special Edition — лодкой-RIB в новом «прочтении»

Y Magazine
5 правил, как сделать тренировку на улице комфортной 5 правил, как сделать тренировку на улице комфортной

Что нужно учитывать, если вы собираетесь тренироваться на улице?

Maxim
Интервью с Ильей Альтшулером — о «Пикнике “Афиши”» и доходах фестиваля Интервью с Ильей Альтшулером — о «Пикнике “Афиши”» и доходах фестиваля

Как сохранить ДНК «Пикника» в новых реалиях и чем этот фестиваль удивит

СНОБ
Я уже выхожу Я уже выхожу

Что такое послеотпускная депрессия и как её избежать?

VOICE
Горячий привет Горячий привет

Почему чай так популярен и как правильно выбрать заварку

Лиза
«Я стала делать все сама, и это облегчило мою жизнь»: решение читательницы комментирует психолог «Я стала делать все сама, и это облегчило мою жизнь»: решение читательницы комментирует психолог

Можно ли полагаться в этой жизни только на себя?

Psychologies
Зачем императору резец? Зачем императору резец?

История ученической гравюры императора Николая Павловича

Дилетант
«Я предложила маме жить с нами, если она бросит пить, или самой за себя отвечать»: история читательницы «Я предложила маме жить с нами, если она бросит пить, или самой за себя отвечать»: история читательницы

Как побороть стыд за родственников, злоупотребляющих алкоголем

Psychologies
Северо-восторг Северо-восторг

Открываем в России невероятные места (и учимся выговаривать их названия)

VOICE
Мой друг барабашка Мой друг барабашка

Как забрать домового с собой при переезде

Лиза
Россия и Африка на пути к сотрудничеству Россия и Африка на пути к сотрудничеству

Зачем нам надо изучать Африку как можно лучше и глубже?

Знание – сила
Стильно, модно, беспощадно Стильно, модно, беспощадно

Отрывок из книги Сары Гэй Форден «Дом Гуччи» об убийстве Маурицио Гуччи

P.I.C. Partner In Crime
Люблю двоих Люблю двоих

Что делать, если нравятся сразу двое мужчин?

Лиза
Худеем быстро Худеем быстро

Семь способов сжечь больше калорий

Лиза
Этот психологический тест поможет найти источник вашего вдохновения: просто попробуйте! Этот психологический тест поможет найти источник вашего вдохновения: просто попробуйте!

Знать свой источник вдохновения крайне важно. Узнайте его с помощью теста!

ТехИнсайдер
7 подручных средств: чем заменить гантели для тренировки в домашних условиях 7 подручных средств: чем заменить гантели для тренировки в домашних условиях

Чем дома заменить инвентарь для силовых тренировок?

ТехИнсайдер
Чистый спорт Чистый спорт

Насколько сложно продвигать не самый популярный вид спорта и зачем это делать?

Y Magazine
Открыть в приложении