Семья. Отношения
Дети и порядок
Семейный психолог Екатерина Бурмистрова рассказывает, как справляться с беспорядком в детской комнате и нужно ли вообще это делать?
Уборка как раннее развитие
Начинать приучать ребенка к порядку надо тогда, когда ребенок еще не знает, где его вещи, книжки, игрушки, еще не может создать никакой системы. Важно, чтобы эту систему, структуру создавали родители. Обратите внимание, пока есть система в игрушках, у ребенка есть к ним интерес. Как только он разрушил эту упорядоченность, он потерял интерес. Классическая картина: малыш в детской поиграл, все разбросал, никакую новую композицию не создал и переполз в гостиную – там пока структура есть, интерес есть. Но создать систему – задача родителей. В готовую структуру можно включать ребенка игровым способом, они же не против кубики поставить на место. Главная проблема в том, что эту структуру создать сложно, и взрослые не смотрят на нее с точки зрения ребенка: сможет ли он эту структуру или композицию повторить?
Например, ребенок легче осваивает вертикальную структуру, если все игрушки не свалены в ящик или коробку, а стоят на стеллаже, как на выставке. В корзине нет структуры. Только человек с четко организованным восприятием, чуть постарше, в четыре-пять лет, сможет извлекать то, что ему надо, и ему этот хаос не помешает. Двухлетний ребенок из корзины все просто вытащит, прежде чем найдет то, что ему надо. Зато в вертикальной системе он видит все игрушки сразу, они упорядочены. И в этом случае его проще потом в процесс воссоздания структуры вовлекать. В хороших детских садах игрушки стоят по полочкам – и чем лучше сад, тем интереснее и грамотнее организация игрового пространства. Игрушек не слишком много одновременно, а те, которые есть, расположены так, что зовут к игре.
Игрушки и одежда
Правило простое – игрушек «на поверхности» должно быть столько, сколько ребенок может легко убрать за один раз. Мы, взрослые, как правило, помним свою любимую куклу, любимую мягкую игрушку. Это были друзья. А дети, у которых 145 медведей, их не помнят. В лучшем случае ребенок выделяет одного, и это друг, а остальные валяются. Поэтому должны быть разные по глубине уровни хранения. Сейчас нет таких минималистов, которые готовы были бы иметь одну куклу, одного мягкого питомца и два конструктора. Поэтому к трем годам ребенка, к четырем будет более-менее весь арсенал, доступный вам по карману. Это мешает.
За одежду почему-то сейчас отвечают родители – и долго, примерно до окончания средней школы. А ребенку полезно уметь воссоздавать структуры и создавать новые, а также отвечать за последствия своих действий. В том числе это касается и одежды. Начинать передавать ответственность надо с того момента, как появляется «я» и растет самосознание. Два с половиной – три года, и дальше по мере развития речи и интеллекта. Но до этого важно создать правильную систему хранения. Одежды, за которой ухаживает ребенок, должно быть немного, места хранения – ящики, полки – должны быть на уровне ребенка. Кстати, в Хельсинки есть музей, где все предметы в 3 раза больше взрослого человека – это как бы мир ребенка-дошкольника, когда все предметы не рассчитаны на него, как в сказке про трех медведей. Интересный опыт для взрослых – попробовать взглянуть на мир глазами ребенка.