Дислексия: проблема интеллекта или признак творческой личности
Желание хоть как-то выделиться в восьмимиллиардной массе людей вполне понятно. С этой целью человек часто придумывает себе особые привычки: пишет с наклоном в другую сторону или держит ручку не так, как все. А что если это не просто так? Если он не умеет по-другому, но сам этого не осознает? Ведь такие несущественные особенности могут оказаться признаком дислексии, а очень многие живут с этим и не догадываются.
Что такое дислексия
Принято считать, что дислексия — это неспособность к чтению, проявляющаяся в том, что ребенок долго не может научиться читать, у него не получается сопоставлять буквы и звуки, правильно их произносить. Но не все так просто и однозначно.
Существует несколько подходов к изучению и объяснению дислексии, главных два:
- Англоамериканский, в котором принято объединять в понятие “дислексия” сразу несколько расстройств, связанных не только с нарушением чтения, но и с трудностями письма.
- Российский ограничивает дислексию лишь особенностями чтения, тогда как проблемы с письмом выделяет в отдельные группы.
Поэтому точного определения не существует. Дислексия — это, простыми словами, трудности, испытываемые детьми в “расшифровке” слов. Для дислексика буквы не представляют из себя ничего, кроме визуального символа, за ними не скрываются звуки. Поэтому у человека не вырабатывается беглое чтение, он не фиксирует разницу между словами, например, из 7 или из 9 букв — для него это просто набор знаков.
На сегодняшний день абсолютно доказано нейрологическое происхождение дислексии. Выявлена ее наследственность и генетическая предрасположенность. Объясняется расстройство чтения неполноценностью фонологических компонентов языка. При этом когнитивные способности, уровень интеллекта у детей с дислексией находятся в пределах нормы.
Все это совершенно не означает, что ребенок с дислексией не научится читать или писать. В подавляющем большинстве случаев нарушение выражено слабо и легко поддается коррекции. Частичное расстройство процессов чтения, по статистике, выявляется у каждого десятого школьника 7-10 лет.
Историческая справка
Впервые термин “дислексия” был использован немецким офтальмологом в конце XIX века. Применили его в отношении мальчика с обыкновенными физическими и умственными способностями, но с трудностями в обучении чтению и письму. Примерно в то же время в Британии в медицинском научном журнале вышла статья “Врожденная словесная слепота”, в которой описывалась дислексия школьника. Подросток имел хороший интеллектуальный уровень развития, при этом совершенно не умел читать и не поддавался обучению этому навыку.
До 1925 года считалось, что проблемы с чтением связаны с органическими повреждениями мозга, вернее той его части, которая отвечает за зрение. После была предложена теория о несовершенной связи между полушариями мозга, и дислексия определялась как врожденный неврологический синдром. С таким предположением многие врачи были категорически не согласны.
Дислексия у взрослых начала изучаться лишь в конце XX века. Группе людей с этой особенностью было предложено чтение текста слева направо и справа налево. Выяснилось, что все испытуемые справились с обеими задачами с одинаковой скоростью. 10% дислексиков прочитали текст справа налево даже быстрее. Это доказывает, что человек с подобным расстройством воспринимает слово, не как единое целое, а как набор букв.
До сегодняшних дней рабочей считается теория о том, что дислексия связана с фонологическими дефектами. Человек испытывает сложности в преобразовании визуальной картинки в звуковую - у дислексика буквы с трудом складываются в слова, несущие определенный смысл.
Виды дислексии
Врожденная дислексия проявляется еще в детском возрасте. У взрослого здорового человека она может развиться в результате поражения коры головного мозга (например, в результате черепно-мозговой травмы, инсульта, тяжелой инфекции оболочек мозга). В зависимости от того, на каком участке происходит нарушение нормального функционирования различают несколько видов дислексии:
- Фонематическая дислексия связана с перестановкой букв в прочитанном или написанном слове. Детям с таким видом дислексии сложно различать парные звуки (фонемы), такие как -г и -к, -з и -с, -д и -т, дислексики часто подменяют одни фонемы другими. Читают дети с таким расстройством зачастую по буквам. На письме это может проявляться пропуском букв либо добавлением несуществующих в слове.