Google в помощь: может ли корпорация составить конкуренцию OpenAI в гонке ИИ
С запуском Bard, новейшего «экспериментального разговорного сервиса на основе ИИ», Google не без труда пытается делать продукты на основе искусственного интеллекта. Но из-за прошлых скандалов, провальных запусков и утечки кадров корпорация оказалась в удивительном положении и играет в догонялки в отрасли, которую сама помогла создать
В 2016 году, за несколько месяцев до того, как Сундар Пичаи занял кресло генерального директора Google, он сделал громкое заявление: отныне корпорация, имя которой уже стало синонимом интернет-поиска, будет компанией «с упором на ИИ». Об этом руководитель сообщил на масштабной конференции I/O. И это решение стало первым важным шагом Пичаи, после того как он взял на себя бразды правления компанией.
Что именно значило «с упором на ИИ», тогда было непонятно, хотя цели ― предельно ясны. За два года до этого Amazon застал Google врасплох, выпустив собственного голосового помощника Alexa. Разработка снискала огромную популярность, обернувшись для создателей оглушительным успехом, и в Google это многих сильно огорчало. «Упорядочение всей информации в мире» было давней миссией компании, так что подобный сервис должен был по праву рождения стать заслугой Google. На конференции фирма представила конкурента под простым названием «Ассистент». В рамках запуска Пичаи переориентировал корпорацию на полезное применение ИИ.
Спустя семь лет Google оказался в похожей ситуации: его снова обскакали конкуренты в сфере, где он должен был лидировать. Но теперь все и того хуже, ведь соперником является не гигант с бездонным кошельком типа Amazon, а OpenAI, сравнительно небольшой стартап из Сан-Франциско. Его главный продукт ― бот ChatGPT, который может генерировать сюжеты ситкомов, заявления об увольнении, программный код и тексты на любую другую тему, которую только можно вообразить, ― все выглядит так, будто написано человеком, причем платформа создана на базе технологического прорыва, который несколько лет назад сделал Google. Запущенный в ноябре бот поражает воображение публики, хотя два года назад Google объявлял о создании похожей технологии под названием LaMDA.
Что еще хуже, главный соперник компании в сфере сетевого поиска, Microsoft, вкладывает в OpenAI $10 млрд, а в минувший вторник, 7 февраля, объявил о новой версии поисковика Bing с еще более продвинутым функционалом чата на базе ИИ, чем у ChatGPT, ― потенциально это может стать судьбоносным шагом для будущего поиска в интернете. В ходе презентации генеральный директор Microsoft Сатья Наделла провозгласил «новую эру» поиска. «Гонка начинается сегодня, ― сказал он. ― Мы устремлены только вперед и каждый день хотим давать миру что-то новое». За день до этого Google, по-видимому, в спешке, запустил Bard, свой собственный чат-бот, использующий «гораздо более раннюю» версию технологии LaMDA с ограниченным доступом. Более обширный релиз компания пообещала в «ближайшие недели».
Как и ожидали многие конкуренты, интернет-гигант с рыночной капитализацией на отметке $1,3 млрд окончательно пробудился. Когда Пичаи объявил о том, что ситуация стала «экстренной», он привлек к пересмотру корпоративной стратегии по ИИ сооснователей компании Ларри Пейджа и Сергея Брина. Второй, по крайней мере, в последнее время стал настолько вовлечен в рабочий процесс, что даже отправил первый за несколько лет запрос на рассмотрение своего кода (об этом Forbes впервые сообщил на прошлой неделе).
В ответ на запрос комментария пресс-секретарь Google отправил Forbes ссылку на запись блога, которую в 6 февраля опубликовал Пичаи, чтобы анонсировать Bard и поделиться другими новостями, связанными с искусственным интеллектом.
Хотя новички отрасли и относятся к Google с уважением, они его теперь не боятся, несмотря на годовой доход корпорации порядка $280 млрд и целую армию аналитиков и разработчиков. Бывшие сотрудники корпорации стоят во главе таких компаний, как Adept, Cohere и Character.ai, спокойно работают со своими моделями на облачных платформах Google, а в случае с Anthropic вообще приглашают организацию к долевому участию за инвестиции. Один бывший сотрудник Google, покинувший компанию, чтобы основать собственный ИИ-стартап, отмечает: «Пираты ищут попутного ветра в океане, и мы выдвигаемся в плавание».
В путь по этим незнакомым водам Google отправился не затем, чтобы стать тяжелым грузовым танкером. Однако из-за богатой истории в области ИИ и больших инноваций, в том числе и скандалов вокруг исследований по этике искусственного интеллекта, всеобщего недовольства после запуска звучащего до жути по-человечески ИИ под названием Duplex и безудержного оттока ИИ-специалистов, компании не остается ничего другого, как бежать в числе догоняющих.
В подвешенном состоянии находится фирменный поисковый движок от Google. Его минималистичная белая стартовая страница ― один из самых легендарных адресов во всем интернете. Большие перемены здесь могут отразиться на доходах от рекламы (по крайней мере, в среднесрочной перспективе), ведь именно благодаря им компания стала одной из самых дорогих в истории. Но чтобы вернуть себе корону главного по ИИ, Google, возможно, придется изменить саму суть того, что значит «гуглить».