Наверняка вы знаете наизусть хоть одно четверостишие из этого поэта

Дилетант18+

Тимофей Белозёров

Портретная галерея Дмитрия Быкова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ

1.

Наверняка вы знаете наизусть хоть одно четверостишие из этого поэта — притом что даже в группе коллег он был далеко не самым известным, вдобавок не столичным. А судьбы этих авторов вообще складываются так, что у них одновременно и самые благодарные, и самые жестокие читатели. Благодарные — потому что в детстве всё запоминается, даже полная чушь, и хороши или плохи сочинения, на которых 1. вы выросли, — их обломки у вас в памяти хранятся по нескольку десятилетий. А жестокие — потому что ребёнка редко интересует авторство. Стихи существуют анонимно, они были всегда. Вот почему выросшие дети так удивляются, увидев автора живьём: я успел вырасти, влюбиться, разочароваться, обзавестись собственным потомством, — но, оказывается, всё ещё жив поэт, считалочку которого я выучил в четырёхлетнем возрасте. А для меня он что-то вроде Гомера.

Стихи этого автора запоминались ещё потому, что не были похожи на игровые и, как правило, радостные детские сочинения советской эпохи. Он говорил о том, чего принято было стесняться. Советская власть была, конечно, добрей и даже сентиментальней нынешней, — и всё-таки считалось, что плакать неприлично, что чувства вообще надо прятать, что даже и маму надо любить умеренно, не слишком, во всяком случае меньше Родины. Иначе вырастешь маменькиным сынком. У этого поэта не было шанса вырасти маменькиным сынком, о чём ниже, — и потому он не стеснялся сказать, что родителей надо любить и жалеть. А запомнил я его потому, что очень уж хороша и ни на что не похожа была его сказка «Лесной Плакунчик». Собственно, и сейчас могу шпарить наизусть, — что никуда не девается с годами, так это наследственная память на стихи. «Шла по лесу Лена, споткнулась, упала и к деду Плакунчику в гости попала. Приветливо дверью скрипела избушка, в углу на ушате дремала лягушка. Струился за печкою голос сверчка из щёлки сухого полена... На лавке седого как лунь старичка сквозь слёзы увидела Лена. <…> Плакунчик одёрнул цветной армячок, седую бородку зажал в кулачок и с грустной улыбкой промолвил — Идём! Уж ежели плакать, то лучше вдвоём».

Что тут особенного? Прежде всего амфибрахий, мой, честно говоря, любимый размер, который в детских стихах довольно редок: Чуковский сказал, что для детей надо писать хореем, наиболее резвым и прыгучим, наиболее игровым, — все и послушались (совсем уж между нами, детские стихи Чуковского я люблю не особенно: критик, филолог, мемуарист был гениальный, — стихи же годятся для трёхлеток или для таких особо резвых дошкольников, каким я отроду не был). Но главное — Плакунчик этот советовал разделить с ним самое постыдное занятие: поплакать! Упав, ребёнок должен всеми силами показать, что ему не больно, — стойкость свою демонстрировать, поскольку проявление чувств считается неприличным! А этот старик готов с вами разрыдаться, как бы поделить ваш стыд на двоих — как, помните, учила Цветаева: «Милые дети! Если видите человека в смешном положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно — 2) прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам».

Дальше там они вместе пожалели зайчонка: «— Плакунчик, Плакунчик, я лапки отбил — бежал из осинника в слякоть! Мне ночью барсук на усы наступил, мне больно и хочется плакать!» Наш советский Плакунчик сказал бы зайчонку: «Стыдись! Ты должен уметь за себя постоять (любимый отечественный оборот), дать сдачи барсуку, так его пнуть, чтобы через весь лес кубарем катился! Ничего подобного: «Плакунчик зайчонка погладил рукой, к холодному носу прижался щекой, и только ладошкой провёл по глазам — запрыгали слёзы у них по усам…» После чего весь лес хором откликается: «В роще, на опушке, в поле и в ряму плакать и смеяться плохо одному!» Ребёнок тут же запоминает, что рям — моховое болото, поросшее кустами. Дальше там они помогли медвежонку — он малины объелся; ему понадобилась другая психотерапия — Плакунчик уже не плачет тихонько, как с зайчонком, а «тряхнул бородёнкой да как заревёт!..» У медвежонка тут же всё прошло, и он «радостно к маме задал стрекача». А дальше «Синичье дупло разорила куница. Не выплачет горе — погибнет синица! Ты должен помочь ей как можно скорей! — Скорей! — зашумела дубрава. — Скорей!.. — раздались голоса снегирей и сверху, и слева, и справа». Разумеется, с синицей не только поплакали — ей тут же коллективными усилиями отстроили новое гнездо, а тут и Лена вспомнила, что ей пора домой. И здесь происходит катарсис — то чудо, без которого вся эта прелестная история гляделась бы недосказанной: «Пиликал кузнечик под шляпой груздя, кукушка вдали куковала, и первая тёплая капля дождя на пыльную землю упала… И всё расцвело, засверкало вокруг: и лес, и дорожка, и речка, и луг».

Всё.

То есть понимаете? — пока мир не оплакан, пока Господь не уронит на него дождинку, всё сухо и пресно, ничто не сверкает. Но как только хлынут благодатные слёзы, ты понимаешь, что ты не один, — и мир вокруг тебя сверкает милосердной красотой, и жить хочется. Человек ведь плачет не только от горя или, не дай бог, злости, — он может плакать от умиления, эмоции самой высокой и блаженной, и вот сейчас, вспоминая эти стихи, я с трудом сдерживаюсь, а правду сказать, и не сдерживаюсь, — тем более что за окном у меня ослепительный июльский ливень, самый что ни на есть грибной, и вот такая радуга над хвойным лесом. Может быть, — я такие совпадения люблю, — это мне привет от Тимофея Белозёрова (1929–1986).

Тимофей Белозёров подписывает книги своим читателям. 1980-е годы

2.

Да, пора уже назвать его имя — хотя, как мы и заметили, детские стихи чаще всего живут в нашей памяти анонимно. По стихам его, которые я в детстве встречал довольно часто, ясно было, что жизнь его была не пряник, — и горе, и радость в его текстах всегда застенчивы, как у людей, которым часто случалось быть среди чужих; он и жизнь прожил скромную — не переехал в Москву из своего Омска, хотя в последние годы имел все возможности, и продолжал работать литконсультантом в «Омской правде». Денег это почти не давало, да и платили детским поэтам прилично — тиражи у них были максимальные; видимо, он к этому относился как к общественному долгу — поскольку сам в своё время нуждался в благожелательном совете. Для него любимым старшим другом оказалась Елена Благинина — автор глубочайших религиозных стихов и великолепной лирики, жена Егора Оболдуева, которого Геннадий Айги считал учителем. Оболдуев, когда усилиями вдовы его наконец напечатали, сразу запомнился непосредственной, прелестной интонацией, ненавязчивым весельем и исключительным достоинством, — вот Благинина, пережившая его больше чем на тридцать лет, хранила его тексты и память. И Белозёрова она заметила, они дружили, и уж конечно, ценили друг друга прежде всего за взрослую лирику, которая выходила к читателю редко и понемногу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Синдбад-коммивояжёр Синдбад-коммивояжёр

Канонический Синдбад из древних арабских сказок был купцом из Багдада

Дилетант
Как нетворкинг помогает в развитии бизнеса Как нетворкинг помогает в развитии бизнеса

Нетворкинг: что это такое и какую пользу он приносит развитию бизнеса?

Inc.
Усечённое древо Усечённое древо

Для династии Птолемеев браки между братьями и сёстрами были обычным делом

Дилетант
«Розовый. История цвета» «Розовый. История цвета»

Как розовый цвет получали в Средневековье

N+1
«И Шереметев благородный…» «И Шереметев благородный…»

Александр Пушкин 1844 год в «Полтаве» недаром назвал Шереметева «благородным»

Дилетант
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Свобода в союзе с гильотиной Свобода в союзе с гильотиной

Начиналась революция во Франции красиво — с Декларации прав человека

Дилетант
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Проповедники убийств Проповедники убийств

Жан-Поль Марат, Максимилиан Робеспьер и Жорж Дантон — идеологи террора

Дилетант
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
Ученые выяснили, что жирафов четыре разных вида — а вы заметите разницу? Ученые выяснили, что жирафов четыре разных вида — а вы заметите разницу?

Ученые выделили 4 вида жирафов с разным образом жизни и ареалом

Maxim
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Защита для маленьких Защита для маленьких

Как малый и средний бизнес решает задачу обеспечения информбезопасности

Ведомости
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации

Об отношениях Тимофеева-Ресовского с зоологией

Знание – сила
День, когда родился новый мир День, когда родился новый мир

2 сентября – день, когда победа не завершила войну, а изменила ее форму

Знание – сила
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Использование нейросетей может угрожать бизнесу Использование нейросетей может угрожать бизнесу

Бизнес и ИИ: какие риски связаны с использованием нейросетей

Inc.
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Догоняющие доходы Догоняющие доходы

Рост доходов субъектов обеспечила в основном положительная динамика НДФЛ

Ведомости
Президент Венесуэлы Уго Чавес: какую политику вел мужчина и почему в конечном счете она провалилась Президент Венесуэлы Уго Чавес: какую политику вел мужчина и почему в конечном счете она провалилась

Рассказываем о приходе Чавеса к власти и последствиях его президентства

ТехИнсайдер
Телескоп Chandra показал, что творится внутри звезды перед ее гибельным взрывом Телескоп Chandra показал, что творится внутри звезды перед ее гибельным взрывом

Драма за часы до взрыва звезды

ТехИнсайдер
Лица против мошенников Лица против мошенников

Эксперты по информационной безопасности не уверены в абсолютной защите биометрии

Ведомости
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП

ИП и ООО: чем отличаются и какая форма ведения бизнеса подойдет именно вам?

Inc.
Разговорились по деньгам: отчего растет российский финтех Разговорились по деньгам: отчего растет российский финтех

Встроенные финансы — новый стандарт клиентского пути

Forbes
Открыть в приложении