Россия «в состоянии крайней слабости»
В бумагах представителя белых армий России при правительствах стран Антанты генерала Дмитрия Щербачёва хранится довольно характерный документ — записка о «русских интересах» на Парижской мирной конференции 1919 года. Он составлен тоже русским военным — генералом Михаилом Занкевичем, который в 1917 году получил должность военного представителя Временного правительства во Франции.
Записка Занкевича появилась на свет, по-видимому, в конце 1918 года, когда Первая мировая война уже закончилась поражением центральных держав, и представляет собой одну из попыток представителей антибольшевистских сил России осознать и определить своё место в выработке нового послевоенного устройства мира. Этим должна была заняться мирная конференция в Париже, начавшая свою работу в январе 1919 года.
Само положение «белой России» на тот момент выглядело крайне уязвимым: власть в центре страны уже больше года контролировали большевики, а белые правительства, слабо связанные между собой, сформировались на окраинах России и находились в состоянии гражданской войны с большевиками. При этом различные части Российской империи уже заявляли о стремлении отделиться от неё вне зависимости от того, какое правительство там установится.
Антибольшевистские силы крайне зависели от помощи союзников для продолжения борьбы, а сам их статус в Европе во многом определялся решительным отказом Антанты признавать власть выведших Россию из войны большевиков. Однако такое непризнание не означало автоматической готовности признавать представителями России кого-то ещё; сложившаяся ситуация не гарантировала какого-то понятного места добровольно заключившей сепаратный мир России на переговорах о мире, который будут теперь определять держа-вы-победительницы. Тем более что страна находилась в состоянии распада и множественных вооружённых конфликтов.