Публичный труп для вечной жизни
Как человек стал делать себя произведением искусства
В издательстве «Ад Маргинем» вышла новая книга классика постмодернистской мысли, автора «Gesamtkunstwerk Сталин» Бориса Гройса. В «Апологии Нарцисса» Гройс сравнивает современную западную цивилизацию с Древним Египтом, опровергает возможность восстания машин и совершает еще множество остроумных кульбитов на протяжении ста с небольшим страниц.
Борис Гройс начинает свою новую книгу с общего места: наш мир одержим нарциссизмом, мы постоянно производим и рассматриваем образы самих себя — бесконечные селфи, посты в социальных сетях. Об этом написаны сотни книг — более и менее яростных, более и менее прямолинейных. Казалось бы, Гройсу, мастеру изысканной провокации, нечего делать на этой скучноватой территории. Он действительно почти сразу покидает ее, заявляя: современный медийный нарциссизм — вовсе не уродливое порождение цифрового капитализма, как принято думать, а естественное следствие развития всей человеческой цивилизации. Более того, в нем есть определенное благородство, свойственное нарциссизму как таковому.
Гройс предлагает довольно необычное толкование истории мифологического Нарцисса: тот вовсе не отвергает других для того, чтобы остаться наедине с прекрасным собой. Наоборот — он отвергает себя, весь свой внутренний мир, свою душу, сводя себя к внешности, облику — к тому, что доступно лишь взгляду другого. Это не самовозвеличивание, а, напротив, самоумаление.
Из этого экзистенциального парадокса Гройс извлекает массу выводов, касающихся сексуальности, техники, политики, религии и массы других вещей. Он пишет о фараонах и роботах, Малевиче и Тарантино, Г.В.Ф. Гегеле и Д.А. Пригове. Совсем небольшая по объему «Апология Нарцисса» содержит десятки неожиданных поворотов. Собственно, в этом главное свойство мысли Гройса — прихотливо виться и цепляться за случайные вещи, как плющ. Его книги — всегда скорее философский перформанс, чем концептуальная программа. Попытки спрямляющего изложения неизбежно вредят им, делают мысль более плоской. Тем не менее можно наметить несколько ключевых пунктов гройсовской «нарциссической» теории.