Как человек стал делать себя произведением искусства

WeekendСобытия

Публичный труп для вечной жизни

Как человек стал делать себя произведением искусства

Текст: Игорь Гулин

Фото: Ад Маргинем Пресс

В издательстве «Ад Маргинем» вышла новая книга классика постмодернистской мысли, автора «Gesamtkunstwerk Сталин» Бориса Гройса. В «Апологии Нарцисса» Гройс сравнивает современную западную цивилизацию с Древним Египтом, опровергает возможность восстания машин и совершает еще множество остроумных кульбитов на протяжении ста с небольшим страниц.

Борис Гройс начинает свою новую книгу с общего места: наш мир одержим нарциссизмом, мы постоянно производим и рассматриваем образы самих себя — бесконечные селфи, посты в социальных сетях. Об этом написаны сотни книг — более и менее яростных, более и менее прямолинейных. Казалось бы, Гройсу, мастеру изысканной провокации, нечего делать на этой скучноватой территории. Он действительно почти сразу покидает ее, заявляя: современный медийный нарциссизм — вовсе не уродливое порождение цифрового капитализма, как принято думать, а естественное следствие развития всей человеческой цивилизации. Более того, в нем есть определенное благородство, свойственное нарциссизму как таковому.

Гройс предлагает довольно необычное толкование истории мифологического Нарцисса: тот вовсе не отвергает других для того, чтобы остаться наедине с прекрасным собой. Наоборот — он отвергает себя, весь свой внутренний мир, свою душу, сводя себя к внешности, облику — к тому, что доступно лишь взгляду другого. Это не самовозвеличивание, а, напротив, самоумаление.

Из этого экзистенциального парадокса Гройс извлекает массу выводов, касающихся сексуальности, техники, политики, религии и массы других вещей. Он пишет о фараонах и роботах, Малевиче и Тарантино, Г.В.Ф. Гегеле и Д.А. Пригове. Совсем небольшая по объему «Апология Нарцисса» содержит десятки неожиданных поворотов. Собственно, в этом главное свойство мысли Гройса — прихотливо виться и цепляться за случайные вещи, как плющ. Его книги — всегда скорее философский перформанс, чем концептуальная программа. Попытки спрямляющего изложения неизбежно вредят им, делают мысль более плоской. Тем не менее можно наметить несколько ключевых пунктов гройсовской «нарциссической» теории.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении