Мало кто знает, но именно женщины стоят у истоков монтажа в Голливуде

ForbesСобытия

«Кропотливый труд швей»: почему именно женщины занимаются монтажом в кино

В этом году «Оскар» за монтаж «Оппенгеймера» взяла Дженнифер Лэйм. Вполне закономерно: мало кто знает, но именно женщины стоят у истоков этой профессии в Голливуде. Вместе со студией видеопродакшена Yes, today! Film рассказываем, почему монтаж кино был и во многом остается женской профессией

Артем Жданов

Монтажер Салли Менке и режиссер Квентин Тарантино (Фото DR)

Первые кинокартины снимались одним целым «куском», без разбивки на отдельные кадры. Но довольно быстро стало понятно, что это сильно ограничивает творцов. Тогда придумали резать на пленку кадры, а затем их «склеивать» — этот процесс и назвали монтажом.

В первое время монтажеров — а они были преимущественно женщинами — называли «резальщицами» (cutters). «Женщины же хорошо шьют — почему бы не отдать им эту, в чем-то похожую, деятельность?» — примерно так рассуждали владельцы студий. И действительно, вырезание и стыковка кадров в темной комнате тогда были кропотливым трудом, требующим усидчивости, внимательности и терпения. Но женщины с удовольствием схватились за эту возможность повлиять на мир кино — ведь из более престижных профессий режиссеров и операторов их всячески выдавливали.

Однако и монтаж не остался «чисто женским» занятием навсегда. Как только в индустрии осознали, что это важная деятельность, где можно получить творческое самовыражение, мужчины хлынули в профессию. Одним из первых поводов отстранить женщин от монтажа стало появление звукового кино: их стали убеждать, что «резать» звук слишком сложно, и нужно оставить это занятие мужчинам. По словам одной из самых известных монтажеров Энн Коатс, когда она начинала карьеру в Англии в 1947 году, она была окружена коллегами-женщинами. А когда эмигрировала в США в 1986-м, в стране осталась только одна женщина, монтировавшая крупные картины. По ее мнению, этому способствовало как раз то, что профессия стала престижной — и мужчины «выдавливали локтями» женщин.

В 2019 году режиссер Сью Фридрих создала сайт Edited By, увековечивающий достижения женщин-монтажеров в кино. Она собрала 206 из них. Forbes Woman рассказывает о великих женщинах-монтажерах, чьи имена стоит запомнить.

Виола Мэллори Лоуренс

Виола Мэллори Лоуренс
Wikimedia Commons

Виола Лоуренс — одна из первых «резальщиц» Голливуда, дважды номинированная на «Оскар».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении