Одесса считается столицей преступного мира дореволюционной России

ДилетантИстория

Сотворение Одессы-мамы, или Как Моисей Винницкий стал Беней Криком

Одесса считается столицей преступного мира дореволюционной России. Городу повезло. У него был Бабель. Его «Одесские рассказы», сразу приобретшие популярность и разошедшиеся на цитаты, так и просились на экран.

Олег Будницкий

Юрий Шумский в главной роли в фильме «Беня Крик». СССР, 1926 год

В 1925 году Бабель начал писать сценарий «Беня Крик» для 1-й фабрики Госкино. Предполагалось, что картину сможет поставить Сергей Эйзенштейн параллельно со съёмками в Одессе южных эпизодов фильма «1905 год» (впоследствии «Броненосец Потёмкин»). Эйзенштейн проявлял интерес к сценарию Бабеля, но, по-видимому, параллельные съёмки двух фильмов оказались делом нереальным.

По этому поводу досадовал известный кинокритик и историк «еврейского кино» в России Мирон Черненко: «По ничтожной производственной случайности изменилась вся история советского кино, ибо сними Эйзенштейн “Беню Крика”, “Броненосца Потёмкина” могло и не быть, а место его заняла бы сага о похождениях одесского бандита, выходца из еврейской Молдаванки, на протяжении всей своей уголовной жизни воплощавшего в жизнь популярный большевистский лозунг первых лет революции — “грабь награбленное”».

Как бы то ни было, советско-еврейский «Крёстный отец» не состоялся. В конце концов Бабель передал сценарий «Бени Крика» на Одесскую кинофабрику ВУФКУ (Всеукраинское фотокинообъединение). Фильм в итоге поставил Владимир Вильнер в конце 1926 года.

Исаак Эммануилович Бабель. 1930-е годы

Если вычленить политическую составляющую картины и свести её задачу к развенчанию бандитизма, о чём открыто говорили авторы, то она довольно ясна: царская полиция не смогла справиться с налётчиками Бени, та же участь постигла и милицию Временного правительства. И лишь большевики покончили с бандитами. Правда, до этого немного посотрудничав с ними.

Ещё до начала съёмок противники «героизации» Бени Крика развернули кампанию против будущего фильма. Любопытно, что наряду с прочим их подозревали в антисемитизме! «Теперь ставят “Беню Крика” — апофеоз еврея-хулигана: плохая услуга евреям, плохое средство для борьбы с хулиганством!.. Не проявляется ли в этих сценах скорее скрытый, быть может, бессознательный антисемитизм мещан-постановщиков?» — задавался вопросом один из бдительных кинокритиков.

Кадр из фильма «Беня Крик». СССР, 1926 год

Вильнер был вынужден защищаться. Он говорил корреспонденту одесских «Вечерних известий» в день премьеры фильма: «Разрешение идеологической линии картины требовало большого внимания и осторожности. Мне как постановщику приходилось всё время отделываться от воздействия насыщающих одесский воздух романтических легенд о “благородном налётчике” Мишке Япончике и ориентироваться на необходимость затушёвывания какой бы то ни было бандитской героики».

Владимир Бертольдович Вильнер. 1940 год

«Мишка олицетворял своеобразный вызов, брошенный официальным властям еврейской “улицей”, пусть даже в такой уродливой форме, — считают историки кино Юрий Морозов и Татьяна Деревянко. — Советская власть сразу поняла, какую опасность представляют для неё Япончик и две тысячи находившихся в его подчинении бандитов… Его убили на какой-то железнодорожной станции. Но память о нём осталась. Поэтому советская власть и решила развенчать “народного героя” Молдаванки. Речь шла о “низведении этой личности, тёмной во всех отношениях, к образу далёкому от романтизма”. Выполнить столь неблагодарную работу должен был фильм “Беня Крик”».

Если у Вильнера и было намерение «развенчать» Беню Крика, то воплотить его в жизнь ему не слишком удалось. В фильме Беня изображён гораздо более жёстким, чем в рассказах Бабеля, он тем не менее выглядит более человечным по сравнению с большевиком Собковым и его товарищами, сначала спаивающими бандитов, а потом их хладнокровно расстреливающими.

Кадр из фильма «Беня Крик». СССР, 1926 год

Это не прошло мимо внимания цензоров, выжимки из заключения которых сохранились в «деле» фильма в архиве Госфильмофонда: «Кощунственным извращением исторической правды является клеветническая трактовка отношения к уголовным элементам и выведенному в фильме образу большевика, видящего в банде Бени Крика опору для своей революционной деятельности. Фильм, как и произведение Бабеля, является откровенно антисоветским. Фильм демонстрировался только в Украине».

На самом деле и на Украине «Беня Крик» показан не был, во всяком случае, широко. По одной из версий, его премьера состоялась в январе 1927 года в Киеве, и фильм сразу же был запрещён к показу по распоряжению украинских партийных органов. По другой версии, на просмотре «Бени Крика» в Харькове (тогдашней столице Украины) присутствовал генеральный секретарь ЦК компартии УССР Лазарь Каганович и остался недоволен «романтизацией бандитизма». С этой формулировкой фильм вскоре был снят с проката.

Лазарь Каганович. 1930-е годы

Предполагаемый прототип Бени Крика, Михаил (Моисей Вольфович) Винницкий (известный также как Мишка Япончик), предреволюционное десятилетие провёл на каторге за участие в анархистских экспроприациях и никак не мог совершить приписываемые ему криминальные деяния. Среди достоверно известных «подвигов» Винницкого были налёты на мучную лавку Ланцберга и квартиру Ландера. Арестован он был случайно, в публичном доме на Болгарской улице (на этой же улице располагалась еврейская школа, четыре класса которой окончил будущий «король», — так что от хедера до борделя расстояние было не слишком большим). Приписываемое ему молвой убийство полицмейстера не подтверждается никакими документами, да и суд приговорил 2 апреля 1908 года Винницкого «всего лишь» к 12 годам каторги. Даже учитывая несовершеннолетие подсудимого (Винницкий родился 30 октября 1891 года), в случае совершения теракта, да ещё с использованием взрывчатки, так «легко» он бы не отделался. Освободила мало кому известного анархиста Февральская революция. Так что устроить поджог тюрьмы или полицейского участка в Одессе в царское время Мишка Япончик (прозванный так за широкие скулы и «восточный» разрез глаз) не мог по определению.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фавориты и фаворитки Фавориты и фаворитки

Самые знаменитые фавориты и фаворитки

Дилетант
Раздел «Яндекса»: что получат инвесторы Раздел «Яндекса»: что получат инвесторы

Что инвесторы получат в результате раздела «Яндекса»?

Forbes
До победного начала До победного начала

В своей необыкновенной жизни Уинстон Черчилль покорил три главные вершины

Дилетант
Жизнь сов: почему мы любим ночь Жизнь сов: почему мы любим ночь

Чем привлекает нас романтика темного времени суток?

Psychologies
От Пхеньяна до Сеула. И обратно От Пхеньяна до Сеула. И обратно

Ситуация на фронтах Корейской войны менялась с калейдоскопической скоростью

Дилетант
Томмазо Спадолини Томмазо Спадолини

Видение мира, в котором мы живем, отражается на наших проектах

Y Magazine
Дочь Ра Дочь Ра

Клеопатре суждено было стать последней царицей относительно независимого Египта

Дилетант
«Ты, что желаешь иметь повсюду с собой мои книжки». Как появились книги «Ты, что желаешь иметь повсюду с собой мои книжки». Как появились книги

Как книги влияли на людей в разные эпохи и почему важнее форма, а не содержание

СНОБ
Маразм крепчал Маразм крепчал

Долгое правление довело лидера до смирительной рубашки

Дилетант
Все чувства в одной тарелке Все чувства в одной тарелке

Почему мы ищем утешение в тарелке и как наладить гармоничные отношения с едой?

Psychologies
Рембрандт на вынос Рембрандт на вынос

«Портрет Якоба де Гейна III» — холст, которому принадлежит рекорд по похищениям

Дилетант
А с детьми можно? А с детьми можно?

Про путешествия с детьми копий сломано не на одну армию

Новый очаг
Разрушитель порядка Разрушитель порядка

Попробуем нарисовать исторический портрет князя Потёмкина

Дилетант
Почему женщины живут с нарциссами: 4 причины — не занимайтесь самообманом Почему женщины живут с нарциссами: 4 причины — не занимайтесь самообманом

Мы собрали четыре разновидности самообмана партнеров нарциссов

Psychologies
Нечаянный император Нечаянный император

Николай I — царящий надо всеми жандарм, исполняющий свой государственный долг

Дилетант
Правда ли, что скорость метаболизма влияет на вес Правда ли, что скорость метаболизма влияет на вес

Как связаны метаболизм и вес тела?

ТехИнсайдер
А были ли деревни? А были ли деревни?

Как возник миф о потёмкинских деревнях?

Дилетант
Арктика, Антарктика Арктика, Антарктика

Путешествие на край Земли – не красивое выражение, а вполне реальный маршрут

Новый очаг
Все против всех Все против всех

Не пытка, а силовой допрос. Не война, а операция по поддержанию порядка…

Дилетант
Как в России появились первые покровители художников и возникла мода на меценатство Как в России появились первые покровители художников и возникла мода на меценатство

Меценаты, которые оставили своим потомкам внушительное наследство

СНОБ
Упразднение города Н. Упразднение города Н.

Красный командир Яков Тряпицын воплотил фантасмагорию великого сатирика в жизнь

Дилетант
Скайнет в эпоху киберпанка: книга о сверхразуме, написанная в соавторстве с ИИ Скайнет в эпоху киберпанка: книга о сверхразуме, написанная в соавторстве с ИИ

Отрывок из книги «Скайнет в эпоху киберпанка»

Forbes
Разумовские Разумовские

История восхождения рода Разумовских похожа на сказку

Дилетант
Самые вкусные сорта крепкого пива: краткий гид Самые вкусные сорта крепкого пива: краткий гид

Мы предпочитаем смаковать крепкое пиво, наслаждаясь оттенками вкуса

Maxim
Добродетельные матроны Добродетельные матроны

У Цезаря и Антония было немало женщин помимо Клеопатры

Дилетант
Главный летний напиток: чем полезен и чем вреден любимый многими квас Главный летний напиток: чем полезен и чем вреден любимый многими квас

Безопасно ли пить квас?

ТехИнсайдер
Не сгинела Не сгинела

«Польша не погибла, покуда мы живы»

Дилетант
Почему фильм «Убийца “Священный паук”» можно назвать культурным феноменом Почему фильм «Убийца “Священный паук”» можно назвать культурным феноменом

Интересный взгляд эмигранта на родную страну в фильме «Убийца “Священный паук”»

СНОБ
Правда о переломившемся времени Правда о переломившемся времени

«Смерть Вазир-Мухтара»: Александр Грибоедов как архетип несбывшегося человека

Weekend
«Огарок во тьме» «Огарок во тьме»

Жизнь Ричарда Докинза в науке

N+1
Открыть в приложении