Натуральное автохозяйство
Импортозамещение, технологический суверенитет и другие актуальные понятия
Samsung Electronics Co Ltd, азиатский электронный гигант, и Ferrari S.P.A., небольшая европейская автомобильная компания, объявили о начале сотрудничества. На будущих моделях итальянских малотиражек планируется устанавливать южнокорейские oled-дисплеи. Яркий пример международной кооперации. Противоположный ему тренд – «импортозамещение и технологический суверенитет». Стремление сделать все необходимое для производства машин силами одной страны. Но работает ли эта схема в современном мире?
Примерно десять лет тому назад, когда иностранные производители серьезно рассчитывали на то, что Россия вот-вот станет автомобильным рынком номер один в Европе, оставив позади Германию, марка Skoda решила наладить выпуск своих машин в Нижнем Новгороде, на мощностях Группы ГАЗ.
«Это невероятно! Это не завод, а целый город! Шестьсот или сколько там гектаров! – размахивал руками чешский специалист, поставленный концерном на запуск новой площадки. – А знаешь, почему так? Потому что советские автомобильные заводы пытались побольше сделать своими силами. А поставщиков привлекать по минимуму».
Концерн Volkswagen планировал выйти в Нижнем Новгороде на показатель 130 тыс. автомобилей в год. Для справки: «Волгу» ГАЗ-24, самую массовую легковую модель горьковского завода, в конце 1970-х, на пике технологического могущества СССР, выпускали в количестве всего лишь 75 тыс. штук в год.
Производство машин Skoda в Нижнем Новгороде было не показным, отверточным, а настоящим. Оно включало главные этапы «полноценности» – сварку и окраску кузовов. Но занимало скромную часть территории ГАЗа – без подсказки и не найдешь. Советские автомобильные заводы, стремившиеся к технологическому суверенитету, и вправду были огромны.
Смежники подвели
В СССР поставщиков именовали смежниками. И смежники эти вечно кого-то подводили. Они выступали в роли не партнеров, а вредителей. Фабрике, выпускавшей обувь, поставляли гнилые нитки неправильного цвета. На стройку посылали кривые гвозди не того размера. Автомобильным заводам отправляли кривой биоразлагаемый металлический прокат. Нерадивых смежников бичевал журнал «Крокодил», да что толку. Оказалось, что без них еще хуже.
В начале 1990-х в Москве и других городах страны в продаже появился ранее невиданный товар: отечественные машины с дефектами на выбор. Не с опциями, то есть чем-то дополнительным, а отсутствием чего-то действительно нужного. У первой машины могло не быть фар, у второй – ремней безопасности, у третьей – аккумулятора, у четвертой – пары колес. В условиях чудовищной инфляции и развития реальных рыночных отношений поставщики поняли, что им выгоднее отправить товар по тройной цене в частный магазин, а не по фиксированной – на государственный завод. Или производить вместо запчастей крышки для домашнего консервирования. Опять выходило: чем больше необходимых деталей автомобильное предприятие производило само, тем меньше оно зависело от коварных смежников.