Павел Аксельрод: «Преступно было зачатие большевизма»
Павел Борисович Аксельрод (1849/1850 — 1928) среди первых русских марксистов занимал особое место. Талантливый публицист, он защищал «морально-политическое право на борьбу с большевиками всякими, хотя бы и военными средствами», хотя с трудом представлял себе их практическое использование. Ещё в начале прошлого века Аксельрод верно оценил пагубное влияние посредственного юриста Владимира Ульянова на судьбы российской социал-демократии.
Сын корчмаря из местечкового Почепа Мглинского уезда, писавшийся в документах полиции Борухом Пинхусом, сыном Иоселева, ещё в студенческие годы во время учёбы в Киевском университете святого Владимира почувствовал бесплодность гуманистических средств для достижения национального равноправия в Российской империи. Просвещение народа и его постепенная европеизация с бесконечными апелляциями к чиновникам и престолу выглядели инструментами благонамеренными, но абсолютно неэффективными. Социализм привлекал перспективой общественного идеала и, как казалось многим современникам, справедливых условий общежития с имущественным равенством, которые сами по себе улучшат человеческие характеры и отношения.
На этом фоне пресловутый «еврейский вопрос» выглядел второстепенным и подчинялся радикальному решению социальных проблем. Не убеждали возражения немногих оппонентов, трезво рассуждавших о том, что имущественное равенство приведёт лишь к всеобщей бедности, а личные качества всецело зависят от усилий и ценностей самого человека. И уж совсем новомодные социалисты игнорировали коренное противоречие в своей подпольной деятельности: не сами угнетённые трудящиеся формулировали собственные интересы, потребности и представления о правильном мироустройстве, а некие тайные доброжелатели делали всё необходимое за них, от их имени — и без них.
До поры до времени Аксельрод увлечённо «ходил в народ» в Полтавской, Черниговской и Могилёвской губерниях, пока осенью 1874 года его не задержал сельский староста. От неминуемого ареста энергичного народника спас побег за границу. Павел Борисович включился в работу революционной эмиграции, нелегально ездил в Россию с конспиративными заданиями и расширял собственные связи, познакомившись с Георгием Плехановым. Сотрудничество с ним предопределило дальнейший путь революционера.
Летом 1880 года Аксельрод окончательно осел за границей и вскоре обустроился в благополучной Швейцарии. Здесь под влиянием немецких социал-демократов завершилась «смена вех» и произошёл полный разрыв с народничеством в пользу соблазнительного марксизма — пусть суховатого в своей доктринальности, но производившего впечатление на неофитов благодаря стройной теории. Вот только в ней не нашлось места человеку — с его страстями и слабостями. Объективная проблема заключалась и в специфическом составе подданных императора всероссийского: почти четыре пятых из них составляли крестьяне, а доля рабочих выглядела ничтожной. Поэтому в поисках ответа о возможности пролетарской революции в аграрной стране бывшим народникам приходилось постоянно спотыкаться о «крестьянский вопрос».
В сентябре 1883 года в Женеве вместе с Георгием Плехановыми другими эмигрантами Аксельрод участвовал в создании первой русской марксистской организации «Освобождение труда». В 1889 году он познакомился с Фридрихом Энгельсом, а позднее участвовал в конгрессах II Интернационала в Цюрихе и Лондоне.