Как интерьеры Зимнего дворца отражали вкусы разных эпох?

ДилетантИстория

Малый тронный (Петровский) зал

Интерьеры Зимнего дворца неоднократно меняли свой облик, отражая вкусы эпохи и личные представления правителей об идеальной резиденции.

Анастасия Бурковская

Виды залов Зимнего дворца. Парадные залы. Петровский зал. Эдуард Гау, 1863 год. Фотокопия Павла Демидова

Завораживающий своей красотой ансамбль залов парадной анфилады, которым сегодня любуются гости музея, полностью сложился в царствование Николая I. Известно об увлечении этого императора инженерным делом и архитектурой, и не удивительно, что с момента его восшествия на престол началось масштабное преображение дворцовых интерьеров. Николай I принимал непосредственное участие в этом процессе: лично рассматривал планы и чертежи, вносил предложения об улучшении. Особое внимание монарх обратил на залы, использовавшиеся для больших или высочайших выходов — торжественных шествий членов императорской фамилии со свитой, назначавшихся по случаю больших церковных праздников и важных событий. Каждый из интерьеров на этом пути создавался не только как блистательный фон для придворных церемоний, но и становился частью архитектурной программы, посвящённой политической и военной истории России. 13 апреля 1833 года Николай I распорядился о создании Петровского зала архитектором О. Р. Монферраном (1786–1858).

Петровский зал посвящён памяти Петра I. Создание в главной резиденции мемориального зала в честь первого императора напоминало об истории страны, династии и подчёркивало идею преемственности власти.

Среди парадных залов Петровский самый малый по размеру, но один из наиболее торжественных. Необычайно яркое колористическое решение соединяет в одном пространстве звучный аккорд красного, белого и золотого. Стены зала закрыты бордовым лионским бархатом, расшитым серебряной с позолотой нитью: вышит узор в виде герба Российской империи. Десять больших и двести сорок четыре малых двуглавых орла на стенах окружают вошедших. Все композиции с гербами заключены в вышитые драгоценными нитями прямоугольные бордюры, заполненные изображениями ветвей лавра с вензелями Петра I по углам. Потолок зала расписан многочисленными двуглавыми орлами, складывающимися в почти геометрические узоры. Их изображения уменьшаются в размере по мере приближения к вершине свода, визуально увеличивая высоту помещения. Центр убранства — расположенная напротив окон большая ниша с закруглённым сводом. В её глубине на возвышении из трёх ступеней в пышном архитектурном декоре располагается картина венецианского художника Якопо Амикони (1675–1752) «Пётр I с Минервой», созданная между 1732–1734 годами. Амикони написал это полотно после смерти Петра I, опираясь на существующие портреты. Монарх облачён «по-походному»: в камзол

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении