Малый тронный (Петровский) зал
Интерьеры Зимнего дворца неоднократно меняли свой облик, отражая вкусы эпохи и личные представления правителей об идеальной резиденции.
Завораживающий своей красотой ансамбль залов парадной анфилады, которым сегодня любуются гости музея, полностью сложился в царствование Николая I. Известно об увлечении этого императора инженерным делом и архитектурой, и не удивительно, что с момента его восшествия на престол началось масштабное преображение дворцовых интерьеров. Николай I принимал непосредственное участие в этом процессе: лично рассматривал планы и чертежи, вносил предложения об улучшении. Особое внимание монарх обратил на залы, использовавшиеся для больших или высочайших выходов — торжественных шествий членов императорской фамилии со свитой, назначавшихся по случаю больших церковных праздников и важных событий. Каждый из интерьеров на этом пути создавался не только как блистательный фон для придворных церемоний, но и становился частью архитектурной программы, посвящённой политической и военной истории России. 13 апреля 1833 года Николай I распорядился о создании Петровского зала архитектором О. Р. Монферраном (1786–1858).
Петровский зал посвящён памяти Петра I. Создание в главной резиденции мемориального зала в честь первого императора напоминало об истории страны, династии и подчёркивало идею преемственности власти.
Среди парадных залов Петровский самый малый по размеру, но один из наиболее торжественных. Необычайно яркое колористическое решение соединяет в одном пространстве звучный аккорд красного, белого и золотого. Стены зала закрыты бордовым лионским бархатом, расшитым серебряной с позолотой нитью: вышит узор в виде герба Российской империи. Десять больших и двести сорок четыре малых двуглавых орла на стенах окружают вошедших. Все композиции с гербами заключены в вышитые драгоценными нитями прямоугольные бордюры, заполненные изображениями ветвей лавра с вензелями Петра I по углам. Потолок зала расписан многочисленными двуглавыми орлами, складывающимися в почти геометрические узоры. Их изображения уменьшаются в размере по мере приближения к вершине свода, визуально увеличивая высоту помещения. Центр убранства — расположенная напротив окон большая ниша с закруглённым сводом. В её глубине на возвышении из трёх ступеней в пышном архитектурном декоре располагается картина венецианского художника Якопо Амикони (1675–1752) «Пётр I с Минервой», созданная между 1732–1734 годами. Амикони написал это полотно после смерти Петра I, опираясь на существующие портреты. Монарх облачён «по-походному»: в камзол