Среди обширной иконографии Лермонтова особую ценность представляют его портреты

ДилетантИстория

Лермонтовский завиток

Среди обширной иконографии Михаила Юрьевича Лермонтова особую ценность представляют его прижизненные портреты. Какой из них больше похож на поэта, спорили ещё его современники. Да и сегодня вокруг некоторых произведений идут горячие дискуссии.

Александр Кибовский

Корнет лейб-гвардии Гусарского полка М. Ю. Лермонтов. Холст, масло. 76,3 х 62 см. Пушкинский Дом

Высочайшим приказом 22 ноября 1834 года юнкер Михаил Лермонтов был произведён в чин корнета и выпущен в лейб-гвардии Гусарский полк. В Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где обучался поэт, этот приказ объявили 4 декабря. Надев новую форму, Лермонтов поспешил в свет, куда в прежнем юнкерском звании ему вход был запрещён два года. Встретив на балу свою студенческую любовь Екатерину Сушкову, поэт радостно сообщил: «Меня только на днях произвели в офицеры, я поспешил похвастаться перед вами моим гусарским мундиром и моими эполетами; они дают мне право танцевать с вами мазурку». Кто бы мог подумать, что через полтора века эти самые эполеты сыграют злую шутку с одним из портретов русского гения. 

Однокашник поэта Александр Меринский вспоминал: «В конце 1834 года он был произведён в корнеты. Через несколько дней по производстве он уже щеголял в офицерской форме. Бабушка его Е. А. Арсеньева поручила тогда же одному из художников снять с Лермонтова портрет. Портрет этот, который я видел, был нарисован масляными красками в натуральную величину, по пояс. Лермонтов на портрете изображён в вицмундире (форма того времени) гвардейских гусар, в корнетских эполетах; в руках треугольная шляпа с белым султаном, какие тогда носили кавалеристы, с накинутой на левое плечо шинелью с бобровым воротником. На портрете этом, хотя Лермонтов был немного польщён, но выражение глаз и турнюра его схвачены были верно»

В дальнейшем портрет оказался в селе Неёловка Саратовской губернии у брата и наследника бабушки поэта Афанасия Алексеевича Столыпина. Здесь его увидел известный библиофил Михаил Лонгинов, записавший в 1865 году: «Это лучший из известных мне портретов Лермонтова; хотя он на нём и очень польщён, но ближе всех прочих передаёт общее выражение его физиономии (в хорошие его минуты), особенно его глаза, взгляд которых имел действительно нечто чарующее, fascinant, как говорится по-французски, несмотря на то что лицо поэта было очень некрасиво». 

Лонгинов прямо указывал, что «оригинал писан масляными красками в натуральную величину художником Захаровым». Собиратель лермонтовского наследия Петр Ефремов также утверждал: «Оригинал был рисован художником Захаровым, масляными красками… вскоре по выходе Лермонтова из Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров». 

Гравюра, выполненная в Лейпциге в 1865 году по фотографии А. С. Муренко. Пушкинский Дом. По сравнению с оригиналом на эполетах вместо одной корнетской звёздочки изображены три, соответствующие чину поручика, а также укорочено шитьё на воротнике вицмундира

Саратовский фотограф Антоний Муренко сделал с портрета снимок, по которому издатель Илья Глазунов заказал в Лейпциге гравюру. При этом в мастерской Брокгауза на эполетах Лермонтова вместо одной звёздочки изобразили три, соответствующие чину поручика, а также обкорнали шитьё на воротнике вицмундира. В таком виде портрет был приложен в 1865 году к изданию «Песни про… купца Калашникова» и стал известен публике как работа Захарова. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении