Дёшево и быстро: чем полезны хакатоны для компаний, государства и программистов
Последние несколько лет хакатоны активно набирают популярность в России. В 2019 году в стране прошло более 200 конкурсов по программированию. Их организовывают госкорпорации, компании, вузы, муниципальные учреждения и некоммерческие организации. Вместе с экспертами «Цифрового прорыва» Inc. выяснил, почему хакатоны сегодня так востребованы и зачем туда идут разработчики.
Цифровая трансформация затрагивает не только IT
Термин «хакатон» возник в 1999 году, из слияния английских hack (хакнуть) и marathon (марафон). Сотрудники OpenBSD и Sun Microsystems называли так свои встречи, на которых разработчики писали программы для решения различных проблем.
В середине 2000-х формат стал популярным в Кремниевой Долине. Компании и инвесторы организовывали конкурсы, чтобы разработать новые мобильные приложения и сервисы. Благодаря хакатонам появились и некоторые известные компании. Например, GroupMe, разработавшая групповой мессенджер, была создана на одном из конкурсов TechCrunch и впоследствии куплена Skype за $85 млн.
В России первые хакатоны появились только 10 лет назад. Значительный перелом в их развитии произошел в середине 2010-х гг. К хакатонам стали активно проявлять интерес банковская сфера, консалтинг, юридические фирмы, телеком и промышленные компании.
«Рынок начал расти. Стало понятно, что процесс цифровой трансформации затрагивает не только IT-сферу, но и другие секторы экономики. С другой стороны, расширились возможности разработки: уже не требовалось большое количество человеко-часов, чтобы сделать рабочий прототип продукта», — объясняет Олег Мансуров, амбассадор проекта Цифровой Прорыв, основатель компании «Актум», организатора хакатонов в России. Первые конкурсы по программированию он проводил в МИСиС ещё в начале 2010-х гг.
Спасение в сети
Разнообразие идей и творческая свобода. В хакатоне участвуют команды с самыми разными составами: есть и опытные, и молодые разработчики, частные организации, студенты. На протяжении конкурса они обмениваются опытом и находятся в постоянном брейнсторминге. В этой атмосфере рождаются всевозможные идеи, затем они отфильтровываются и наиболее ценные из них реализуются. При этом чётких инструкций, как решать проблему, нет: участники выдвигают свои подходы.
Экономия времени и ресурсов. Специалисты собираются в одном месте и в интенсивном режиме, не отвлекаясь ни на что другое, решают поставленную задачу — как правило, за два дня. Над одним кейсом трудятся сразу несколько команд — 80–150 человек. На выходе постановщик задачи получает множество решений, из которых он выбирает наиболее подходящее. Чтобы оплатить работу такого количества человек в обычной жизни, компании потребуется большое количество денег. На хакатоне вложения ограничиваются призовым фондом.
Нетворкинг. Участники собираются в команды с людьми, с которыми зачастую они не знакомы. В течение хакатона разработчики знакомятся между собой, с экспертами и с представителями компаний. Все знакомства происходят в рамках общей работы, и участники могут оценить друг друга в рабочем процессе. Компании находят будущих сотрудников, разработчики — потенциальных работодателей.