Китайский электрошок
Сколько стоят новинки Пекинского автосалона, узнали «Деньги»
В то время как во всем мире электромобильная революция начинает буксовать, в Китае она уверенно набирает скорость. Это продемонстрировал 28-й Пекинский автосалон, в котором с 25 апреля по 4 мая приняли участие 2 тыс. компаний. Китайские автопроизводители там заявили о готовности занимать доминирующие позиции не только на домашнем, но и на мировом рынке электрокаров.
Эффект электрического шока произвела на глобальный автопром прошедшая в столице КНР 28-я международная выставка Auto China. Вернувшись после четырехлетнего пандемийного перерыва, это масштабное мероприятие собрало более 900 экспонатов и ознаменовалось 117 значимыми автопремьерами, основная часть которых была связана с электромобилями.
На большинстве ведущих мировых автомобильных рынков из-за сворачивания государственных субсидий, все еще недостаточно развитой инфраструктуры и других проблем распространение электромобилей затормаживается. Тем временем в Китае же этот вид транспорта жмет на педаль ускорения. По подсчетам Международного энергетического агентства (МЭА), в прошлом году доля электромобилей (чистые авто на аккумуляторах и подключаемые гибриды) составила в среднем 16,5% в продажах новых машин в мире. В КНР эта доля существенно выше: согласно прогнозам, в текущем году она приблизится к уровню 40%, в 2022 году была 23%.
По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), в прошлом году продажи на авторынке Поднебесной достигли рекордного показателя в 26,1 млн авто, что на 10% больше, чем годом ранее. До этого из-за ковидных ограничений продажи снижались три года подряд. Но сегодня китайская автоиндустрия не просто лидирует в мире: по подсчетам СААМ, сейчас каждый третий новый автомобиль производится в Китае.
От смартфонов к автомобилям
В этом году на пекинской автовыставке, раскинувшейся в восьми павильонах общей площадью 220 тыс. кв. м, было не пробиться к стенду компании Xiaomi Motor, где один из ведущих китайских производителей смартфонов и бытовой электроники вслед за другим ИТ-гигантом — Huawei (который совместно с китайским автопроизводителем Seres активно выпускает автомобили под маркой Aito) — представил на выставке премьеру своего электрического спорткара Xiaomi SU7.
Чтобы посмотреть новинку, посетителям приходилось отстаивать в очереди до двух часов. Но это того стоило: броский полноприводный электрический спортивный седан Xiaomi SU7, напоминающий внешне очертания легендарных немецких машин Porsche, в максимальной комплектации оснащается электромоторами суммарной мощностью 673 л. с., которые обеспечивают новинку ураганной динамикой в 2,78 секунды до 100 км/ч. Впечатляет и показатель запаса хода от одной зарядки в 668 км, причем за 15 минут можно восполнить запас на 330 км пути.
Ресурс корпорации Xiaomi позволил объявить на SU7 весьма привлекательную цену, которая в Китае составляет эквивалент в $30–40 тыс. в зависимости от комплектации. Это минимум в полтора-два раза дешевле, чем электрические спорткары того же класса от таких известных западных производителей, как Tesla Model S и Porsche Taycan. Во многом благодаря ценовой политике, а также возникшему хайпу вокруг Xiaomi SU7 спрос на новинку бьет все рекорды. Объявлено, что новая модель в Китае получила 75 тыс. реальных заказов, что составляет половину от запланированного годового объема ее производства.
Технологично, быстро, дешево
Китайские электрокары сейчас стоят дешевле и при этом имеют более серьезное техническое оснащение — такой алармистский тезис сквозит по передовицам западной прессы, широко освещавшей пекинское автошоу. «Теперь китайцы продают электромобили, где больше софта, функций развлечения и безопасности, чем у производителей из США, и при этом на более доступном ценовом уровне»,— с тревогой замечает авторитетное американское издание Automotive News.
Усиление конкуренции в сегменте электрокаров в настоящее время сопровождается отчаянными ценовыми войнами: например, теперь ведущий мировой производитель электрокаров — китайская компания BYD недавно снизила в КНР цены на свой популярный электрический хетчбэк Seagull до 69,8 тыс. юаней, или до $9,6 тыс. В ответ прежний мировой электромобильный лидер — американская Tesla, имеющая свой завод в Шанхае, вынуждена снижать цены на свою продукцию, что негативно отражается на ее финансовых показателях: по итогам первого квартала текущего года акции Tesla упали на 29%, в результате чего компания потеряла $230 млрд рыночной стоимости.
В дни автосалона в Пекин неожиданно лично прилетел глава Tesla Илон Маск, который, несмотря на сложный внешнеполитический фон взаимоотношений между США и Китаем, провел встречу с премьером Государственного совета КНР Ли Цяном, а также подписал значимое соглашение с китайским интернет-гигантом Baidu об использовании его картографического сервиса для развития системы беспилотного вождения в Китае. После новостей об этом цена на акции Tesla Motor вновь пошли вверх.