Финансовое танго или резня бензопилой
Какие реформы обещал провести и проводит в Аргентине Хавьер Милей
Эх, транш, еще транш…
Экономическая история Аргентины последних десятилетий — это во многом история кризисов и дефолтов. За всю историю страны суверенных дефолтов было девять, в том числе три дефолта случились в XXI веке (последний — в мае 2020 года). Аргентине принадлежит не самый почетный рекорд — в декабре 2001 года она объявила о самом крупном дефолте в мировой истории — $80 млрд. Его предыстория такова.
В феврале 1991 года аргентинский песо был приравнен к доллару по курсу 1:1. Это было сделано для обуздания гиперинфляции, измерявшейся в 1989–1990 годах четырехзначными цифрами. С 1344% в 1990 году инфляция снизилась до 84% в 1991 году, 17,5% в 1992 году, в 1993–1995 годах инфляция измерялась однозначными цифрами, а между июнем 1995 года и 1996 года была нулевой. После привязки песо к доллару стали расти золотовалютные резервы Аргентины — с $6,4 млрд в 1990 году до $20 млрд в 1996 году. В 1992–1994 годах государственный бюджет был сведен с профицитом (крайне редкое для страны событие). В Аргентину хлынули иностранные инвестиции. В 1994–1999 годах Аргентина занимала четвертое место среди развивающихся стран по размеру прямых иностранных инвестиций (после Китая, Бразилии и Мексики).
Но подъем оказался недолгим. На аргентинской экономике отрицательно отразились сначала мексиканский кризис 1994 года, затем кризис в России 1998 года. Рост курса доллара США к ряду мировых валют во второй половине 1990-х годов ударил по аргентинскому экспорту.
В 1998 году в Аргентине начался очередной экономический кризис. Бразилия, главный региональный конкурент, в январе 1999 года провела девальвацию своей валюты. У Аргентины возможности девальвировать валюту не было. В результате многие аргентинские товары оказались не в состоянии конкурировать с бразильскими. Проблемы с экспортом, в свою очередь, негативно повлияли на промышленность и сельское хозяйство Аргентины. Резко вырос уровень безработицы, постоянно росли цены. В декабре 2001 года из-за тяжелого экономического положения в стране произошли массовые беспорядки, было введено чрезвычайное положение, в столкновениях с полицией погибло 39 человек. C декабря 2001 по январь 2002 года в стране сменилось пять президентов. Кризис продлился до 2002 года.
В трудные периоды на помощь Аргентине всегда приходил Международный валютный фонд (МВФ). При этом многократно повторялась одна и та же история — власти Аргентины получали средства под обещание провести определенные реформы в экономике, но провести эти реформы не получалось — из-за политической борьбы внутри страны, протестов недовольного населения и т. п. Экономику снова нужно было спасать, Аргентина опять обращалась за помощью к МВФ. И все повторялось по новой — как в кинофильме «День сурка».
В настоящее время Аргентина является крупнейшим должником Международного валютного фонда. Размер ее задолженности — $44 млрд, что составляет около четверти общей суммы кредитов, выданных МВФ всем странам.
Общий размер государственного долга Аргентины, согласно макроэкономической базе данных CEIC Data, в сентябре 2023 года составлял $406,9 млрд.
Кто Аргентине всех Милей
Хавьера Милея как экономиста породил один из хронических финансовых кризисов. В августе 2023 года Милей дал интервью аргентинской спортивной газете Ole. Оно вышло под заголовком «Хавьер Милей рассказал, почему он ушел из футбола».
Милей в юности профессионально играл в футбол, был вратарем команды Chacarita Juniors. В 1989 году, когда годовая инфляция измерялась четырехзначной цифрой (по некоторым оценкам, до 5000%), Милею было 19 лет. Он изучал экономику в университете. То, что он слышал на лекциях о законе спроса и предложения, не совпадало с тем, что он видел в супермаркетах, где покупатели набрасывались на товары. «Или что-то не так, или я тупой»,— подумал юноша. И взялся за изучение экономики всерьез. Он закончил магистратуру по экономике в двух вузах, затем стал преподавать экономику. В 20-летнем возрасте он опубликовал свою первую научную статью — «Гиперинфляция и деформация рынков». К настоящему времени он является автором более чем 50 статей и 9 книг по экономике.
В 2010-е годы Хавьер Милей занимал топ-менеджерские позиции в негосударственном пенсионном фонде Maxima AFJP, финансово-консалтинговой компании Estudio Broda, операторе аэропортов Corporacion America. Он также был консультантом Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.
Милей вел собственную радиопрограмму и стал рекордсменом среди экономистов по числу телевизионных интервью. В телевизионных дебатах с другими экономистами он вел себя агрессивно, грубо, оскорблял оппонентов, его оценки и идеи часто противоречили общепринятой точке зрения. Для пропаганды своих взглядов Милей активно использовал YouTube и TikTok. Благодаря всему вышеперечисленному в 2010-е годы он стал известен всей стране, а особую популярность приобрел среди молодежи.
В политику Хавьер Милей пришел в 2020 году. Он баллотировался в парламент под лозунгом «Я пришел не для того, чтобы вести за собой баранов, но чтобы пробудить львов». Лично общаясь с простыми избирателями, Милей обещал, что не позволит увеличивать никакие налоги и вводить новые налоги. Своим главным врагом он объявил «касту политиков», «бесполезных, никогда не работавших паразитов», «крыс», думающих только о собственном обогащении. Он обещал, что в случае прихода к власти «прогонит этих преступников пинками». В 2021 году Милей стал сооснователем политической коалиции «Свобода наступает» (La Libertad Avanza). По итогам парламентских выборов 2021 года представители коалиции получили два депутатских мандата.
Став парламентарием, Милей ежемесячно устраивал «лотерею», по результатам которой приравнивал свою зарплату к зарплате случайно избранного человека. Он объяснял это желанием «вернуть людям» «грязные день ги», «украденные кастой политиков». На заседания парламента он ходил через раз. В результате этого он невольно нарушил одно из своих предвыборных обещаний. В его отсутствие было принято повышение налогов на авиабилеты — исход голосования решил один голос «за».
В 2023 году Хавьер Милей выставил свою кандидатуру на президентских выборах. Одним из символов его избирательной кампании стала бензопила, с которой он приходил на митинги. Бензопила была символом урезания расходов бюджета и снижения вмешательства государства в экономику.
Явно копируя одного из своих политических кумиров — Дональда Трампа, Милей обещал избирателям сделать Аргентину снова великой — такой, какой она была в 1900 году. Основными положениями его политической программы были отказ от аргентинского песо в пользу доллара США (можно предположить, что на его взгляды в этом вопросе сильно повлияла привязка песо к доллару в 1991 году, остановившая гиперинфляцию), урезание государственных расходов, в частности, за счет сокращения числа госслужащих (та самая бензопила). Милей также обещал закрыть Центральный банк страны, приватизировать государственные компании и провести множество других реформ, направленных на либерализацию национальной экономики.
19 ноября 2023 года Хавьер Милей был избран президентом Аргентины. За него проголосовало 55,65% избирателей, принявших участие во втором туре президентских выборов (явка составила 76,31%). 10 декабря он вступил в должность.
Удвоение вместо обмена
Долларизация была одним из самых радикальных предвыборных обещаний Хавьера Милея.
Термин «долларизация» означает использование каким-либо государством иностранной валюты (чаще всего доллара США). Крайняя степень долларизации экономики — официальная (полная) долларизация, при которой страна официально отказывается от своей валюты и принимает более устойчивую валюту другого государства в качестве официальной денежной единицы и законного платежного средства. Если страна принимает доллар США в качестве своей валюты, то вся национальная валюта, находящаяся в обращении, должна быть обменяна на доллары, все цены и зарплаты должны устанавливаться в долларах, все сделки осуществляться в долларах.
Незадолго до выборов, 14 октября 2023 года, Эмилио Окампо (советник Хавьера Милея по вопросам долларизации) опубликовал статью, посвященную этому вопросу. Основные тезисы ее выглядели так.
Наличие противников долларизации в Аргентине неудивительно. Долларизация положит конец системе, благодаря которой эти люди получают выгоду за счет большинства населения. Удивительны негативные отклики из-за рубежа. Кто-то утверждает, что дефолт предпочтительнее долларизации. Кто-то утверждает, что принятие доллара в качестве национальной валюты равносильно монетарному самоубийству. В таких высказываниях отсутствуют здравый смысл и понимание истории Аргентины и затруднительного положения, в котором она в настоящий момент оказалась.