Что нужно знать о “Черной пантере” и почему все сходят от нее с ума
“Черная пантера” добралась до российского проката только сейчас, но в Америке ее показывают почти две недели — и таких масштабных дискуссий там не инициировали ни номинанты на “Оскар”, ни “Звездные войны”, ни партизанские хиты вроде триллера “Прочь”. Esquire разбирается, чем вызван резонанс.

Благодаря “Черной пантере” вот уже две недели подряд растут акции кинотеатральных сетей и сервисов вроде MoviePass: такого успешного февраля прокат не знал очень давно. $200 миллионов, заработанные фильмом в Америке в первый уикенд — абсолютный рекорд зимнего месяца за все года. А $111 миллионов, неожиданно взятые в следующие выходные, принесли “Черной пантере” второе место в соревновании по выносливости за всю историю проката. Круче только седьмой эпизод “Звездных войн”.
Американские активисты ловят момент и запускают кампанию #WakandaTheVote; ее цель — начать проводить регистрацию избирателей прямо в кинотеатрах. По социальным сетям гуляет клич #WhatBlackPantherMeansToMe, призывающий зрителей делиться ощущениями от фильма — и эти ощущения зачастую не имеют никакого отношения к комиксам, блокбастерам и вообще кино. Поздравительную открытку создателям ленты в твиттере Мишель Обамы уже лайкнули более 610 тысяч человек. Для школьников, которые хотят сходить на “Черную пантеру” коллективно, разработана целая программа занятий, которые помогут им лучше разобраться в истории колонизации и прочих белых пятнах на карте африканского континента. Школьники и преподаватель из Гарлема (все чернокожие) рассказывают ведущему канала ABC New York о том, что сходили на фильм уже по три раза, и что на каждом сеансе зрители вокруг них все смелее преображались внешне, добавляя этнические элементы в свой гардероб. А издание Variety уже осторожно размышляет на тему, сможет ли фильм пройти на следующих “оскарах” дальше, чем позволено любому комиксу. Для статистики: всего один проект Marvel — “Железный человек 2” — номинировали хотя бы на две технические премии (за монтаж звука и спецэффекты). Еще семь фильмов получали по одной номинации за графику, но ни разу не побеждали. Отец комиксов Стэн Ли говорит, что лично позаботился о том, чтобы “Черная пантера” получила самый большой бюджет за всю историю Marvel Cinematic Universe (если не считать ансамблевых фильмов и “Железного человека 3”). Причина — “в культурной и политической важности тем”.
Говорить на фоне этих событий о фильме просто как о фильме неловко — вы и так наверняка уже знаете дюжину причин на него сходить. Во-первых, это немного “Король Лев” — красочная музыкальная сказка про африканского принца, его родину и его народ. Действие происходит в вымышленном государстве Ваканда, которое прячется от остального мира за непроницаемым щитом. Пока прочие страны думают, что Ваканда — это пара хижин в саванне, в спрятанной моноэтнической стране воцарился технологический рай образца чуть ли не четвертого тысячелетия. Утопия обеспечена богатыми залежами