Махновщина — крестьянская анархия — была конкурентом большевизму

ДилетантИстория

Степной Че Гевара

Советская пропаганда сделала дореволюционного уголовника Котовского борцом за дело революции, зато революционер Махно стал символом бандитизма. Дело не только в том, что Котовский пошёл на службу к Советам, а Махно воевал с большевиками. Махновщина — крестьянская анархия — была конкурентом большевизму, а конкурентов не прощают.

Михаил Карчик

Нестор Махно. Фото 1919 года. Колоризация Ольги Ширниной

Люди со знаменитым именем редко рождаются в местах с говорящими названиями. Нестор Иванович Махно родился в Гуляйполе, селе Екатеринославской губернии (нынешняя Запорожская область), в 1888 году. Мать, желая, чтобы сын попал на военную службу позже, записала в церковно-приходской книге год рождения — 1889-й. На службу Нестор не попал, зато материнская хитрость спасёт его от петли.

Против школы и царя

Край, где родился Махно, был настоящим диким югом. За сто лет до этого здесь расстилалась степь, по которой бродили дикие кони и остатки кочевых орд. Столетие спустя население Екатеринославской губернии вдвое превышало население большинства старинных северных губерний. В этих казачье-разбойничьих степях право сильного было важнее любого другого права.

С ранних лет Нестор отличался двумя качествами: обострённым чувством собственного достоинства и притуплённым чувством ответственности за свои поступки. В школе в родном селе он подрался, был наказан и заявил, что больше в неё не пойдёт. Мать отослала его учиться в соседнее село, где был учителем двоюродный брат Нестора. Скоро инцидент произошёл и там. Махно пишет, что однажды «особенно расшумелся» и брат выгнал его с урока. Шалун пошёл к нему домой, залез в буфет, взял мешок с черносливом и незаметно для себя съел всё. Получил пощёчину от брата, после чего отказался учиться и в этой школе.

После двух классов Махно стал батраком. Тогда же определилось его отношение к социальному мироустройству. «Я начал испытывать гнев, злобу и даже ненависть по отношению к хозяину, и в особенности к его детям: молодым бездельникам, которые часто проходили мимо меня, свежие и бодрые, пресыщенные, хорошо одетые, надушившиеся, в то время как я, грязный, в лохмотьях, босоногий, вонявший навозом, менял подстилку телятам». Тогда же он получил совет старшего конюха по разрешению социальных конфликтов: «Если, мой маленький Нестор, кто-либо из хозяев попробует тебя ударить, хватай вилы и проткни его».

Раскрашенный бюст Нестора Махно для коллекционеров исторической миниатюры

Махно самокритично вспоминает, что часто менял работу, даже если не ссорился с хозяевами. Он ушёл из литейной мастерской, из красильной мастерской, от торговца вином, а если нанимался батрачить, то на недолгий срок.

Началась первая революция, и Махно стал бороться с властью. Сперва раздавал социал-демократические листовки, но почти сразу разочаровался в эсдеках, примкнул к группе крестьян анархо-коммунистов и приступил к революционной практике. О деталях вспоминает скупо. Например, в сентябре 1906 года его арестовали за экспроприации и покушение на жандарма, но власти не смогли доказать вину и отпустили Махно.

На подготовку Столыпинской земельной реформы соратники Махно ответили созданием группы «Чёрный террор». Она поджигала помещичьи усадьбы и посевы, нападала на стражу, убивала агентов охранки, внедрённых в группу. Этот террор граничил с бытовой уголовщиной, но всё же границу не переходил: воспоминания Махно об этих событиях полны революционных штампов, но лишены блатного жаргона.

Махно долго оставался на свободе, не только из-за личных конспираторских талантов, но и цивилизованности законодательства. Например, Махно дал револьвер товарищу, чтобы тот убил обидевшего его жандарма, а товарищ встретил на улице бывшую невесту, застрелил её и ранил себя. Махно пытался помочь незадачливому самоубийце, был арестован, но доказал алиби в недавнем нападении на стражу с использованием этого револьвера и вышел на свободу.

В августе 1908 года суду хватило доказательств, чтобы приговорить Махно к смертной казни за убийство чиновника. Так как в Российской империи совершеннолетие наступало с 21 года, виселицу заменили бессрочной каторгой. Отбывал он её в Бутырской тюрьме. Условия заключения были жёсткие: за протесты — побои и карцер, за нападения на охрану — смертная казнь. Однако тюремный режим не мешал Махно учиться у более подготовленных анархистов, таких как Пётр Аршинов.

Февральская революция освободила всех политзаключённых. В марте 1917 года Махно уехал из Москвы в Гуляйполе.

Против помещиков и рады

В 1917 году на Украине, в отличие от России, было не двоевластие, а троевластие — к Временному правительству и Советам добавилась киевская Центральная рада, взявшая курс на независимость. Нестор Махно обвинял в контрреволюционности все три власти одновременно. Он создал группу «Чёрная гвардия» и начал социалистические преобразования: заставил фабрикантов резко поднять зарплату, запретил помещикам требовать арендную плату и разоружил их.

Требования Махно к своим адептам были образны и энергичны: «разбиться на группы в десять-пятнадцать человек, облететь весь Гуляйпольский район помещичьих имений, кулацких хуторов и немецких богатых колоний и отобрать все винтовки, централки, дробовые ружья, да из холодного — шашки. Ни пальцем, ни словом не оскорблять самой буржуазии». За два месяца до Декрета о земле в окрестностях Гуляйполя начался раздел поместий. Тем временем троевластие сменилось двоевластием: в Петрограде победили большевики, а в Киеве — Рада. Гуляйпольский совет по инициативе Махно принял резолюцию: «Смерть Центральной раде». Практической её частью были избиения на митингах ораторов из Киева. К большевикам Махно пока только присматривался. Ему не нравилось, что они арестовывают анархистов.

Но скоро появилась новая, всесокрушающая сила. Германская империя по соглашению с Центральной радой начала оккупацию Украины. Официальная Москва этому никак не препятствовала. Сопротивлялись местные большевики, левые эсеры и анархисты. Германская армия двигалась как уличная мусорная машина, которая не сор тирует грязь, а просто её сметает.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эпоха тюрок. Печенеги Эпоха тюрок. Печенеги

С IX века хозяевами Великой степи становятся тюркоязычные народы

Дилетант
«Игра в рулетку». Четыре истории о домашних родах «Игра в рулетку». Четыре истории о домашних родах

Люди, выбравшие необычные места для естественных родов, рассказали свои истории

СНОБ
Смерть бессильного вождя Смерть бессильного вождя

Это был лидер страны, у которого из средств общения осталась только мимика

Дилетант
Как выбрать психолога? Как выбрать психолога?

Как понять, что перед тобой профессионал? Какое направление тебе подходит?

Cosmopolitan
Одержимый царь Одержимый царь

Победа в Полтавской битве стала возможной только благодаря железной воле Петра I

Дилетант

Олегу Болдыреву 46 лет, и 17 из них он принимал наркотики

Psychologies
Солдат в обмен на фельдмаршала? Солдат в обмен на фельдмаршала?

Яков Джугашвили и Фридрих Паулюс — двое самых известных пленных Второй мировой

Дилетант
Елена Брусилова Елена Брусилова

Президент сети частных клиник «Медси» про любовь и конфликты в медицине

GQ
Самый знаменитый монгол Самый знаменитый монгол

Чингисхан по праву входит в пантеон величайших завоевателей

Дилетант
Где рожать? Советы по выбору роддома и врача Где рожать? Советы по выбору роддома и врача

Пора задуматься, где пройдут роды и какой врач будет рядом с вами

9 месяцев
Ухо капитана Дженкинса Ухо капитана Дженкинса

Как из-за одного конфликта разразилась война, ставшая практически мировой

Дилетант
Слиться с бобом Слиться с бобом

О чем думают спортсмены перед олимпийским стартом в Корее

Русский репортер
Сахаров: портрет на фоне эпохи Сахаров: портрет на фоне эпохи

Что заставило академика Сахарова вступить в противостояние с политбюро и КГБ?

Дилетант
Семен Слепаков: Иногда я чувствую себя грустным неприкаянным слоном Семен Слепаков: Иногда я чувствую себя грустным неприкаянным слоном

Интервью с Семеном Слепаковым о том, кто такой герой нашего времени

СНОБ
Письмо к съезду: хотел, как лучше Письмо к съезду: хотел, как лучше

Ленин предлагал некоторые меры для предупреждения раскола в партии

Дилетант
Парадокс Загитовой: почему не все рады за новую олимпийскую чемпионку (и почему это неправильно) Парадокс Загитовой: почему не все рады за новую олимпийскую чемпионку (и почему это неправильно)

Противостояние российских фигуристок в Пхенчхане было самым драматичным моментом

Esquire
Иго: тирания или эффективный менеджмент? Иго: тирания или эффективный менеджмент?

Некоторые исследователи считали иго, несмотря на ужасы, прогрессивным явлением

Дилетант
Илья Демуцкий Илья Демуцкий

Композитор, за которым скандалы ходят по пятам

Esquire
Без границ Без границ

Прекрасная актриса Аглая Тарасова, которая стала известной благодаря сериалам

OK!
Юрий Сорокин: Назло доктору Юрий Сорокин: Назло доктору

Отрывок из книги о женском алкоголизме

СНОБ
Отряд Летучий Отряд Летучий

Телеведущая Лена Летучая занялась инспекцией российских школ и больниц

Домашний Очаг
Гречка Гречка

История Насти Ивановой достойна того, чтобы быть снятой в сериале «Винил»

Esquire
Четыре комнаты Четыре комнаты

Четыре новых отеля, приглашающих окунуться в жизнь мегаполисов Европы и Азии

AD
Книжная лавка Книжная лавка

Фрагмент романа Пенелопы Фицджеральд «Книжная лавка»

СНОБ
Бессеребренники Бессеребренники

Как идеи режиссера Кирилла Серебренникова живут и без него

Esquire
Татьяна Краснова: У нас так не принято Татьяна Краснова: У нас так не принято

Стыд за свое отечество как важная составляющая воспитания патриотизма

СНОБ
Опасные связи Опасные связи

Токсичными бывают отходы, вещества… и люди

Cosmopolitan
У народа этот праздник не отобрать У народа этот праздник не отобрать

Почему «мужской праздник» навсегда останется с нами

СНОБ
Куда исчезли мужчины Куда исчезли мужчины

Почему женщинам так сложно найти мужчину своей мечты?

СНОБ
Просим добавки! Просим добавки!

Принимаем витамины правильно

Cosmopolitan
Открыть в приложении