Не такие, как мальчики?
Как вырастить дочь уверенной в себе, смелой и сильной, но доброй и нежной? И надо ли? И правда ли, что к воспитанию мальчиков и девочек требуется разный подход? Комментируют психологи Людмила Петрановская, Софья Нартова-Бочавер и Елена Трушина.
Одинаковые или разные?
Софья Нартова-Бочавер, профессор, доктор психологических наук: «В психологии известно такое явление, как асинхронность развития: различные психические функции созревают у детей разного пола в разное время. Например, девочки говорить начинают раньше и более полными фразами. Исследования показывают, что мальчики созревают позже и в начальной школе примерно на год отстают от девочек по своему психологическому возрасту. Эта разница проявляется, прежде всего, в созревании механизмов саморегуляции, самоконтроля, в интеллекте. Успеваемость в начальной школе обычно выше у девочек. Но дальше, в средней и старшей школе, мальчики начинают догонять и даже перегонять девочек. Возможно, это связано не только с созреванием, но и с тем, что в начальной школе в большей степени требуется прилежность, больше дается заданий по образцу, с которыми легче справляются девочки, в старшей же школе увеличивается количество задач, где требуется нестандартное мышление. Конечно, нельзя сказать, кто умнее, а кто глупее. Например, по тестам на скорость мышления мальчики показывают более высокие баллы. Но скорость мышления – это далеко не все способности, а большинство тестов сконструированы мужчинами, в соответствии с их типом мышления.
• Эмоциональная сторона речи лучше осваивается девочками, а логическая – мальчиками.
• Девочки (как и женщины) лучше адаптируются в стабильной среде, более исполнительны, мальчики же лучше приспосабливаются к изменениям.
• Девочки более послушны, склонны подчиняться общему мнению, мальчики хуже подстраиваются под среду, под учителя, больше склонны к бунту, отсюда чаще и замечания.
• Девочки легче принимают «формальные» требования, осваивают рутинную, стереотипную деятельность.
• Девочки более инертны – они дольше «разбегаются», входят в деятельность, дольше не теряют внимания.
• Типичные психологические проблемы у девочек в начальной школе связаны с эмоциями (страхами, застенчивостью). Часто они остаются незамеченными, поскольку меньше «мешают» взрослым. Для мальчиков типичны поведенческие нарушения, которые трудно не заметить, и это мешает адаптации в школе.
Равные условия
На словах многие родители уверены, что сыну и дочке дают одинаковый старт и равные условия для развития. Исследования же показывают: среди детей дошкольного возраста с мальчиками, например, понятие числа обсуждаются в 2 раза чаще, и компьютером дома пользуются чаще мальчики, а не девочки. Но именно ранний опыт может повлиять на последующий интерес к точным наукам и успешность в них – три четверти девочек сегодня и правда любят математику.
• Игра в шахматы развивает навыки памяти, концентрации, логики и решения задач. Однако шахматы более популярны среди дошкольников-мальчиков, чем девочек.
• Компьютеры: видеоигры (которыми чаще увлекаются мальчики) действительно могут помочь и девочкам: это один из способов развития координации рук и глаз, решения визуально-пространственных задач.
• Спорт: занятия спортом помогают развивать навыки, необходимые для успехов в обычной жизни – способность концентрироваться, работать в команде, дисциплинированность и умение справляться с неудачами.
Как помочь?
• Поощряйте пробовать новые занятия, даже если там не будет подруг (или она будет единственной девочкой в группе). Договоритесь, что она попробует хорошо провести время.
• Следите за игрушками. Есть научные или строительные наборы, специально предназначенные для девочек (например, в розовой упаковке), но точно ли они нужны? Игрушки для девочек могут быть чрезмерно предписывающими, побуждающими следовать инструкциям или действовать по определенным сюжетным линиям. Лучшие выбирать игрушки, которые поощряют эксперименты.
• Разговаривайте дома о математических и научных концепциях, помогайте детям использовать математику в повседневной жизни – отмерять нужное количество продуктов, подсчитать скидку при покупке.
Девочки другие?
Важно, как эти и другие особенности преломляются через воспитание, через наше, взрослое, отношение к детям. Например, есть данные, которые показывают, что у мальчиков начальный уровень способностей в целом выше, но обучаемость ниже. Однако ведь может быть и такое – мы просто не умеем обучать мальчиков! Тем более, что совсем уж не секрет, что учат и воспитывают в подавляющем большинстве женщины. Очень часто воспитательницы, учительницы и мамы транслируют мальчишкам определенную установку – «главная ценность – послушание». Однако от подросшего мужчины уже ждут совсем другого! Но откуда же возьмутся целеустремленность, сила, инициативность, если все это подавляют?