Тренды > Будущее Microsoft
Наделла и спасение Microsoft
Windows действует на нервы. Microsoft спотыкается. Одним ловким маневром генеральный директор Сатья Наделла намерен спасти компьютерного гиганта. И при этом он делает ставку скорее на необычные пути спасения.
В центральном офисе Microsoft в Редмонде этим летом кое-что произошло: компьютерный гигант приобрел крупнейшую в мире сеть профессиональных контактов LinkedIn за внушительную сумму в $26,2 млрд. Кроме того, завершился период для бесплатного обновления старых версий операционной системы до Windows 10.
В начале мая в Редмонде говорилось о том, что больше 300 миллионов пользователей уже отдали предпочтение Windows 10. Однако это определенно не устраивает Microsoft, ведь поставлена цель по достижению числа в миллиард пользователей за первые два-три года.
Но у самих пользователей обновление вызывает все больше недовольства: речь уже идет о давлении и о Windows 10 как операционной системе-вымогателе. Однако за этим не скрывается никакой зловещий план: бесплатная Windows и навязчивые предложения об обновлении, как и покупка LinkedIn, в большей мере представляют собой первые признаки глубоких преобразований, которым сейчас подвергается этот внушающий трепет IT-исполин.
Но с чего же должна начинать Microsoft? Как этот концерн может проложить себе дорогу среди таких гигантов Кремниевой долины, как Google и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), которые уже кажутся недосягаемыми лидерами в столь важных сферах деятельности, как Интернет, мобильные технологии и социальные сети?
На эти вопросы в Редмонде уже почти два с половиной года отвечает генеральный директор Microsoft Сатья Наделла. И у него есть ясное видение и четкий план действий. Если он сможет его реализовать, это будет означать конец той компании Microsoft, какой мы знали ее до сих пор. При этом повышаются шансы, что после метаморфоз концерн снова встанет на один уровень с Google и другими лидерами отрасли.
Смартфонный апокалипсис
Непростое положение Microsoft демонстрируют два факта: с одной стороны, с 2011 года продажи ПК по всему миру рухнули более чем на 20% — а вместе с ними и оборотный потенциал Windows. С другой стороны, в I квартале 2016-го по всему миру было продано всего около 2,4 миллиона Windows Phone: таким образом, доля Microsoft на рынке мобильных операционных систем составила всего около 0,7%. Для сравнения: доля Android на этом рынке составляет около 84%. Для такой компании, как Microsoft, где основное направление деятельности состоит как раз в продаже операционных систем, это — катастрофические цифры.
«ОС Windows — платформа для коммерческого партнерства»
Однако основу успеха Android составляет не только тот факт, что компания Google вышла на рынок со своей операционной системой для мобильных устройств за два года до Windows Phone. Главный секрет успеха кроется в том, что Google бесплатно предоставляет свою операционную систему производителям оборудования. Тем самым компания Google поменяла экономические правила игры в программном бизнесе: теперь на продажах операционной системы деньги больше не зарабатываются. Она представляет собой всего лишь платформу для других источников дохода. И среди этих новых экономических правил игры, которые благодаря достигнутому успеху Google диктует своим конкурентам, включая и Microsoft, действует одно железное правило: охват — это все.
Бесплатный переход на Windows 10 — пока наиболее явная реакция компании Microsoft на эти изменившиеся условия. То, что она всеми возможными способами продвигается для установки на компьютеры пользователей, показывает, насколько будущий успех Microsoft зависит от этого самого охвата. Только с максимально обширной базой пользователей у концерна может получиться превратить достаточное количество людей в собственные источники дохода, к которым, помимо прочего, по примеру Google относится показ рекламы и комиссионные от продаж в Windows Store.