Хотя ему уже за шестьдесят, Эмир Кустурица не сбавляет оборотов. До изнеможения работает над очередным фильмом, руководит своей деревней-государством Мечавник , организует несколько ежегодных международных фестивалей. И с завидной регулярностью оказывается в центре скандалов: то его не пускают на Украину, то находят предлог не взять новую картину в Канны, то он начинает концерт в Париже с гимна России. «Сноб» поговорил с мэтром о его последних проектах.

СНОБСтиль жизни

Мифы Мокрой Горы

Хотя ему уже за шестьдесят, Эмир Кустурица не сбавляет оборотов. До изнеможения работает над очередным фильмом, руководит своей деревней-государством Мечавник , организует несколько ежегодных международных фестивалей. И с завидной регулярностью оказывается в центре скандалов: то его не пускают на Украину, то находят предлог не взять новую картину в Канны, то он начинает концерт в Париже с гимна России. «Сноб» поговорил с мэтром о его последних проектах.

Текст Илья Леутин

В исторической части Белграда, в небольшом трехэтажном особняке в классическом средиземноморском стиле располагается офис «Раста интернешнл» продюсерской компании семьи Кустурица. Такие довоенные особняки здесь называют виллами и нарекают женскими именами. Тут же находится штаб ежегодного фестиваля русской музыки «Большой». Он проводится в середине июля в местечке Мокра Гора, недалеко от боснийской границы, в этнодеревне Мечавник, построенной кинорежиссером Эмиром Кустурицей. Фестиваль собирает молодых талантливых музыкантов из отдаленных уголков России и Сербии, которые соревнуются в исполнении классических произведений русских композиторов.

Небольшой портик залит полуденным солнцем, входная дверь виллы открыта, в прихожей, перед лестницей на второй этаж, в нише, устроены три компактные полки, где уместилось пятнадцать наград: две каннские «пальмовые ветви» в красных бархатных коробках, золотой венецианский лев, стеклянный прямоугольник премии Лукино Висконти. Золотые пальмы, родом из прошлого века, выглядят потертыми, один из лепестков уже готов отцепиться и сорваться на пол. Помимо меня маэстро ожидают сербские телевизионщики, они хотят снять минутный комментарий Эмира по поводу фестиваля, и я уступаю им право быть первыми. Оператор изучает полку у лестницы и обращается к коллеге-журналистке:

– Щелкнуть тебя с каннской пальмой?

– С ума сошел? Все равно что сниматься в чужом свадебном платье. Дурная примета.

Нана Кустурица, директор фестиваля, предупреждает нас:

– Профессор монтирует все утро. У вас десять минут.

Профессор Кустурица спускается по лестнице, и первый этаж, еще минуту назад такой тихий и по-летнему сонный, наполняется жизнью. После краткого общения в саду с телевизионной группой маэстро проходит в комнату, где я ожидаю нашего интервью, садится за стол, закидывает ногу на ногу и просит Нану сделать чашку черного кофе.

Будем говорить по-английски? Вы не много говорите по-русски, я – не много по-сербски, но английский, пожалуй, предпочтительнее?

А давай так: ты задавай вопросы по-русски, а я буду отвечать по-сербски. И посмотрим, что получится.

Хорошо. Давайте начнем с фестиваля «Большой» . Кино и музыка для вас – два разных мира?

Хорхе Луис Борхес сказал, что все виды искусства стремятся стать музыкой. Все, что существует в мире искусства, имеет своей целью принять своеобразную форму и произвести музыкальный эффект. Думаю, если мы говорим о кино, то в нем мы можем обнаружить самые разные музыкальные формы. И я уверен, что в будущем мы будем слушать симфонический оркестр в каких-нибудь специальных очках, которые будут выдавать изображение, синтезированное из звука.

Вы говорите как футурист начала ХХ века.

Думаю, это возможно, потому что кино и музыка наиболее близки друг другу. У меня никогда бы не получилось такого фестиваля в Белграде, если бы я не нашел Мечавник. Мокра Гора ведь была ничьей землей, исторически она не принадлежала ни Боснии, ни Сербии. На этой no man’s land люди не совершали больших ошибок, как в больших городах. Здесь, на Мокрой Горе, можно на все взглянуть со стороны, ты можешь сравнить один фестиваль с другим, понять что-то и вернуть это людям через кино или музыку. Думаю, таким образом, через искусство, ты продлеваешь жизнь. Поэтому люди и приезжают сюда, поэтому наши русские братья из компании «Газпром нефть» помогают нам: чтобы возвращать что-то людям. Потому что не все на свете отвечает законам либерального капитализма. Я воспринимаю главную задачу Министерства культуры так: помогать культуре продлиться. Фестиваль этой задаче отвечает, поэтому все наши гости уезжают с мощным чувством единения, единения кино и музыки – той музыки, что звучит с холмов, и ничего не существует, кроме нее, и ничто, кроме нее, не важно.

Эмир Кустурица и The No Smoking Orchestra на прошлогоднем фестивале «Большой»

Академическая среда – место довольно испорченное в нравственном от ношении, вы не находите?

О, да (смеется).

Насколько плотно вы сейчас вращаетесь в мире академической музыки?

Ты знаешь, каждый год появляется кто-то новый и что-то новое, что дает топливо этому миру. Если отвлечься на секунду от испорченного общества, можно заметить и множество молодых людей, которые только и ждут, чтобы занять свое место и стать известными. Сюда приезжает масса таких ребят из небольших городов России, Сербии и Республики Сербской. Когда мы слушали на наших холмах Дениса Мацуева, казалось, что уже невозможно после него поднять исполнительское искусство выше, но я уверен, что однажды кто-то придет и сделает это, кто-то из них. Так было и со мной, когда я был молодым режиссером. Меня приглашали на фестивали и говорили, вот, мол, новый Лукино Висконти, новый Феллини, новый то да новый это, но на самом деле я всегда оставался самим собой, так же как сегодня остаются самими собой многие молодые авторы и исполнители. Мы обязаны верить в диалектику, в силу развития. А перенос площадки для молодых музыкантов из городских стен на холмы Мокрой Горы только сближает искусство с природой и делает его восприятие еще грандиознее.

В Сербии люди очень много поют в повседневной жизни. Ключом к русской музыке является хоровая песня, хоры – ее базисный элемент. Планируете ли участие хоров и ли отдельных вокалистов на фестивале?

Что касается хоров, то пока что не планируем. Вокалистов – да, собираемся привезти нескольких, но сейчас мы больше ориентированы на скрипку и фортепиано. В будущем я собираюсь сделать такой кроссовер, и мы уже даже начали двигаться в этом направлении. Каждый год мы берем какой-нибудь старый немой фильм и просим музыкантов найти и оркестровать для него фрагмент. Следующим шагом я бы хотел пригласить неакадемических музыкантов: джазистов и рок-н-ролльщиков, которые могли бы вместе с оркестрантами переосмыслить и сыграть классические произведения. Думаю, такое сочетание может быть интересным.

Выступление лауреата, сербского виртуоза Неманьи Радуловича.

Фестиваль «Большой» – это прежде всего конкурсная программа. Три призовых места достаются разным инструменталистам. Как можно сравнить игру скрипача и пианиста?

Все зависит от жюри. В связи с этим нам приходится быть более жесткими и придумывать новые правила для судей. В будущем мы не будем такими уж либеральными, как были прежде.

Фестиваль растет. Вы где-то сказали, что планируете сделать четыре фестиваля, по одному на каждое время года.

Да, нам не хватает фестиваля театра и фестиваля литературы. То есть в планах еще два фестиваля.

А как продвигается монтаж вашего нового фильма?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Заводы не стоят. Зачем сегодня человек на производстве Заводы не стоят. Зачем сегодня человек на производстве

Для чего люди нужны на производстве, где все уже давно автоматизировано

СНОБ
С нами Босх С нами Босх

Выбор «Сноба»: самые интересные выставки этого лета от Лондона до Флоренции.

СНОБ
Чайный театр Чайный театр

Чайная «ТИШь»: где чай становится искусством, а внимание — главным ингредиентом

Seasons of life
Реванш по-итальянски Реванш по-итальянски

Возродив семейную фабрику Edesim в Неаполе, Эдуардо де Симоне отдался своей страсти и основал одноименное ателье.

The Rake
Передел Европы Передел Европы

Демонстрации неколебимого единства и согласия в Потсдаме явно не получилось

Дилетант
Lamborghini Centenario Lamborghini Centenario

Провокация из Сант’Агаты – и по форме, и по содержанию: гиперкар с 12-цилндровым мотором и полноуправляемым шасси. Мощный, быстрый и, главное, необычайно проворный.

Quattroruote
Продюсер года Продюсер года

Несмотря на то что снимать «Экипаж» пришлось в самый разгар кризиса, команда продюсеров успешно и не без изящества посадила свой самолет и смогла заработать не только деньги, но и зрительскую любовь.

GQ
Ливанский орден Ливанский орден

Современный Бейрут — одна из самых динамичных столиц Ближнего Востока. О своих любимых местах ливанской столицы, знаменитых и потайных, рассказывает интерьерный дизайнер Клод Миссир.

AD
Видеофикция Видеофикция

Камеры присылают квитанции на оплату штрафов с самыми нелепыми ошибками. Иногда даже не верится: ну как можно наказывать за тень на обочине?

АвтоМир
Такая разная Москва Такая разная Москва

По секрету всем читателям: где и как увидеть столицу под другим углом

Лиза
Все о Еве Все о Еве

Ева Грин, снова сыгравшая у Тима Бертона («Дом странных детей мисс Перегрин» в прокате с 6 октября), не понимает, почему ее считают мрачной.

GQ
Прекрасное далеко Прекрасное далеко

Создается ощущение, что за словом «беспилотник» забрезжил серьезный государственный транш. Иначе с какой стати мы стали слышать его все чаще и чаще от дорожников, которые, как выяснилось, заинтересованы в проекте

АвтоМир
История одного бренда в картинках История одного бренда в картинках

BMW Group отмечает столетие. «Сноб» решил проследить историю марки в рекламных кампаниях разных лет – перед вами подборка старинной (и не очень) рекламы. Искусство художников, изобретательность копирайтеров, торжество подтекста и блеск полиграфии – есть что вспомнить.

СНОБ
Дворец Султана Дворец Султана

Английский дизайнер Франсис Султана оформил в Лондоне роскошный особняк для пары любителей искусства из Болгарии.

AD
Водоёмко Водоёмко

Дизайнер Константин Грчик рассказывает о том, как полноценно обустроить ванную комнату небольшого размера.

AD
Координаты Абхазии Координаты Абхазии

Здесь все вспоминают о войне. Часто. По поводу и без. «А что вы хотите, у нас же война была!» – постоянно говорят абхазы. На войну списываются все нынешние проблемы и недостатки. А их, между прочим, хватает. Впрочем, все они отнюдь не мешают Абхазии становиться все более и более популярным туристическим направлением. Всё относительно недорого, легко добраться, есть на что посмотреть. А что еще надо экономному российскому туристу?

АвтоМир
Kia Soul Kia Soul

Авто-авангард в чистом неразбавленном виде. Эту модель консервативный российский рынок принял необычайно тепло. И, как оказалось, не зря

АвтоМир
Пара кликов Пара кликов

Всемирная паутина предоставляет множество возможностей для новых знакомств. Миллионы людей ищут и довольно часто находят друг друга именно в сети. О самых популярных и эффективных интернет-сервисах читайте в нашем обзоре.

Добрые советы
Этапы становления Этапы становления

Почти десять лет мир ждал появления второго поколения купе Audi А5. А это – очень большой срок для автомобильной индустрии. Так как же изменился автомобиль и стоило ли его ждать так долго?

АвтоМир
Бизнес и ничего лишнего Бизнес и ничего лишнего

Toyota – это фирма, где не любят резких телодвижений, а придерживаются тщательно взвешенных решений. Обновленная Corolla очередной тому пример

АвтоМир
Чем богаты Чем богаты

В России универсалы гольф-класса – вымирающий вид. Модели, оставшиеся на нашем рынке, можно сосчитать по пальцам одной руки. На этот раз за звание самого практичного борются Kia cee’d_sw и Skoda Octavia Combi

АвтоМир
Бизнесмен года Бизнесмен года

Акционер группы «Сумма» о своих знаменитых однокурсниках, Силиконовой долине, правилах воспитания детей и боях без правил.

GQ
Принц-садовник Принц-садовник

Французский аристократ Луи Альбер де Брой все свое время посвящает огороду в луарском поместье и таксидермическому магазину в центре Парижа.

The Rake
Зер­ка­ло для ге­роя Зер­ка­ло для ге­роя

«Тат­лер», не сле­зая с тре­на­же­ра, пуб­ли­ку­ет две точ­ки зре­ния на но­вый ЗОЖ с бес­ко­неч­ны­ми фо­то из спорт­за­ла в ин­ста­гра­ме.

Tatler
Семь лет в Тибете Семь лет в Тибете

Путевые записки известного австрийского путешественника и писателя

Playboy
«Boss года» «Boss года»

Сумел превратить турниры по смешанным единоборствам в полноценное шоу, посетить которое стремятся даже высокопоставленные политики и крупные бизнесмены.

GQ
Только спокойствие Только спокойствие

Этот производитель всегда был в авангарде технического прогресса, особенно когда это касалось систем безопасности. А сегодня, закрепив за собой звание самого безопасного автомобиля, Volvo претендует и на лавры в области дизайна и технологий.

The Rake
Движение наших Движение наших

Истории российских женщин, которые работают на себя

Glamour
Верим в коммандос Верим в коммандос

Элитное подразделение афганской армии – сила, которая борется с боевиками ИГИЛ

Playboy
По осени меняют По осени меняют

Это уже стало традицией – с 1 сентября вступают в силу сразу несколько новых законов. Автомобилисты, будьте бдительны!

АвтоМир
Открыть в приложении