Человек-радио. История первого российского радиотехника
Александр Попов имеет множество титулов: он профессор, физик и электротехник, первый российский радиотехник, а также основатель радиотехнической научной школы. Однако в первую очередь знаменит он тем, что придумал радио
Александра Попова можно считать отцом радиолокации и даже интернета, ведь изобретенное им радио сделало возможным передачу информации на большие расстояния. Вспоминаем судьбу изобретателя, историю его детища, а также отвечаем на вопрос, почему до сих пор оспаривается первенство Попова в области радиосвязи.
Детство и юношество Александра Попова
Александр Степанович Попов, как и следует из его фамилии, родился в семье священнослужителя, отправлявшего культ в Горном округе Верхотурского уезда Пермской губернии. Случилось это знаменательное событие (рождение, а не культ) 16 марта 1859 года.
Способности в электрофизике и тягу к изобретениям Попов демонстрировал с детства: учась в приходской школе для детей рабочих и крестьян, он по образцу собрал действующую модель электрического звонка. Однако отец, естественно, хотел, чтобы Александр пошел по его религиозным стопам. Для этого десятилетнего отрока сначала отправляют в Далматовское духовное училище, а по его окончании в Пермскую Духовную семинарию. Однако мракобесие в судьбе будущего изобретателя радио не смогло одержать верх над его пытливым умом и техническими наклонностями. В 1877 году Попов поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Однажды причастившись электрическим светом, изобретатель бережно хранил его лучи в своем сознании на протяжение всей жизни.
Александр Попов накануне изобретения
В это время в России набирает обороты электрификация страны. В Санкт-Петербурге появляется Товарищество электротехники, которое начинает заниматься освещением улиц столицы. Открываются многочисленные выставки, где демонстрируются достижения человечества в области электротехники. Александр оказывается вовлечен в деятельность пионеров электроэнергии, работает на выставках, где знакомится с передовыми умами в этой области, устраивается монтером в Товарищество электротехники. Благодаря этой работе, Попов к концу обучения, помимо теоретических знаний, получает богатые практические навыки, которые впоследствии применит при разработке своих изобретений. Однако мы забегаем вперед.
В 1883 году Александр закончил институт и перевелся в Кронштадт в Минный офицерский класс (МОК), где начал трудиться преподавателем и заведующим физическим кабинетом. Карьера складывалась удачно, вскоре Александр занял ключевую позицию в Морском ведомстве, занимаясь решением сложных практических вопросов. Параллельно с МОК Попов преподавал физику и электротехнику в Техническом училище Морского ведомства. Насущной проблемой в выбранной изобретателем области в то время была отсутствие связи и, соответственно, обмена информацией между кораблями и прочими плавучими средствами.