Автомобили на военной службе

РБКАвто

Автомобили в погонах: от «Остин-Путиловца» до «бардака»

Когда автомобиль был ещё крайне несовершенной «керосинкой» и многими воспринимался как технический курьёз, военные многих стран сумели оценить его потенциал. И очень быстро автомобили были массово призваны на службу

756455447806484.jpg

«Остин-Путиловец» для русской армии

С началом Первой мировой войны в русскую императорскую армию рекрутировали множество автомобилей разных производителей, от отечественного «Руссо-Балта» до «Рено» и «Фиатов». Но самый защищенный предложила русскому правительству английская фирма Austin, которая с 1914 года начала выпуск бронеавтомобилей. Так как ничего подобного в России тогда не выпускалось, за предложение англичан ухватились и вскоре первые броневики Austin стали поступать в части.

На шасси грузовика Austin грузоподъемностью три тонны устанавливалась рубка из броневых листов толщиной 4 мм, на которую ставили две бронированные пулеметные башенки, каждая из которых оснащалась 7,62 мм пулеметом конструкции Х. Максима. Четырехступенчатая механическая КПП и 30-сильный (впоследствии 50-сильный) бензиновый двигатель взяли от грузовика. Машина массой 2,6-3,5 тоны могла на шоссе разогнаться до 40 км/ч, но из-за отсутствия полного привода на бездорожье была малопригодна.

756455420203794.jpg
autowp.ru

Из Англии в Россию было отправлено примерно полторы сотни броневиков, но из-за все возрастающей загрузки фирм Austin и Vickers (бронелисты) военными заказами, англичане предложили отправлять в Россию только шасси. Тем более в 1916 году на петроградском Путиловском заводе был спроектирован отечественный вариант броневика, который получил название «Остин-Путиловец». От своего британского брата броневик отличался диагональным расположением пулеметных башен, что позволяло вести огонь «всем бортом». Кроме того, русские инженеры доработали ходовую часть броневика, что благоприятно сказалось на проходимости.

756455423090160.jpg
autowp.ru

Но из-за крушения Российской империи, а затем и Октябрьской революции, англичане не спешили отгружать машинокомплекты и «Остин-Путиловец» оказался малотиражным броневиком. С марта 1918 и до 1920 года было выпущено всего 33 колесных машины и 12 полугусеничных, которые назывались «Остин-Путиловец-Кегресс». Эти машины приняли активное участие в Гражданской и советско-польской войне и простояли на вооружении до начала тридцатых годов, как и изготовленные в Англии броневики Austin. Один броневик британского производства с пафосным названием «Враг капитала» прославился тем, что именно с него 16 апреля 1917 года В.И. Ленин произнёс пламенную речь о грядущей и неизбежной победе пролетариата.

756455447600274.jpg
Науменков Николай / Фотохроника ТАСС

БА-10

В Советском Союзе всегда уделялось огромное влияние развитию бронетанковой технике и бронеавтомобилей. В 1938 году на Ижорском заводе начался выпуск бронеавтомобиля БА-10, который в момент своего создания являлся одним из сильнейших броневиков в мире.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении