Семьдесят лет назад французы встречали Citroёn 2CV с иронией

АвтоМирАвто

Народное средство

Неказистый конек-горбунок, две лошадиные силы. Семьдесят лет назад французы встречали Citroёn 2CV с иронией и не подозревали, что потомки причислят машину к сокровищам нации

Текст Александр Катаев
Фото Citroёn

Легенда фирмы гласит, что летним днем 1935 года директор Пьер Жюль Буланже рулил меж деревень и увяз в заторе из тихоходных повозок. Смешались в кучу кони, люди...Тут шеф якобы задумался о всенародной автомобилизации и заказал массовый опрос населения. Выяснилось, что многие из простых слоев – фермеры, мастеровые, торговцы – готовы купить машину, будь она недорогой, несложной и надежной. Так родился проект Toute Petite Voiture (TPV), или Очень Маленького Автомобиля.

Один из прототипов-циклопов (1937 г.). Очень дешево и сердито. Двух фар закон еще не требовал. Пуск ручным стартером. Двери на центральных рояльных петлях открывались одна к другой, так долго было и в серии. Сиденья а-ля гамаки, полотна спинок висели на привязи

Де шво, дешево

Черты модели шеф обрисовал так: малолитражка для перевозки четырех человек и 50 кг картошки, скорость до 60 км/ч, расход 3 л/100 км, а подвеска такая, чтобы ехать по пахоте с корзиной невредимых яиц. Главным по TPV стал Андре Лефевр, а стилистом – Фламинио Бертони, оба ранее создали прорывной Traction Avant. Построили более 200 прототипов, экспериментируя с одно- и двухцилиндровыми моторами, а также схемами ходовой, нещадно избавляясь от всего «лишнего», что влияло на массу и цену. Осенью 1939-го результат хотели показать публике. И тут началась война. Завод подвергся бомбежке, уцелевшие прототипы разобрали и спрятали.

Серийный вариант Франция увидела в 1948 году на автосалоне в Париже. Пресса истыкала новинку перьями, обзывая жестянкой для четырех сардин. Президент страны Жюль Венсан Ориоль, осмотрев чудо-мобиль на стенде, говорят, попросил себя ущипнуть. Публика смеялась и показывала пальцами, но... Через год за «жестянкой» уже вытянулась очередь, которая продолжала удлиняться.

Citroёn 2CV полностью отвечал идее Буланже, был прост и понятен, функционален и дешев. Он вышел симпатичнее прототипов, имел уже две фары и два дворника, каркасные сиденья вместо ранних с подвесными спинками. Появился электростартер. Если у TPV гидравлика приводила тормоза лишь на передней ведущей оси, то здесь работала на все барабаны. Инженерной удачей стала длинноходная всепрощающая подвеска. Оппозитный 2-цилиндровый «воздушник» объемом 375 см3 выдавал 9 л.с. при 3200 об/мин, а название «Де шво» указывало, что налогом облагаются только две силы. Моторчик сопрягли с 4-ступенчатой МКП. Насчет комфорта реклама сообщала, что у 2CV есть отопитель для зимы, а летом кузов проветривается.

С начала 60-х стали предлагать опциональный радиоприемник, что интересно – съемный, который можно уносить с собой. По умолчанию интерьер всегда был проще простого. На фото шикарное по меркам 2CV исполнение поздней версии Hermes
Легок на подъем Кузов TPV был из алюминия, а серийный стал стальным. Но 2CV сохранил мягкую крышу и потяжелел лишь до 500 кг с небольшим. Как и задумывалось, он развивал 50-60 км/ч, расходуя минимум бензина

Развитие событий

Спрос увеличивался так быстро, что не поспевало производство. Клиенты терпеливо ждали свои «Де шво» по нескольку лет. Серьезных претензий к модели не было, но изредка ее все же улучшали. Мотор прибавил в объеме до 425 см3 (вначале был 12-сильным, но затем мощность росла), более поздняя топ-версия вышла уже с 29-сильным двигателем, который позволял развить аж 115 км/ч. Передние двери в 1964 году сделали открывающимися по ходу. Со временем появились указатель топлива вместо щупа, иные приборы и руль, раздельные кресла, радио, пластик отделки, гидравлические амортизаторы и дисковые тормоза. И никаких принципиальных влияний на концепцию «Четверо в дешевой жестянке, не считая картошки».

Автомобиль послужил основой нескольких интересных производных. Например, в 1958 году вышла полноприводная двухмоторная (!) версия Sahara. По мотору на ось, причем и заводились они порознь. Спустя десять лет представили знаменитый Mehari выходного дня с пластиковым кузовом-ящичком под символическим тентом, моноприводный, потом и 4х4. А вот преемника у модели не случилось. Citroёn 2CV до конца долгой серийной жизни оставался уникумом, знаковым для всей автомобильной истории, как и мечтал когда-то его создатель.

Сборка модели шла до 1990 года, и не только во Франции, а итоговый тираж, по данным фирмы, составил 5 млн экземпляров. Особая двухцветная версия Charleston – пример машины начала 80-х

Образы и подобия

За сорок два года жизни Citroёn 2CV успел выступить в разных воплощениях, среди которых версии для гонок и даже для армии. Было и много ролей в кинематографе. Например, участие автомобиля в бондиане «Только для твоих глаз», где ярко-желтый 2CV помогал агенту 007 со спутницей уйти от погони, кубарем падая с уклонов.

1982 г.

Серия из 500 машин после фильма о Джеймсе Бонде. По кузову наклеены пулевые отметины.

1951-1977 гг.

Фургон брал на борт 250 кг. У грузопассажирского был кузов с окнами и съемным сиденьем.

1967-1983 гг

Хэтчбек Dyane создали на основе 2CV в пику Renault 4. Выпущено около 1,4 млн экземпляров.

1960-1968 гг.

Дорогая и малотиражная Sahara 4х4. Запаску на капот вытеснил второй мотор сзади.

1968-1988 гг.

Пластиковый Mehari 4х2 или 4х4.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Продажи падают Продажи падают

В апреле российский автомобильный рынок показал падение на три процента

АвтоМир
«Ревность о Севере: Прожектерское предпринимательство и изобретение Северного морского пути в Российской империи» «Ревность о Севере: Прожектерское предпринимательство и изобретение Северного морского пути в Российской империи»

Почему предпринимателей интересовала печорская древесина

N+1
Гидротрансформация Гидротрансформация

Как роботизированная КПП кроссовера Jetour T2 сочетает экономию и проходимость

Автопилот
Жизнь без гаджетов Жизнь без гаджетов

Как прекратить сидеть в телефоне: 9 шагов к цифровой свободе

Лиза
Разбор провальных технологий: технопатологоанатом Разбор провальных технологий: технопатологоанатом

Истории, которые могли бы стать прорывными, но так и не стали

ТехИнсайдер
Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы

Как правильно запускать посудомоечную машину первый раз?

CHIP
Гений, садовник и киноман: 10 эпизодов из биографии Кодзимы Гений, садовник и киноман: 10 эпизодов из биографии Кодзимы

Что вы знаете о Хидео Кодзиме?

Правила жизни
Дмитрий Ливанов: Не всегда частный вуз плохой, а государственный – хороший Дмитрий Ливанов: Не всегда частный вуз плохой, а государственный – хороший

Ректор МФТИ – о новых запросах работодателей к инженерам и IT-специалистам

Ведомости
Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер

Какие ошибки в выборе цвета стен способны испортить весь интерьер?

VOICE
Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников

Переквалификация превращается в главный инструмент устойчивости компаний

Forbes
Одежда и надежды Одежда и надежды

Красивые книги о моде

Weekend
Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком

Какое кино сейчас интересно зрителям в России?

Inc.
Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9 Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9

JAC T9: настоящие внедорожники еще выпускают

ТехИнсайдер
Обратная сторона Обратная сторона

Каковы скрытые риски косметических процедур?

Лиза
Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии

Рассказываем об азиатских странах, в которых вам точно нужно побывать

ТехИнсайдер
Марат Хуснуллин: 19% девелоперов сегодня находятся в зоне риска Марат Хуснуллин: 19% девелоперов сегодня находятся в зоне риска

Марат Хуснуллин о том, какие времена сейчас переживают девелоперы жилья

Ведомости
4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель 4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель

Бизнес-литература, на которую стоит обратить внимание

Inc.
«Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории «Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории

О шести сказочницах, которые говорили о женской судьбе

Forbes
Редкоземельные металлы извлекут из отвалов Редкоземельные металлы извлекут из отвалов

Что мешает переработке промышленных отходов с извлечением ценных компонентов?

Монокль
Правда ли, что собаки больше подходят экстравертам? Все не так очевидно Правда ли, что собаки больше подходят экстравертам? Все не так очевидно

Откуда пошел стереотип, что экстравертам нужны собаки и так ли это?

ТехИнсайдер
«Россия — США» на высшем уровне в XXI веке «Россия — США» на высшем уровне в XXI веке

Почему у России и США после развала СССР так и не получилось стать партнерами

Монокль
Все фильмы только о любви Все фильмы только о любви

Самые яркие новые фильмы посвящены делам сердечным

Weekend
Частота убытков Частота убытков

Почему снижается частота страховых случаев такси и других видов транспорта

Ведомости
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
Как ожидаемое вознаграждение управляет вниманием и решением человека Как ожидаемое вознаграждение управляет вниманием и решением человека

Концентрация внимания и выбор решения контролируются разными областями мозга

ТехИнсайдер
Ученые выяснили, что большинство травоядных животных ест не только траву Ученые выяснили, что большинство травоядных животных ест не только траву

Традиционная классификация травоядных не отражает реальную картину их рационов

ТехИнсайдер
Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании

Можно ли плавать в Apple Watch? Давайте разбираться. Нюансов здесь хватает

ТехИнсайдер
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Где дружба — система, а помощь — профессия! Где дружба — система, а помощь — профессия!

Зачем успешным людям идти в благотворительность?

Men Today
Мальчик и дерево Мальчик и дерево

Как важно держаться корней в прямом и переносном смысле

Men Today
Открыть в приложении