Дело Карлоса Гона – громкое, но не первое в автопроме

АвтоМирАвто

Дело Карлоса Гона – громкое, но не первое в автопроме

19 ноября в Токио задержали экспрезидента и гендиректора Renault и Nissan Карлоса Гона. Топ-менеджера подозревают в занижении в отчетах суммы своего вознаграждения для уклонения от налогов. Его арест ставит под вопрос будущее альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, а заодно заставляет вспомнить о других «преступлениях века» в автомобильной отрасли

Никита Варенов

Занимая высокие посты в Renault и Nissan на протяжении последних 20 лет и даже успев поруководить советом директоров «АвтоВАЗа», Карлос Гон снискал репутацию жесткого менеджера – его заслугой считается вывод Renault из кризиса, а затем спасение от угрозы банкротства Nissan. В деловых кругах за бескомпромиссную позицию Гон получил прозвище «убийца расходов». Успех на корпоративном поприще позволил бразильцу ливанского происхождения стать самым высокооплачиваемым топ-менеджером Японии, причем речь шла только о доходах, полученных в этой стране, а Гон одновременно зарабатывал и в качестве руководителя Renault во Франции.

Карлос Гон снискал славу жесткого бизнесмена, во многом именно несгибаемый характер и помог ему вытянуть из кризиса Renault

Стремление получать больше, а тратить меньше сыграло с ним злую шутку. Гона обвиняют в фальсификации отчетов для Токийской фондовой биржи в течение пяти лет и занижении суммы собственного вознаграждения на $44 млн. Его подозревают и в использовании средств Nissan в личных целях, в частности – в покрытии убытков от неудачных личных инвестиций средствами компании.

После ареста прокуратура провела обыски в доме Карлоса Гона, удалось ли что-то обнаружить – пока не сообщается

Не только гон

В конце декабря 2018 года окружной суд Токио продлил Карлосу Гону арест по ходатайству прокуратуры – экс-глава Renault-Nissan останется под стражей как минимум до 1 января, а всего по сумме обвинений ему грозит до 10 лет тюрьмы. Со своими $44 млн предположительно скрытых доходов Гон войдет в историю громких судебных процессов автопрома как самый высокопоставленный топ-менеджер, но точно не как рекордсмен по сумме причиненного ущерба.

«Убийца расходов» останется под арестом как минимум до 11 января

Карлос Гон – не первый глава автобренда, оказавшийся за решеткой, хотя, безусловно, самый титулованный. Целая череда арестов топ-менеджеров VW Group в рамках расследования «Дизельгейта» в июне текущего года завершилась арестом главы марки Audi Руперта Штадлера. Ему предъявлены обвинения в сокрытии доказательств и препятствованию расследованию дела о занижении показателей выхлопов дизельных двигателей концерна.

Арест Карлоса Гона стал самым громким скандалом прошлого года

В 2017 году по схожим обвинениям бывшего исполнительного директора марки Volkswagen в США Оливера Шмидта приговорили к семи годам тюрьмы и штрафу в $400 000. Еще одним узником «Дизельгейта» до него стал бывший член правления Porsche Вольфганг Хац.

Скандалы в автопроме последних лет поражают масштабностью, однако в истории отрасли их нельзя назвать уникальными. Мошенничество при продаже автомобилей возникло практически сразу с их появлением. Эд Пеннингтон и Джон Айзенхут, Уолтер Фриман и Уильям Шаум, Билли Китто и Дик Фишбек – забытые имена американских проходимцев, колесивших из штата в штат в начале XX века с целью сбора с простаков предоплаты за автомобили, которые никто и не думал производить и продавать.

Российская дореволюционная история знает собственный пример неудачного государственно-частного партнерства. За год до февраля 1917-го указом императора Николая II были учреждены сразу пять автомобильных заводов: АМО («Товарищество Кузнецов, Рябушинский и Ко») в Москве, «Руссо-Балт» в Филях, «Ак-сай» в Нахичевани на Дону, АО воздухоплавания «В.А. Лебедева» в Ярославле и АО «Русский Рено» в Рыбинске. От каждого предприятия государство ожидало выпуска 1500 автомобилей, а в их разработку вложили астрономическую по тем временам сумму – 137 млн рублей. Надо ли говорить, что через год ни заводов, ни их управленцев не обнаружилось нигде, кроме Москвы – война и революция списали все.

Японское информационное агентство Kyodo сообщает, что сотрудникам Nissan запрещено любое общение с арестантом или его адвокатами

Афера века

В Советском Союзе автомобиль был признаком социального статуса. Это позволило наиболее предприимчивым гражданам хорошо заработать на вожделенной мечте миллионов. В 1989 году член-корреспондент Российской академии наук Борис Березовский основал компанию «ЛогоВАЗ», занимавшуюся продажей автомобилей Волжского автозавода по схеме консигнации и реэкспорта. На экспорт уходило до половины продукции «АвтоВАЗа», при этом автомобили, стоившие на внутреннем рынке до $5000, за рубеж продавались ниже себестоимости, по $1700 с рассрочкой оплаты на срок до пяти лет. Березовский стал автором авантюрной схемы реэкспорта, по которой продукция завода на самом деле не покидала страны, однако считалась проданной за рубеж и выкупленной обратно для продажи на внутреннем рынке. Что характерно, предприниматель не заплатил заводу даже за проданные автомобили – в начале 1990-х годов сотрудничество прекратилось по причине многомиллионных долгов «ЛогоВАЗа» перед поставщиком. Это не помешало Борису Березовскому снова заработать на желающих купить автомобиль. В 1993 году он учредил ОАО «Автомобильный Всероссийский Альянс».

Фото: Christophe Morin/imago stock&people/Global Look Press; Андрей Холмов/ТАСС; Uli Deck/dpa/Global Look Press; Rodrigo Reyes Marin/ZUMAPRESS.com/Global Look Press; Renault

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Виртуальная трансмиссия Виртуальная трансмиссия

Полноприводные автомобили могут обходиться без механических узлов

Quattroruote
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований

Почему сахар провоцирует воспаления клеток?

ТехИнсайдер
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Открыть в приложении