Дело Карлоса Гона – громкое, но не первое в автопроме
19 ноября в Токио задержали экспрезидента и гендиректора Renault и Nissan Карлоса Гона. Топ-менеджера подозревают в занижении в отчетах суммы своего вознаграждения для уклонения от налогов. Его арест ставит под вопрос будущее альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, а заодно заставляет вспомнить о других «преступлениях века» в автомобильной отрасли
Занимая высокие посты в Renault и Nissan на протяжении последних 20 лет и даже успев поруководить советом директоров «АвтоВАЗа», Карлос Гон снискал репутацию жесткого менеджера – его заслугой считается вывод Renault из кризиса, а затем спасение от угрозы банкротства Nissan. В деловых кругах за бескомпромиссную позицию Гон получил прозвище «убийца расходов». Успех на корпоративном поприще позволил бразильцу ливанского происхождения стать самым высокооплачиваемым топ-менеджером Японии, причем речь шла только о доходах, полученных в этой стране, а Гон одновременно зарабатывал и в качестве руководителя Renault во Франции.
Стремление получать больше, а тратить меньше сыграло с ним злую шутку. Гона обвиняют в фальсификации отчетов для Токийской фондовой биржи в течение пяти лет и занижении суммы собственного вознаграждения на $44 млн. Его подозревают и в использовании средств Nissan в личных целях, в частности – в покрытии убытков от неудачных личных инвестиций средствами компании.
Не только гон
В конце декабря 2018 года окружной суд Токио продлил Карлосу Гону арест по ходатайству прокуратуры – экс-глава Renault-Nissan останется под стражей как минимум до 1 января, а всего по сумме обвинений ему грозит до 10 лет тюрьмы. Со своими $44 млн предположительно скрытых доходов Гон войдет в историю громких судебных процессов автопрома как самый высокопоставленный топ-менеджер, но точно не как рекордсмен по сумме причиненного ущерба.
Карлос Гон – не первый глава автобренда, оказавшийся за решеткой, хотя, безусловно, самый титулованный. Целая череда арестов топ-менеджеров VW Group в рамках расследования «Дизельгейта» в июне текущего года завершилась арестом главы марки Audi Руперта Штадлера. Ему предъявлены обвинения в сокрытии доказательств и препятствованию расследованию дела о занижении показателей выхлопов дизельных двигателей концерна.
В 2017 году по схожим обвинениям бывшего исполнительного директора марки Volkswagen в США Оливера Шмидта приговорили к семи годам тюрьмы и штрафу в $400 000. Еще одним узником «Дизельгейта» до него стал бывший член правления Porsche Вольфганг Хац.
Скандалы в автопроме последних лет поражают масштабностью, однако в истории отрасли их нельзя назвать уникальными. Мошенничество при продаже автомобилей возникло практически сразу с их появлением. Эд Пеннингтон и Джон Айзенхут, Уолтер Фриман и Уильям Шаум, Билли Китто и Дик Фишбек – забытые имена американских проходимцев, колесивших из штата в штат в начале XX века с целью сбора с простаков предоплаты за автомобили, которые никто и не думал производить и продавать.
Российская дореволюционная история знает собственный пример неудачного государственно-частного партнерства. За год до февраля 1917-го указом императора Николая II были учреждены сразу пять автомобильных заводов: АМО («Товарищество Кузнецов, Рябушинский и Ко») в Москве, «Руссо-Балт» в Филях, «Ак-сай» в Нахичевани на Дону, АО воздухоплавания «В.А. Лебедева» в Ярославле и АО «Русский Рено» в Рыбинске. От каждого предприятия государство ожидало выпуска 1500 автомобилей, а в их разработку вложили астрономическую по тем временам сумму – 137 млн рублей. Надо ли говорить, что через год ни заводов, ни их управленцев не обнаружилось нигде, кроме Москвы – война и революция списали все.
Афера века
В Советском Союзе автомобиль был признаком социального статуса. Это позволило наиболее предприимчивым гражданам хорошо заработать на вожделенной мечте миллионов. В 1989 году член-корреспондент Российской академии наук Борис Березовский основал компанию «ЛогоВАЗ», занимавшуюся продажей автомобилей Волжского автозавода по схеме консигнации и реэкспорта. На экспорт уходило до половины продукции «АвтоВАЗа», при этом автомобили, стоившие на внутреннем рынке до $5000, за рубеж продавались ниже себестоимости, по $1700 с рассрочкой оплаты на срок до пяти лет. Березовский стал автором авантюрной схемы реэкспорта, по которой продукция завода на самом деле не покидала страны, однако считалась проданной за рубеж и выкупленной обратно для продажи на внутреннем рынке. Что характерно, предприниматель не заплатил заводу даже за проданные автомобили – в начале 1990-х годов сотрудничество прекратилось по причине многомиллионных долгов «ЛогоВАЗа» перед поставщиком. Это не помешало Борису Березовскому снова заработать на желающих купить автомобиль. В 1993 году он учредил ОАО «Автомобильный Всероссийский Альянс».
Фото: Christophe Morin/imago stock&people/Global Look Press; Андрей Холмов/ТАСС; Uli Deck/dpa/Global Look Press; Rodrigo Reyes Marin/ZUMAPRESS.com/Global Look Press; Renault
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl