Бизнесмены с большой дороги
Число штрафов ГИБДД, вынесенных на основе данных камер видеофиксации, растет год от года. При этом далеко не все стационарные и мобильные комплексы принадлежат государству. Как устроен бизнес частных подрядчиков МВД?

По официальным данным, в первом полугодии текущего года российские автовладельцы получили более 55 млн постановлений о наложении штрафов. Более 80% от этого числа обеспечили камеры. Очевидно, что по итогам года по числу постановлений будет установлен новый рекорд – в 2017 году их было вынесено 108,7 млн, а годом ранее – «всего» 87 млн.
Рост обусловлен продолжающимся увеличением количества камер. Опережающих темпов ГИБДД удается добиться, в том числе, в рамках государственно-частного партнерства – лишь менее половины новых устанавливаемых камер приобретаются за госсчет. И в Москве, и в Подмосковье, и в других регионах местные власти заключают соглашения с коммерческими структурами, которые инвестируют в установку комплексов. Контракты предусматривают оборудование дорог комплексами фиксации – как стационарными, так и мобильными, а также их обслуживание. Законодательную базу для такого партнерства Госдума и Совет Федерации утвердили еще в 2014 году, однако на то, чтобы развернуться, бизнесменам потребовалось несколько лет. Схемы такого партнерства могут быть разными, в том числе крайне невыгодными для водителей.
Нам любые дороги дороги
В Москве ЦОДД при вынесении постановлений использует данные фотофиксации от «частников», но делает это в рамках договоров аренды оборудования, пояснил «АвтоМиру» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Подрядчик получает фиксированную ставку аренды, которая покрывает его расходы на закупку и обслуживание оборудования и позволяет извлекать прибыль. По другому пути пошли власти Подмосковья, где с 2016 года частными камерами управляет ООО «МВС Групп». Комплексов фотофиксации в области у этой компании более тысячи (это 5% от всех российских камер), с каждого вынесенного постановления она получает фиксированную сумму комиссии – 233 рубля. При этом средняя сумма штрафа, по данным ГИБДД, в 2017 году составила 340 рублей, то есть подрядчик получает больше государства. Но и расходов он несет существенно больше – инвестиции «МВС Групп» в проект составили 4,9 млрд рублей. Доходы компании тоже вполне достойны – во втором полугодии прошлого года в счет оплаты штрафов в бюджет Московской области поступило более 337 млн рублей, из них 254 млн рублей были перечислены концессионеру.
Приобретение и установка одного комплекса обходится примерно в 3 млн рублей. Чтобы окупить вложения, камера должна зафиксировать около 13 000 штрафов. По официальным данным ГИБДД, одна камера в Подмосковье собирает материалы примерно на 100 постановлений в день. Это значит, что для выхода «в плюс» по конкретной камере коммерсантам хватает полугода, при этом контракт заключается на 12 лет.



Заработок по щелчку
По мнению Шкуматова, подмосковный вариант не учитывает противоречия в интересах государства и частника. Если ГИБДД заинтересована в том, чтобы на дорогах снижалось число нарушений и происшествий, то ее концессионер на этих нарушениях зарабатывает.
Выражается это в том, что камеры устанавливаются в нарушение рекомендаций регулятора – не там, где повышена аварийность и необходим контроль, а там, где выше вероятность вынесения постановления. Существенная часть комплексов – мобильные, и ставятся они максимально плотно, в том числе дублируя государственные камеры и стационарные посты.
Еще одна проблема заключается в том, что ГИБДД на этапе вынесения постановлений практически не отбраковывает фотоматериалы. Это значит, что почти любой материал с частных камер наверняка превращается в штраф. При этом контроль за состоянием камер и точностью их измерений возложен на самого оператора.
Доход с одной камеры
- от 100 штрафов в день
- средняя сумма штрафа – 340 рублей
- выплата концессионеру – 233 рубля
- выручка за месяц – 699 000 рублей
Фото: Артем Коротаев/ТАСС; Free Wind, Vadim Polishchuk, Щеголева Ольга/Фотобанк ЛОРИ; ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl