Российский союз автостраховщиков направил в Центробанк, Минфин и Госдуму блок поправок в Закон об ОСАГО. Страховщики предложили компенсировать ущерб не деньгами, а делом – то есть ремонтом. Чем обернется для автомобилистов принятие нового закона?

АвтоМирАвто

Актуальная тема

Ремонт вместо денег

Российский союз автостраховщиков направил в Центробанк, Минфин и Госдуму блок поправок в Закон об ОСАГО. Страховщики предложили компенсировать ущерб не деньгами, а делом – то есть ремонтом. Чем обернется для автомобилистов принятие нового закона?

Госдума в осеннюю сессию планирует принять очередные поправки в Федеральный закон «Об ОСАГО». В числе наиболее значимых перемен – введение в приоритет «натуральных» страховых выплат. Предполагается, что страхователь будет получать не деньги, а непосредственно ремонт автомобиля. А выбирать форму компенсации будет страховщик. При этом натуральное возмещение не предполагает доплат за износ.

– В настоящее время нормативноправовая база также предусматривает возможность урегулирования убытка в натуральной форме в ОСАГО. В самом договоре такие условия не прописываются, но в ходе урегулирования убытка страховщик может предложить страхователю ремонт вместо денег. Здесь все зависит от возможностей, которые имеет страховая компания. Например, в Москве у некоторых страховщиков доля урегулирований в натуральной форме сегодня достигает 20-25%, – комментирует исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

По высочайшему велению

Поводом к изменению механизма компенсации послужил разговор с Владимиром Путиным во время ежегодной «Прямой линии», состоявшейся 14 апреля 2016 года. С предложением разработать схему перехода исключительно на натуральные выплаты к президенту обратился Максим Ханжин, руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей. Путин поддержал инициативу и поручил правительству совместно с Центробанком к 1 октября разработать соответствующие поправки. По оценке Минфина, принятие этого законопроекта приведет к тому, что более 90% страховых случаев по ОСАГО будут оплачиваться ремонтом.

С октября Россия перешла на полисы ОСАГО нового формата, прежние зеленые бланки уже не продаются

– Сегодня мы видим, что денежная форма выплаты часто приводит к конфликтам. Многие граждане считают, что полученных в результате обращения в страховую компанию средств им недостаточно. Ко всему прочему здесь принимают участие различные посредники, – объясняет заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. – Часть клиентов пытается получить именно денежную выплату, чтобы где-то подешевле отремонтировать свое транспортное средство или отремонтировать его менее качественно, сэкономить деньги и использовать остаток в личных целях. Все это дает почву для мошенничества. У тебя повреждено транспортное средство? Значит его нужно отремонтировать. А если тебе просто нужны деньги, то извини – это уже не страховая выплата.

После принятия закона более 90% страховых случаев станут «оплачивать» ремонтом

Сервисы придут на рынок ОСАГО

Если проект закона будет одобрен, на рынке ОСАГО появится новый игрок – станции технического обслуживания автомобилей. Именно туда страховые компании будут направлять поврежденную технику. Сразу возникает множество вопросов. Какими отношениями будут связаны страховщик, СТОА и клиент? Как страхователей защитят от некачественного ремонта? Обеспечат ли гарантию на проведенные работы? Будут ли подконтрольные страховщикам техстанции территориально доступными? И не придется ли автовладельцам из-за очередей месяцами ждать отремонтированные машины?

По словам Сергея Ефремова, разработанный документ предусматривает это всё. По идее, в заключаемом между СК и СТОА договоре должна быть прописана ответственность сервиса за качество восстановительных работ, схема оплаты оказанных услуг и порядок устранения последствий плохого ремонта. Установка минимальных стандартов и максимальных сроков – задача ЦБ. Кстати, к обязательным требованиям отнесли и сохранение гарантийных обязательств предприятия-изготовителя. Например, если автомобиль новый.

И все же, как быть в случае, если восстановительные работы не удовлетворят автовладельца? Какие санкции ждут нарушившие предписания СТОА? Здесь все достаточно просто. Согласно действующему законодательству, сотрудники техстанции, выполнившей некачественные работы, обязаны безвозмездно их устранить.

А вот ответственность за срыв срока передачи отремонтированного автомобиля, а также за нарушение других обязательств по восстановительному ремонту несет страховщик, выдавший направление. При этом в случае появления большого количества жалоб автовладельцев, Банк России лишит страховщика права на натуральное возмещение. Сами страховые компании, естественно, не будут заинтересованы в сотрудничестве с партнерами, которые раз за разом производят некачественный ремонт. Обычная история – страховая компания контролирует работу СТОА, а Центробанк следит за деятельностью СК. Опасения страховщика за собственную «шкуру» должны снизить возможные риски для автовладельцев.

Страховые компании хорошо устроились: сами оценивают ущерб, независимых экспертов больше не слушают, теперь еще и сами хотят ремонтом заниматься

Европротокол мешает

При этом далеко не всегда натуральное возмещение применимо на практике. Есть ситуации, когда машину невозможно восстановить. Или стоимость ремонта превышает лимит страховой выплаты по ОСАГО. Если ДТП было оформлено по Европротоколу, а реальная стоимость ущерба оказалась выше максимальной суммы возмещения, страховщики также откупятся деньгами.

Например, если в результате аварии автомобиль получил повреждения на сумму 120 тыс. руб., то страховая компания выплатит денежную сумму в пределах 50 тыс. руб. Такой сегодня порог компенсации по Европротоколу. Само собой, деньги заплатят и в том случае, если в результате аварии вред был причинен не транспортному средству, а другому имуществу потерпевшего.

Технология натурального возмещения ущерба по КАСКО работает уже не первое десятилетие. За это время страховщики успели приобрести необходимый опыт взаимодействия с партнерами и автовладельцами. Однако вряд ли новый закон сможет улучшить ситуацию в сфере ОСАГО. Да, страхователям не придется самостоятельно искать сервисы, покупать запчасти, договариваться о стоимости ремонта или добиваться увеличения суммы выплат в суде. Однако расходы на ремонт будут все так же определяться в соответствии с единой методикой расчета ущерба, утвержденной Центробанком. А это значит, что денег на качественное восстановление ТС не всегда будет хватать. Если только страхователя не станут просить доплачивать. Новый закон позволит, конечно, снизить риски страховых компаний. Но станет ли от этого лучше нам?

Текст: Ульяна Смирнова

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС, Донат Сорокин/ТАСС

Реклама

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Напряжение растет Напряжение растет

Последние два десятка лет автомобили эволюционируют с невероятной скоростью

АвтоМир
Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей

Социальное поведение ложныех вампиров оказалось неожиданно сложным

N+1
Трудности электропривода Трудности электропривода

Почему китайцы теснят европейский автопром

Деньги
Жизнь без гаджетов Жизнь без гаджетов

Как прекратить сидеть в телефоне: 9 шагов к цифровой свободе

Лиза
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой

Киногерои, чье бездействие стало зеркалом тревог и надежд целых поколений

Правила жизни
Одежда и надежды Одежда и надежды

Красивые книги о моде

Weekend
Список уловок телефонных мошенников: разбираем самые частые способы обмана Список уловок телефонных мошенников: разбираем самые частые способы обмана

Список из самых распространенных атак телефонных мошенников

Maxim
История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета

Почему телефонные будки Лондона окрашены именно в яркий красный цвет?

ТехИнсайдер
Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
Стресс на работе: как распознать и что делать Стресс на работе: как распознать и что делать

Основные факторы возникновения стресса на работе и его влияние на организм

Inc.
Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников

Переквалификация превращается в главный инструмент устойчивости компаний

Forbes
Почему свистит ремень генератора и как его проверить Почему свистит ремень генератора и как его проверить

Свистит ремень генератора: что делать и как проверить

РБК
ФНБ лег на депозит ФНБ лег на депозит

Чем обусловлен в последние годы рост средств ФНБ на депозитах?

Ведомости
Как развить интуицию Как развить интуицию

Хочешь научиться доверять внутреннему голосу?

Лиза
Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают

Как пишется расписка при ДТП и когда этого делать не стоит

РБК
Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели

Путь первой американской супермодели Одри Мэнсон к славе

ТехИнсайдер
«Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой «Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой

Несколько важных причин подавать сигналы рукой, когда едешь на велосипеде

ТехИнсайдер
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Краш-тест на кибербезопасность Краш-тест на кибербезопасность

Российский бизнес не прошел краш-тест на кибербезопасность

Ведомости
Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал» Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал»

Владимир Потанин о жизни, главных качествах бизнесмена и жадности

Men Today
Вопрос психологу: почему после ярких событий мы чувствуем пустоту и как выбраться из «серотониновой ямы» Вопрос психологу: почему после ярких событий мы чувствуем пустоту и как выбраться из «серотониновой ямы»

Почему после праздника становится грустно и как вернуться в ресурс?

Правила жизни
Меняет характер, провоцирует кошмары и увеличивает риск смерти: раскрыты главные побочные эффекты одиночества Меняет характер, провоцирует кошмары и увеличивает риск смерти: раскрыты главные побочные эффекты одиночества

Одиночество — глобальная проблема, и это не просто слова

ТехИнсайдер
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
«Это место восстановления психики» «Это место восстановления психики»

Исполнительный директор Еврейского музея об инклюзии и арт-терапии

Weekend
Ученые выяснили, почему сложно простить себя за ошибки и как это сделать Ученые выяснили, почему сложно простить себя за ошибки и как это сделать

Почему одни застревают в самоосуждении, а другие находят способ простить себя?

ТехИнсайдер
Точное определение Точное определение

От идеи журналиста до легенды футбола: история Суперкубка УЕФА

Ведомости
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
Отложенное сжижение Отложенное сжижение

Почему откладывается запуск СПГ-завода «Новатэка» в Мурманске

Ведомости
Торговые войны на металлическом фундаменте Торговые войны на металлическом фундаменте

Мировой рынок металлов переживает историческую трансформацию

Ведомости
Открыть в приложении