Кому разрешено седлать скутер и буксировать прицеп? Разбираемся в категориях и подкатегориях транспортных средств

АвтоМирАвто

Автоправо

Дорожная азбука

Кому разрешено седлать скутер и буксировать прицеп? Разбираемся в категориях и подкатегориях транспортных средств

Разница в конструкции, размерах и способе управления требует систематизации всех транспортных средств, колесящих по дорогам. Именно по этой причине в каждой стране есть система категорирования. Не является исключением и Россия, где весь транспорт подразделяется на 16 категорий и подкатегорий, в целом унифицированных с Конвенцией о дорожном движении 1968 года. Материя эта в целом не очень сложная и подробно расписана в статье 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Однако некоторые неоднозначные нюансы все-таки имеются – о них мы и расскажем.

Наиболее распространенное заблуждение водителей таится в уверенности, что для управления скутером достаточно любых действующих прав. На самом деле это далеко не всегда так. Подвох в том, что скутеры бывают разные, и только самые маленькие из них подпадают под определение «мопед», для управления которым действительно достаточно наличия водительского удостоверения любой категории (подкатегории), включая категорию «М», специально придуманную для мопедов. Обратите внимание, что, согласно Правилам дорожного движения, мопед – это «двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 см3, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт». Часто водители интересуются лишь рабочим объемом двигателя и, получив ответ, что он составляет 49 «кубиков», садятся за руль в полной уверенности, что лежащее в кармане водительское удостоверение снимет все вопросы инспекторов ДПС. Однако не забывайте, что производители современных скутеров даже при таком крохотном объеме заявляют максимальную конструктивную скорость своей продукции заметно выше 50 км/ч. В этом случае двухколесная машинка автоматически переходит в подкатегорию «А1», для управления которой необходима соответствующая отметка в правах или удостоверение категории «А».

16 категорий — транспортных средств существует в нашей стране

Еще одна тонкость связана с допуском к управлению автопоездом. О том, что для буксирования тяжелых прицепов нужна категория «Е», знают все. Известно также, что если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, то открывать категорию «Е» нет необходимости. Это справедливо для всех категорий и подкатегорий, кроме «В», которая разрешает в ряде случаев буксировать прицеп массой от 750 кг и более. Чтобы вы не попались на уловки инспекторов, например, при буксировке тележки, груженной катером или квадроциклом, приведем дословное определение из закона. Итак, водительское удостоверение категории «В» распространяется в том числе на «автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов». Проще говоря, прицеп может весить и более 750 кг, но для того, чтобы не пришлось открывать категорию «Е», он, будучи максимально загруженным, не должен быть тяжелее снаряженного тягача. Еще одно обязательное условие – их суммарная разрешенная масса не должна быть больше 3,5 тонн. Арифметика здесь не сложная, а необходимые для расчетов цифры можно узнать, заглянув в свидетельство о регистрации.

Пожалуй, последнее, на что стоит обратить внимание, это то, что наличие в правах «взрослой» категория автоматически дает право на управление и транспортным средством соответствующей подкатегории. Например, водитель полноценного автобуса категории «D» может беспрепятственно садиться за руль автобуса малой вместимости (до 16 сидячих мест), относящегося к подкатегории «D1», даже несмотря на то, что в водительском удостоверении данная подкатегория может быть и не проставлена. Однако обратное правило не действует!

Категорический отказ

В отличие от некоторых стран, в России не действует принцип поглощения «младших» категорий «старшими». Например, в США водитель, имеющий право на управление коммерческим грузовиком, автоматически получает возможность садиться за руль любого транспортного средства. У нас же для управления транспортным средством каждой категории или подкатегории необходимо получать специальное право. Поэтому, какие бы категории ни были открыты в правах водителя и каким бы огромным ни был его опыт вождения, в случае отсутствия у него права управления транспортным средством той конкретной категории, за рулем которого его застали, он будет приравнен слугами закона к тому, кто никогда не имел никаких прав. Таких «профессионалов» обычно наказывают штрафом от 5 до 15 тысяч рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ. Не забывайте также, что судебное решение о лишении права управления распространяется на все категории и подкатегории. Более того, лишение права управления, например, автомобилем означает запрет садиться за руль трактора или самоходной машины, даже если на это у водителя есть специальный документ – удостоверение тракториста-машиниста.

Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ/fotodom.ru, AB Volvo


Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как рождается алфавит, или на каком языке мог говорить Иисус Как рождается алфавит, или на каком языке мог говорить Иисус

История нашей письменности началась за тысячелетия до рождения Кирилла и Мефодия

Популярная механика
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Машина для февраля Машина для февраля

Почем автомобили для российской зимы

Деньги
Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
Дух большой воды Дух большой воды

Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес?

Вокруг света
Молот Трампа бьет неумолимо, но сил в руке мало Молот Трампа бьет неумолимо, но сил в руке мало

Экономические аспекты введения торговых пошлин США

Монокль
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!» Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!»

«Мы поняли, что все режиссеры — ужасные люди»

Коллекция. Караван историй
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Семь причин ломкости ногтей Семь причин ломкости ногтей

Неправильное питание, холод, недостаток гормонов: причины ломкости ногтей

Здоровье
Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами

Гендиректор Flowwow — как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными

Ведомости
6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом 6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом

Разбираемся в причинах «белого разворота» в мире вина

РБК
Тень опричника Тень опричника

Как город Александров несколько раз оказался столицей

Weekend
Открыть в приложении