О том, что машинам «Скорой помощи» надо уступать дорогу, знают все. Но как это делать правильно?

АвтоМирАвто

Право

На скорую руку

О том, что машинам «Скорой помощи» надо уступать дорогу, знают все. Но как это делать правильно?

Январское происшествие с участием автомобиля «Скорой медицинской помощи» в Петропавловске-Камчатском не только всколыхнуло общественность, но и заставило многих задуматься, насколько велика вероятность оказаться в подобной ситуации. А она, между прочим, не так уж мала. Чтобы не стать в один не самый прекрасный момент объектом всеобщего осуждения, надо принимать во внимание ряд нюансов законодательства, регулирующего движение спецтранспорта. Давайте в них разбираться.

Тем, кто не помнит, освежим в памяти дословное требование пункта 3.2 Правил дорожного движения: «при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства». Из этой формулировки следует, как минимум, два вывода. Первое – преимуществом пользуется только спецтранспорт, на котором помимо «мигалки» включена еще и сирена. Ни «моргание» фарами, ни сигнал клаксона бело-красной машины не обязывают простого участника движения срочно освобождать ей путь. Имейте в виду, что в ряде регионов в соответствии с внутренними инструкциями кареты «Скорой помощи» за пределами подстанций всегда должны двигаться с включенным маячком, независимо от срочности поездки и от того, планирует водитель отступать от требований ПДД или нет. Однако обычные водители не всегда понимают, какие цели преследует «Скорая», подъезжающая к перекрестку: поедет она на красный или останется дожидаться включения разрешающего сигнала, либо вообще выедет на встречную полосу для объезда пробки. В любом случае повышенная бдительность не помешает.

Второе важное уточнение касается того, на кого распространяется обязанность уступить дорогу. Согласно ПДД это требование означает, что «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Таким образом, это требование относится к «активному» водителю, то есть тому, кто либо уже едет, либо только собирается начать движение. Иными словами, если неподвижный (припаркованный, неисправный) автомобиль оказался на пути спецтранспорта, это не обязывает его владельца срочно бросаться устранять помеху и, следовательно, не влечет ответственность за непредоставление приоритета. Но если вы припарковались так, что сделали невозможным проезд не только «Скорой», но и любого другого автомобиля, надо быть готовым к тому, что спросят с вас не только за нарушение правил парковки.

Исчезать не нужно

Как же выполнять обязанность «уступить дорогу»? Эта формулировка отнюдь не означает, что водитель должен срочно исчезнуть. В отличие от спецтранспорта, у него нет никаких оснований нарушать требования ПДД, поэтому предоставлять приоритет надо по всем правилам: включить поворотник, уступить дорогу тем, кто едет рядом по своей полосе и, следовательно, пользуется преимуществом, убедиться в безопасности своего маневра и спокойно перестроиться. И пусть вас не пугает надрыв сирены или грозный оклик в громкоговоритель. При этом не стоит забывать и про требования дорожных знаков и разметки. Если дорога узкая, то останавливаться на обочине при приближении спецтранспорта со спецсигналами вовсе не обязательно: достаточно сместиться в сторону.

500 рублей – штраф за непредоставление преимущества

Наконец, несколько слов об ответственности за невыполнение требования уступить дорогу спецтранспорту. Мы не рассматриваем исключительные случаи, аналогичные камчатскому, где речь идет о возможной уголовной ответственности, а потому ограничимся лишь требованиями КоАП. Итак, административный кодекс разделяет непредоставление приоритета автомобилю с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами со спецокраской и без таковой. Если в первом случае водителю грозит лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев либо, если повезет, штраф 500 рублей (часть 2 статьи 12.17), то во втором – если вы не пропустили «членовоз» с мигалкой – только предупреждение или штраф в размере тех же 500 рублей (часть 1 этой же статьи КоАП РФ).

Закон об увеличении штрафа до 30 000 рублей уже подготовлен. Дума его рассмотрит, но вряд ли примет в нынешнем виде

Штраф хотят увеличить в 60 раз

На рассмотрение Думы внесен законопроект, который подразумевает 60-кратное увеличение штрафа за непредоставление преимущества «Скорой помощи». Документ был оперативно подготовлен депутатами после событий в Петропавловске-Камчатском. Напомним, 10 января в этом городе произошел дорожный конфликт между водителем «Скорой помощи» и автомобилисткой, которая якобы не предоставила карете преимущество. Медики говорят, что опоздали к пациенту именно по этой причине. Больной скончался, так и не дождавшись приезда врачей. Однако на ситуацию есть и другая точка зрения: эксперты сообщества автомобилистов «Синие ведерки», проанализировав видеозапись конфликта, стали говорить о том, что медики препирались с автомобилисткой, находясь у подъезда больного и ничто им не мешало дойти до него.

А как у них?

В Интернете «гуляет» множество роликов о том, как принято уступать дорогу спецтранспорту в европейских странах. В отличие от России, там машины со спецсигналами движутся не в крайней левой полосе, сгоняя всех правее, а между крайними слева рядами. Смысл такого алгоритма продемонстрирован наглядно: автомобили в крайней левой полосе смещаются чуть левее, а в соседней – чуть правее, в результате чего для спецтранспорта остается достаточно свободного места. При этом значительно сокращается время на освобождение пути, поскольку водителям нет необходимости полностью перестраиваться в соседнюю полосу, где их, понятное дело, не очень-то ждут. Примечательно, что работает такой порядок даже в пробках. Призывы закрепить аналогичный алгоритм нормативно звучат и у нас. Однако такой необходимости нет, ведь ни Правила дорожного движения, ни иные нормативные документы не запрещают водителям спецтранспорта двигаться именно так, как это делают их зарубежные коллеги. Выбор наиболее оптимального маршрута всегда возлагается на водителя с учетом конкретной дорожно-транспортной ситуации и конфигурации дорожной инфраструктуры. Но вот почему они до сих пор не взяли такой прием на вооружение, остается загадкой.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Фотобанк «Лори», Youtube.com, ADAC

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Skoda Fabia: в поисках мотора Skoda Fabia: в поисках мотора

Ни один хэтчбек В-класса не снискал у нас такой популярности, как Fabia

АвтоМир
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Последний шаг Последний шаг

Новый Haval H7 – кроссовер с расширенными внедорожными возможностями

ТехИнсайдер
Как написать в Ватсап без добавления контакта Как написать в Ватсап без добавления контакта

Разберем, написать в Ватсап без добавления номера в телефонную книгу

CHIP
Почитать. Топ-10 Почитать. Топ-10

Книги об армии Римской империи в начале новой эры и кухне Древнего мира

Дилетант
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать

Как работает отложенный налог на прибыль

Inc.
Матери шимпанзе научили потомков общению Матери шимпанзе научили потомков общению

Этологи обнаружили, что коммуникация шимпанзе формируется под влиянием матери

N+1
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
Не боги горшки обжигают: за что мы благодарны Михаилу Горшеневу из «Короля и Шута» Не боги горшки обжигают: за что мы благодарны Михаилу Горшеневу из «Короля и Шута»

Семь вещей, за которые стоит поблагодарить Михаила Горшенева

Правила жизни
Детектор дипфейков Детектор дипфейков

В России появится сервис для маркировки ИИ-контента и его выявления

Ведомости
«Делать то, что умеешь». Андрей Золотарев — о простых радостях жизни, режиссерских планах и меме с Траволтой «Делать то, что умеешь». Андрей Золотарев — о простых радостях жизни, режиссерских планах и меме с Траволтой

Сценарист Андрей Золотарев — о полном метре и просроченных дедлайнах

Правила жизни
Быстрые и буйные Быстрые и буйные

Как фристайл-мотокросс появился в России?

Men Today
«Так ты „Опель“ или нет?» Три загадки самого первого автомобиля «Москвич» «Так ты „Опель“ или нет?» Три загадки самого первого автомобиля «Москвич»

История знаменитой модели «Москвич-400» полна парадоксов и вопросов

ТехИнсайдер
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены

Какие механизмы ведут к сдвигам в поведении и убеждениях людей?

Forbes
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно

Ошибки, которые ухудшают качество звука и срок службы наушников

ТехИнсайдер
«Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье «Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье

Отрывок из книги «Когда-нибудь, возможно» — как говорить о потере близкого

Forbes
Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами

Как сервисы электронной почты будут удерживать пользователей?

Forbes
Выдр уличили в охоте на пингвинов Выдр уличили в охоте на пингвинов

Ученые зафиксировали нападения выдр на пингвинов в ЮАР

N+1
Почему блокируют счет ИП: 10 реальных причин и как их избежать Почему блокируют счет ИП: 10 реальных причин и как их избежать

Разберем на примерах основные причины блокировки средств на счете ИП

Inc.
Пора в дорогу, старина: 7 книг, которые помогут настроиться на путешествие Пора в дорогу, старина: 7 книг, которые помогут настроиться на путешествие

Подборка книг о разных городах, заповедных местах и самой сути туризма

Правила жизни
«Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин «Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин

Почему российские удобрения выглядят пока неуязвимыми для санкций

Forbes
Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели

Тренды и стартапы в HotelTech-индустрии, которое меняет пользовательский опыт

Inc.
Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров

Reels и TikTok могут продать отель не по цене, а по ощущению

Inc.
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
Открыть в приложении