Что сдерживает перевод российской сельхозтехники на газомоторное топливо

АгроинвесторБизнес

Подать газу

Каков потенциал перевода российской сельхозтехники на газомоторное топливо

Елена Максимова

Цены на ГСМ для сельхозпроизводителей растут ежегодно. В 2023-м работу им дополнительно усложнил дефицит дизеля, который отмечался в ряде регионов страны как раз в период уборочной кампании в августе-сентябре. По оценке Минсельхоза, совокупные расходы аграриев на данный вид топлива превышают 240 млрд руб. в год. Использование вместо него природного газа позволило бы сократить затраты примерно на 20 %. Машиностроители тренд уловили и уже разрабатывают модели такой техники. А вот сами хозяйства с переходом на газ спешить не хотят. Главный стоп-фактор — отсутствие инфраструктуры: не только топливных заправок, но и сети газопроводов, хранилищ, специализированных цистерн и компрессорных станций.

2023 году, по данным Минсельхоза, на предприятиях агропромышленного комплекса эксплуатировалось более 15 тыс. ед. автомобилей, работающих на газомоторном топливе. Из них 3,8 тыс. ед. используют компримированный (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ), и за последнее время количество такой техники увеличилось более чем на 1,2 тыс. ед. Кроме того, в сельхозорганизациях эксплуатируется порядка 2 тыс. зерносушильных комплексов, также применяющих в качестве топлива природный газ (метан). Дополнительная потребность в таком оборудовании оценивается более чем в 500 ед., сообщила «Агроинвестору» пресс-служба министерства.

О том, что нужно повышать долю сельхозтехники, работающей на газомоторном топливе, агроведомство активно заговорило в прошлом году. Так, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев отмечал, что газ имеет высокий потенциал в различных направлениях за счет своей экологичности и экономичности. Согласно оценке Минсельхоза, стоимость часа работы на тракторе МТЗ-82 при использовании дизельного топлива на начало 2023-го составляла 316 руб., а при использовании газодизеля — 237 руб. Еще ниже она становится, если применять СПГ или КПГ, — 172 руб. за час и 151 руб. соответственно. Таким образом, экономия на топливе при работе на сжиженном и компримированном газе по сравнению с дизтопливом оценивалась в 1,7 тыс. руб. и 1,9 тыс. руб. за одну смену, а для газодизеля — 953 руб.

По мнению аналитиков Россельхозбанка, рынок газомоторного топлива может стать одним из самых быстрорастущих, в том числе в рамках реализации ресурсосберегающих проектов в агропроме: потребление природного газа в качестве моторного топлива за пять лет может достигнуть 300–400 млн м3 в год, а количество работающей на нем техники — вырасти до 50– 70 тыс. ед.

Пока же, согласно информации «Газпром газомоторное топливо», в АПК на природном газе работают 1,3 % грузовых машин, 1,5 % легковых автомобилей и 2,3 % автобусов. При этом потенциал потребления метана как топлива в сегменте магистральной техники составляет 630 млн м3 в год, а в сегменте самоходной — почти 1 млрд м3, утверждает представитель пресс-службы компании. По ее данным, самыми крупными потребителями природного газа как моторного топлива в АПК сейчас являются агрохолдинг «Мираторг» и транспортная компания ITECO. В частности, в автопарке последней на метане работают 50 % машин, что позволяет ежегодно экономить на топливе порядка 1 млн руб. с единицы техники.

Пока на испытаниях

Рынок заговорил об идее перевода сельхозтехники на газ по нескольким причинам, комментирует партнер по развитию бизнеса консалтинговой компании «НЭО» Альбина Корягина. «Во-первых, перед газовой промышленностью стоит задача поиска новых рынков сбыта после закрытия европейского, — говорит она. — Во-вторых, это действительно давно назревший вопрос: газа у нас много, и он традиционно дешевле бензина и дизеля». По информации эксперта, до 7 % сельхозтехники — в первую очередь это тракторы, магистральные тягачи, грузовые машины, самосвалы, автомобили с цистернами — можно перевести на данный вид топлива. Рыночный потенциал его использования к 2030 году составит 378 тыс. т, добавляет она.

Производством автомобилей на газомоторном топливе в России уже давно занимается «КамАЗ», знает Корягина. Компания начала работы по созданию газового двигателя для своего модельного ряда еще в нулевых и на данный момент выпускает подобную технику серийно. «Недавно подключились и другие игроки, — рассказывает эксперт. — Например, “Ростсельмаш” представил свой газомоторный трактор, который может быть оснащен криогенной топливной системой, использующей, в частности, сжиженный или компримированный газ. Минский тракторный завод выводит на рынок тракторы “Беларус”, оснащенные газовыми двигателями мощностью 240 л. с. Серийное производство газовых двигателей РГК 820 для сельхозтехники разворачивает в Московской области “РариТЭК Холдинг”».

Подмосковное предприятие уже имеет соглашение с «Ростсельмашем» о создании новой версии СПГ-двигателя для тракторов. Первым опытом сотрудничества данных участников рынка стал трактор «Ростсельмаш 2375» (шестого тягового класса). На агромашину установили мотор RGK 820.636-380 максимальной мощностью 380 л. с., рассказывает управляющий товарной группой компании «Ростсельмаш» Олег Стецюк. Общая вместимость топливных баков трактора составляет 1,1 тыс. л сжиженного и 200 л компримированного природного газа, эксплуатационная — 990 л и 200 л соответственно. Заявленного объема хватает на 10 моточасов непрерывной работы машины в поле, утверждает он. А так как производство техники на газомоторном топливе имеет высокий экологический и экономический потенциал в сфере АПК, «Ростсельмаш» принял решение продолжить работы по созданию техники на СПГ, теперь уже и зерноуборочной, делится руководитель.

Рынку компания предложит машины на газе не раньше 2025 года — проект должен пройти испытания, сертификацию, валидацию, акцентирует внимание Стецюк. Весь цикл таких исследований технологического процесса газомоторной самоходной техники назначен на 2024 год — это полевые, тяговые, температурные проверки, тесты на соответствие безопасности, контроль массы и габаритов, сообщает он.

Предварительные же испытания трактора «Ростсельмаш 2375 СПГ» были проведены в холдинге «Агросила» в Татарстане еще в прошлом году. Трактор был задействован на двух полевых операциях: дискование с 4-рядной дисковой бороной шириной захвата 8,2 м и чизелевание на глубину 25 см с 5-метровым культиватором. Работы проходили на одном поле с дизельными аналогами российского и зарубежного производства, в идентичных условиях. Используемая борона была рассчитана на мощность трактора до 450 л. с. Газомоторная машина показала производительность на 12 % больше, чем эталонный образец на дизельном топливе, утверждает Стецюк. «На чизелевании в качестве эталона выступал трактор той же мощности, но на гусеничном ходу, важно было убедиться, что техника не потеряет в мощности при ее переводе с дизельного мотора на газовый, — рассказывает он. — Результатом стали 360 л. с. номинальной мощности и 380 л. с. — максимальной. Контрольные замеры показали, что трактор справляется с почвообрабатывающими орудиями».

При испытании трактора «Ростсельмаша» расход метана составил 6,8 л/га, при этом дизельного топлива для аналогичного трактора требуется 11 л/га, делится представитель «Агросилы». Технические неисправности и какие-либо проблемы по эксплуатации в период испытаний выявлены не были, информирует он, однако дополняет, что для принятия решения о внедрении в работу техники на газомоторном топливе требуется провести более продолжительные тесты, чтобы оценить фактические затраты на техническое обслуживание и ремонт.

В ноябре прошлого года в Набережных Челнах на производственной площадке «РариТЭК-Газомоторные топливные системы» (входит в структуру «РариТЭК Холдинга») состоялась церемония торжественного запуска новой линии производства криогенных баков, предназначенных для компактного хранения большого объема природного газа. В ходе мероприятия были достигнуты договоренности между заводом «Агромаш» и компанией «РариТЭК» о дальнейшем сотрудничестве в рамках реализации специального инвестиционного контракта, предусматривающего локализацию в Чувашии производства тракторов малой и средней мощности, которые будут оснащаться газомоторной топливной системой. Сам «Агромаш» еще в ноябре 2023 года сообщал, что уже в 2024-м запустит в производство новый гусеничный трактор «Агромаш 120ТГ» третьего тягового класса, двигатель которого также будет работать на газе.

Тестирование трактора с отечественным газовым двигателем (МТЗ-1221) в конце прошлого года начала и подведомственная Минсельхозу Поволжская машинно-испытательная станция. Испытания позволят и сельхозпроизводителям, и машиностроителям получить объективную информацию о возможностях данной машины в реальном производстве, пояснял представитель ведомства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ловушка для лентяев. Почему простые рецепты в инвестициях не работают Ловушка для лентяев. Почему простые рецепты в инвестициях не работают

Чтобы упростить жизнь инвесторов, компании придумали десятки «ленивых портфелей»

Forbes
«Системное угнетение мужчин»: инцел рассказал, в чем еще «виноваты» женщины «Системное угнетение мужчин»: инцел рассказал, в чем еще «виноваты» женщины

Делимся главными моментами из непростого разговора о сексе и женщинах

Psychologies
Инструмент для землемеров и топографов Павла Бибикова Инструмент для землемеров и топографов Павла Бибикова

Как Павел Бибиков облегчил жизнь землемерам и топографам

Наука и жизнь
Больше энергии Больше энергии

14 советов, как разбудить организм, если все время хочется спать

Лиза
Худеем вместе Худеем вместе

Сидеть на диете в одиночестве мужчинам скучно. Другое дело — худеть с женой

Лиза
Кто мы и куда идем: фильмы о кризисе идентичности Кто мы и куда идем: фильмы о кризисе идентичности

Девять фильмов, помогающих выйти на тот самый «свой» путь

Правила жизни
«Едем по эскалатору вниз»: как живут родственники людей с инвалидностью «Едем по эскалатору вниз»: как живут родственники людей с инвалидностью

Глаза из сборника «Красные блокноты Кристины» — о хрупкости и уязвимости

Forbes
10 лучших лайфхаков для мойки автомобиля подручными средствами 10 лучших лайфхаков для мойки автомобиля подручными средствами

Чтобы привести машину в порядок, вовсе не обязательно ехать на мойку

Maxim
6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону 6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону

Как терять вес, получая удовольствие от процесса?

VOICE
Кому точно нельзя делать тату и перманентный макияж: твоя главная памятка перед процедурой Кому точно нельзя делать тату и перманентный макияж: твоя главная памятка перед процедурой

Как не допустить, чтобы бьюти-процедура обернулась для тебя серьезными рисками.

VOICE
Помог случай Помог случай

Иногда в, казалось бы, безвыходных ситуациях может спасти случайный человек

Лиза
Радость, усни Радость, усни

«Герой наших снов»: анекдот о славе и цифровом капитализме с Николасом Кейджем

Weekend
Ретроградный Меркурий в 2024 году Ретроградный Меркурий в 2024 году

Так ли виноват ретроградный Меркурий и какие сюрпризы от него ждать в этом году?

Лиза
«Мы пытаемся найти героя поколения» «Мы пытаемся найти героя поколения»

Сергей Жуков — из тех людей, кого так просто и не представишь

OK!
Правда ли, что белок влияет на газообразование Правда ли, что белок влияет на газообразование

Протеин не является основным виновником вздутия и газообразования

ТехИнсайдер
Самшитовые склоны Самшитовые склоны

Дом мечты с отделкой в рустикальном стиле и потрясающим видом на горы

Идеи Вашего Дома
2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются 2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются

Зачем нарциссы возвращаются к своим бывшим снова и снова?

Psychologies
Сам себе профайлер Сам себе профайлер

Об основных психотипах и о том, как научиться их распознавать

Grazia
Мастер-класс Мастер-класс

Штрихи к портрету «Джо»

Автопилот
Точка баланса Точка баланса

Интерьер как фон для произведений искусства

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Несчастливые дни Несчастливые дни

«Гении»: попытка байопика Сэмюэла Беккета

Weekend
Что не так с «Большими девочками»? 4 главные проблемы популярного шоу о похудении Что не так с «Большими девочками»? 4 главные проблемы популярного шоу о похудении

Почему шоу «Большие девочки» транслирует неправильные идеи

Psychologies
Трагедия, о которой никто не знал: Северо-Курильское цунами 1952 года Трагедия, о которой никто не знал: Северо-Курильское цунами 1952 года

Что произошло 5 ноября 1952 года на Курилах?

ТехИнсайдер
Что такое «парижский синдром» и чем он опасен Что такое «парижский синдром» и чем он опасен

Японцы, Париж, неоправданные ожидания… В чем связь? В «парижском синдроме»

Psychologies
Паук, который захотел стать муравьем: редкая находка в ископаемой смоле Паук, который захотел стать муравьем: редкая находка в ископаемой смоле

Этот ископаемый паук замечателен тем, что имитирует внешний вид муравья

ТехИнсайдер
Михаил Шемякин: «Евтушенко сказал: «Вся Москва только и говорит о твоей великолепной карете, на которой ты разъезжаешь по Парижу!» Михаил Шемякин: «Евтушенко сказал: «Вся Москва только и говорит о твоей великолепной карете, на которой ты разъезжаешь по Парижу!»

Мне было запрещено взять с собой даже маленький чемодан

Коллекция. Караван историй
Личный стилист: как стать лучшей версией себя Личный стилист: как стать лучшей версией себя

Популярность профессии персонального стилиста в последнее время очень возросла

Здоровье
Язык: сделай сам. Искусственные языки в истории человечества Язык: сделай сам. Искусственные языки в истории человечества

Зачем люди придумывают искусственные языки? Мало им естественных?

Знание – сила
Петербург будущего Петербург будущего

Как применить ИИ во славу Петербурга будущего?

Собака.ru
7 романов, основанных на мифах и легендах 7 романов, основанных на мифах и легендах

Книги, в которых мифы и легенды разных народов откроются для вас с новой стороны

Maxim
Открыть в приложении