Что сдерживает перевод российской сельхозтехники на газомоторное топливо

АгроинвесторБизнес

Подать газу

Каков потенциал перевода российской сельхозтехники на газомоторное топливо

Елена Максимова

Цены на ГСМ для сельхозпроизводителей растут ежегодно. В 2023-м работу им дополнительно усложнил дефицит дизеля, который отмечался в ряде регионов страны как раз в период уборочной кампании в августе-сентябре. По оценке Минсельхоза, совокупные расходы аграриев на данный вид топлива превышают 240 млрд руб. в год. Использование вместо него природного газа позволило бы сократить затраты примерно на 20 %. Машиностроители тренд уловили и уже разрабатывают модели такой техники. А вот сами хозяйства с переходом на газ спешить не хотят. Главный стоп-фактор — отсутствие инфраструктуры: не только топливных заправок, но и сети газопроводов, хранилищ, специализированных цистерн и компрессорных станций.

2023 году, по данным Минсельхоза, на предприятиях агропромышленного комплекса эксплуатировалось более 15 тыс. ед. автомобилей, работающих на газомоторном топливе. Из них 3,8 тыс. ед. используют компримированный (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ), и за последнее время количество такой техники увеличилось более чем на 1,2 тыс. ед. Кроме того, в сельхозорганизациях эксплуатируется порядка 2 тыс. зерносушильных комплексов, также применяющих в качестве топлива природный газ (метан). Дополнительная потребность в таком оборудовании оценивается более чем в 500 ед., сообщила «Агроинвестору» пресс-служба министерства.

О том, что нужно повышать долю сельхозтехники, работающей на газомоторном топливе, агроведомство активно заговорило в прошлом году. Так, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев отмечал, что газ имеет высокий потенциал в различных направлениях за счет своей экологичности и экономичности. Согласно оценке Минсельхоза, стоимость часа работы на тракторе МТЗ-82 при использовании дизельного топлива на начало 2023-го составляла 316 руб., а при использовании газодизеля — 237 руб. Еще ниже она становится, если применять СПГ или КПГ, — 172 руб. за час и 151 руб. соответственно. Таким образом, экономия на топливе при работе на сжиженном и компримированном газе по сравнению с дизтопливом оценивалась в 1,7 тыс. руб. и 1,9 тыс. руб. за одну смену, а для газодизеля — 953 руб.

По мнению аналитиков Россельхозбанка, рынок газомоторного топлива может стать одним из самых быстрорастущих, в том числе в рамках реализации ресурсосберегающих проектов в агропроме: потребление природного газа в качестве моторного топлива за пять лет может достигнуть 300–400 млн м3 в год, а количество работающей на нем техники — вырасти до 50– 70 тыс. ед.

Пока же, согласно информации «Газпром газомоторное топливо», в АПК на природном газе работают 1,3 % грузовых машин, 1,5 % легковых автомобилей и 2,3 % автобусов. При этом потенциал потребления метана как топлива в сегменте магистральной техники составляет 630 млн м3 в год, а в сегменте самоходной — почти 1 млрд м3, утверждает представитель пресс-службы компании. По ее данным, самыми крупными потребителями природного газа как моторного топлива в АПК сейчас являются агрохолдинг «Мираторг» и транспортная компания ITECO. В частности, в автопарке последней на метане работают 50 % машин, что позволяет ежегодно экономить на топливе порядка 1 млн руб. с единицы техники.

Пока на испытаниях

Рынок заговорил об идее перевода сельхозтехники на газ по нескольким причинам, комментирует партнер по развитию бизнеса консалтинговой компании «НЭО» Альбина Корягина. «Во-первых, перед газовой промышленностью стоит задача поиска новых рынков сбыта после закрытия европейского, — говорит она. — Во-вторых, это действительно давно назревший вопрос: газа у нас много, и он традиционно дешевле бензина и дизеля». По информации эксперта, до 7 % сельхозтехники — в первую очередь это тракторы, магистральные тягачи, грузовые машины, самосвалы, автомобили с цистернами — можно перевести на данный вид топлива. Рыночный потенциал его использования к 2030 году составит 378 тыс. т, добавляет она.

Производством автомобилей на газомоторном топливе в России уже давно занимается «КамАЗ», знает Корягина. Компания начала работы по созданию газового двигателя для своего модельного ряда еще в нулевых и на данный момент выпускает подобную технику серийно. «Недавно подключились и другие игроки, — рассказывает эксперт. — Например, “Ростсельмаш” представил свой газомоторный трактор, который может быть оснащен криогенной топливной системой, использующей, в частности, сжиженный или компримированный газ. Минский тракторный завод выводит на рынок тракторы “Беларус”, оснащенные газовыми двигателями мощностью 240 л. с. Серийное производство газовых двигателей РГК 820 для сельхозтехники разворачивает в Московской области “РариТЭК Холдинг”».

Подмосковное предприятие уже имеет соглашение с «Ростсельмашем» о создании новой версии СПГ-двигателя для тракторов. Первым опытом сотрудничества данных участников рынка стал трактор «Ростсельмаш 2375» (шестого тягового класса). На агромашину установили мотор RGK 820.636-380 максимальной мощностью 380 л. с., рассказывает управляющий товарной группой компании «Ростсельмаш» Олег Стецюк. Общая вместимость топливных баков трактора составляет 1,1 тыс. л сжиженного и 200 л компримированного природного газа, эксплуатационная — 990 л и 200 л соответственно. Заявленного объема хватает на 10 моточасов непрерывной работы машины в поле, утверждает он. А так как производство техники на газомоторном топливе имеет высокий экологический и экономический потенциал в сфере АПК, «Ростсельмаш» принял решение продолжить работы по созданию техники на СПГ, теперь уже и зерноуборочной, делится руководитель.

Рынку компания предложит машины на газе не раньше 2025 года — проект должен пройти испытания, сертификацию, валидацию, акцентирует внимание Стецюк. Весь цикл таких исследований технологического процесса газомоторной самоходной техники назначен на 2024 год — это полевые, тяговые, температурные проверки, тесты на соответствие безопасности, контроль массы и габаритов, сообщает он.

Предварительные же испытания трактора «Ростсельмаш 2375 СПГ» были проведены в холдинге «Агросила» в Татарстане еще в прошлом году. Трактор был задействован на двух полевых операциях: дискование с 4-рядной дисковой бороной шириной захвата 8,2 м и чизелевание на глубину 25 см с 5-метровым культиватором. Работы проходили на одном поле с дизельными аналогами российского и зарубежного производства, в идентичных условиях. Используемая борона была рассчитана на мощность трактора до 450 л. с. Газомоторная машина показала производительность на 12 % больше, чем эталонный образец на дизельном топливе, утверждает Стецюк. «На чизелевании в качестве эталона выступал трактор той же мощности, но на гусеничном ходу, важно было убедиться, что техника не потеряет в мощности при ее переводе с дизельного мотора на газовый, — рассказывает он. — Результатом стали 360 л. с. номинальной мощности и 380 л. с. — максимальной. Контрольные замеры показали, что трактор справляется с почвообрабатывающими орудиями».

При испытании трактора «Ростсельмаша» расход метана составил 6,8 л/га, при этом дизельного топлива для аналогичного трактора требуется 11 л/га, делится представитель «Агросилы». Технические неисправности и какие-либо проблемы по эксплуатации в период испытаний выявлены не были, информирует он, однако дополняет, что для принятия решения о внедрении в работу техники на газомоторном топливе требуется провести более продолжительные тесты, чтобы оценить фактические затраты на техническое обслуживание и ремонт.

В ноябре прошлого года в Набережных Челнах на производственной площадке «РариТЭК-Газомоторные топливные системы» (входит в структуру «РариТЭК Холдинга») состоялась церемония торжественного запуска новой линии производства криогенных баков, предназначенных для компактного хранения большого объема природного газа. В ходе мероприятия были достигнуты договоренности между заводом «Агромаш» и компанией «РариТЭК» о дальнейшем сотрудничестве в рамках реализации специального инвестиционного контракта, предусматривающего локализацию в Чувашии производства тракторов малой и средней мощности, которые будут оснащаться газомоторной топливной системой. Сам «Агромаш» еще в ноябре 2023 года сообщал, что уже в 2024-м запустит в производство новый гусеничный трактор «Агромаш 120ТГ» третьего тягового класса, двигатель которого также будет работать на газе.

Тестирование трактора с отечественным газовым двигателем (МТЗ-1221) в конце прошлого года начала и подведомственная Минсельхозу Поволжская машинно-испытательная станция. Испытания позволят и сельхозпроизводителям, и машиностроителям получить объективную информацию о возможностях данной машины в реальном производстве, пояснял представитель ведомства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шахзад Ансари: «У подрывных инноваций есть и темная сторона» Шахзад Ансари: «У подрывных инноваций есть и темная сторона»

Беседа с ведущим экспертом по внедрению инноваций Шахзадом Ансари

РБК
Что такое капитальный ремонт двигателя. Как делать обкатку Что такое капитальный ремонт двигателя. Как делать обкатку

Грамотное вмешательство буквально дарит двигателю вторую жизнь

РБК
Древнейшая овчарка: что нужно знать о породе алабай Древнейшая овчарка: что нужно знать о породе алабай

Что требуется алабаю и какие условия содержания подойдут этой породе?

ТехИнсайдер
В мире странствий В мире странствий

Мы поговорили с Ниной о том, как важно ничего не бояться, даже «в Африку гулять»

OK!
Что сказать при расставании: 6 фраз, которые смягчат душевную боль партнера Что сказать при расставании: 6 фраз, которые смягчат душевную боль партнера

Почему так важно правильно расставаться и как сделать это экологично?

Psychologies
Высшая мера наказания: что побуждает людей поддерживать смертную казнь Высшая мера наказания: что побуждает людей поддерживать смертную казнь

Почему одни люди поддерживают смертную казнь, а другие осуждают

Psychologies
От Одри Хепберг до Билли Айлиш: 12 легендарных песен, получивших премию «Оскар» От Одри Хепберг до Билли Айлиш: 12 легендарных песен, получивших премию «Оскар»

Самые легендарные оскароносные треки, которые знают и любят во всем мире

Forbes
ТОП-5 самых известных корейских автобрендов и их первые модели ТОП-5 самых известных корейских автобрендов и их первые модели

На мировом уровне корейский автопром заявил о себе лишь пару десятилетий назад

РБК
Нормальный по Фрейду. Как родители могут помочь детям на пути взросления Нормальный по Фрейду. Как родители могут помочь детям на пути взросления

С какими трудностями сталкивается современный подросток?

СНОБ
Порноместь: 6 причин, почему мужчины делятся интимными фото и видео бывших подруг Порноместь: 6 причин, почему мужчины делятся интимными фото и видео бывших подруг

Что такое порноместь и почему мужчины это делают

Psychologies
Сплошная польза Сплошная польза

Функциональное питание – популярная тема у диетологов. Почему оно стало хитом?

Добрые советы
Красный рынок: как в СССР распродавали частные коллекции и собрание Эрмитажа Красный рынок: как в СССР распродавали частные коллекции и собрание Эрмитажа

Исторический триллер на стыке политики, черного рынка и искусства

Правила жизни
«Джентльмены»: каким получился сериал по мотивам криминальной комедии Гая Ричи «Джентльмены»: каким получился сериал по мотивам криминальной комедии Гая Ричи

Каким вышло шоу о буднях британских наркокартелей, истеблишмента и аристократии?

Forbes
Постоянство становится внутренним днем сурка: как любовь превращается в быт Постоянство становится внутренним днем сурка: как любовь превращается в быт

Роман «Другие ноты» — о предательстве, горе, о недосказанности и молчании

Forbes
Энергия воды: набирают силу малые станции Энергия воды: набирают силу малые станции

Как в действительности развивалась гидроэнергетика последние десять лет?

Наука и жизнь
Самки китайских лягушек подмигнули понравившимся самцам Самки китайских лягушек подмигнули понравившимся самцам

Самки китайских лягушек моргают самцам, с которыми хотят спариться

N+1
«Замужняя невеста»: женитьба двести лет тому назад «Замужняя невеста»: женитьба двести лет тому назад

В Театре Моссовета — премьера спектакля Евгения Марчелли «Замужняя невеста»

Монокль
Создатель усиленной красоты Создатель усиленной красоты

Модельер Клод Монтана сформировал парижскую моду 1980-х — начала 1990-х

Weekend
Жизнь им к лицу Жизнь им к лицу

Как биохакеры пытаются победить переутомление, болезни и смерть

РБК
Московский фаюм Московский фаюм

Судьба египтолога Владимира Голенищева и знаменитых фаюмских портретов

Правила жизни
Не только уксус: чем можно заменить разные моющие средства Не только уксус: чем можно заменить разные моющие средства

Вот чем тебе стоит воспользоваться, если дома закончился пятновыводитель

VOICE
Незаменимы во все времена Незаменимы во все времена

Как трансформировалась профессия водителя такси и какое будущее ждет ее

РБК
Прощай, global Russian: как российским бизнесменам преодолеть кризис идентичности Прощай, global Russian: как российским бизнесменам преодолеть кризис идентичности

Элите российского бизнеса вернуться домой с концами будет очень тяжело

Forbes
Искусство повышает градус Искусство повышает градус

Достижения русской науки в Арктике за последние 400 лет

Наука
Стоит только начать Стоит только начать

Советы для тех, кому лень заниматься спортом или всегда некогда

Лиза
Театральный роман эпохи умолчаний Театральный роман эпохи умолчаний

Частные переписки в альманахе «Мнемозина»

Weekend
В стиле города В стиле города

За окнами — конструктивистская архитектура, в интерьере — чистые, строгие линии

SALON-Interior
Визит «дамы в черном». Как о депрессии говорят писатели Визит «дамы в черном». Как о депрессии говорят писатели

Тексты современных писателей, где депрессия стала самостоятельным героем

СНОБ
О тонкостях астрономической терминологии О тонкостях астрономической терминологии

«Протопланетный» или «протопланетарный»: есть ли разница?

Наука и техника
Заболевания вен Заболевания вен

Про варикоз знают все, но про хроническую венозную недостаточность – немногие

Здоровье
Открыть в приложении