Пэтфуд как бизнес
Как идет импортозамещение на рынке кормов для непродуктивных домашних животных
Рост цен на зарубежные корма для питомцев и проблемы с поставками на российский рынок товаров ряда мировых производителей аналитики считают очередным удобным моментом для развития российского производства. Ввоз иностранной продукции в 2023 году уменьшился на треть, а объем выпуска отечественной приблизился к 1,4 млн т. Эксперты ожидают дальнейшего роста рынка: через пять лет он способен достигнуть $10,92 млрд против ожидаемых $6,36 млрд по итогам 2024 года.
В последние годы на российском рынке готовых кормов для домашних непродуктивных животных отмечалась тенденция к импортозамещению, констатируют аналитики агентства BusinesStat. Некоторые международные корпорации локализовали производство на территории России, также развивали свою деятельность и отечественные предприятия. За 2019–2023 годы доля импорта снизилась с 14,3 до 6,1 % общего объема продаж этой продукции. По данным ФТС, импорт товаров для питомцев, основная доля которого — корма, в прошлом году сократился на 31 % по сравнению с 2022-м. В 2023-м в страну было ввезено всего 72,4 тыс. т кормов и лакомств для собак и кошек, тогда как годом ранее — 106,1 тыс. т. Однако конкуренция на российском рынке пэтфуда остается жесткой.
Место для новых инвестиций
Готовые корма для домашних питомцев массово появились в России в 1990-е годы. Практически 100 % отечественного рынка (тогда свободного) заняли зарубежные компании. Участники рынка отмечают, что практически сразу стал формироваться и российский сектор производства пэтфуда. С одной стороны, транснациональные корпорации начали локализовывать выпуск продукции в России (первой это сделала компания Mars, за ней Royal Canin, позже их примеру последовали другие производители). С другой — подтянулись отечественные предприятия, оценив перспективность рынка. Однако, если учесть, что в тех же США индустрия кормов для непродуктивных животных развивается с конца XIX века и тогда же стали формироваться маркетинговые и рекламные стратегии, потеснить зарубежных игроков с таким богатым опытом было непросто.
В развитии рынка было несколько благоприятных для формирования собственного производства периодов — когда росла стоимость иностранной валюты и, соответственно, стоимость импортных кормов. Затем рынок снова приходил в равновесие, и на нем удерживались те, кто сумел выстроить грамотную систему производства, продвижения и продаж. Сейчас зарубежный продукт вновь растет в цене, становится менее доступным из-за торговых ограничений и усложнившейся логистики.
Продолжает проводить непрерывный контроль иностранных товаров и Россельхознадзор, обнаруживая в последние годы все больше нарушений. «С 2021 года по настоящее время проведены инспекции более 70 предприятий по производству кормов и кормовых добавок из 14 стран, принято решение о запрете ввоза продукции в Россию из семи государств — это Литва, Чехия, Польша, Латвия, Болгария, Словения, Дания», — сообщила пресс-служба ведомства. Только за 2023 год Россельхознадзор приостановил сертификацию кормов 29 зарубежных брендов, продажи еще двух временно ограничили до устранения нарушений.
Во время последней инспекции производителей Италии и Франции в ноябре прошлого года Россельхознадзор выявил отсутствие лабораторного контроля за компонентным составом кормов для непродуктивных животных, заявленным на маркировке, недостаточную температурную обработку сырья в процессе производства продукции, а также отсутствие сведений и документов о происхождении сырья. «Например, заявлено мясо ягненка, а в пробах нет следов ДНК ягненка, но есть ДНК курицы, — поясняет президент Национальной ассоциации зооиндустрии Кирилл Дмитриев. — Как следствие, количество иностранных игроков на российском рынке сокращается». И это очередной шанс для российского производителя зайти на рынок со своим продуктом: отрасль все еще является перспективной для бизнеса.
По оценке TK Solutions, в январе 2024 года производство готового корма для непродуктивных животных выросло на 4,4 % к уровню января 2023-го, составив 110,2 тыс. т. За весь прошлый год отечественные предприятия выпустили 1,37 млн т готового корма для домашних питомцев. К 2029-му объем российского рынка (и собственного производства, и импорта — в совокупности) может достигнуть $10,92 млрд против ожидаемых $6,36 млрд по итогам этого года, прогнозирует Mordor Intelligence. При этом среднегодовой темп роста в течение данного периода составит 11,4 %.
В последние 10 лет на рынок кормов активно выходили и профильные, и непрофильные инвесторы, отмечает Дмитриев. Только на Петербургском международном экономическом форуме — ПМЭФ2023 были заявлены пять проектов строительства заводов по производству кормов для непродуктивных животных. В том числе два предприятия могут быть возведены в Липецкой области — «РашнПетФуд» (сумма инвестиций — 2 млрд руб.) и «Биотех» (500 млн руб.). В Тамбовской 1 млрд руб. может вложить компания «Лемниската» (принадлежит вьетнамской «Вьет-Нга»). В индустриальном парке «Рязанский» фабрику по выпуску кормов для питомцев будет строить «Рускормгрупп» (сумма инвестиций не раскрывается). А в Ленинградской области 775 млн руб. будут направлены на вторую очередь уже действующего завода кормов компании «Фава».
Можно ли сэкономить на «экономе»
Инвестиции в выпуск кормов для непродуктивных животных могут быть интересны производителям свинины, говядины или бройлера. По мнению ведущего отраслевого аналитика Россельхозбанка Андрея Дальнова, особых трудностей у компаний, которые развивают производство пэтфуда как дополнительный бизнес к выпуску мясной продукции, не возникнет. «Всю тушу в производстве они не используют, остаются ливер, кости, хрящи, хвосты. Если все это переработать в консервы для домашних животных, мы получим корм, который будет полезнее и дешевле импортных аналогов, — считает эксперт. — Главное, просчитать расходы на логистику и найти рынки сбыта». При больших объемах можно договориться о производстве кормов под СТМ, это легче сделать, если у предприятия уже налажены отношения с торговыми сетями.
Однако другие собеседники «Агроинвестора» считают, что это верно лишь отчасти. «Производство кормов для собак и кошек — это не просто утилизация отходов производства мяса, — акцентирует внимание Дмитриев. — Если производитель заявляет полнорационный корм, там должна быть определенная рецептура, содержание витаминов, микроэлементов и так далее, — это довольно сложный продукт».
Эксперт по питанию домашних животных ветеринарного онлайн-сервиса PetStory, кандидат биологических наук Мария Яцышина подчеркивает, что даже для корма эконом-класса важно правильное соотношение питательных веществ. В данном сегменте они будут на минимальной границе нормы. Просто с повышением класса содержание питательных веществ в корме увеличивается.
Эта проблема, конечно, не относится к неразрешимым. Можно приобрести рецептуру, договориться с поставщиками о закупке дополнительного сырья (помимо мясных отходов), если оно не производится в самом хозяйстве, пройти сертификацию и выпускать один вид качественного корма эконом-класса. Однако, если компания не видит потребности в разработке собственной рецептуры, сотрудничестве с ветеринарами, проведении лабораторных исследований, ее бренд вряд ли сможет потеснить на полках супермаркетов и специализированных магазинов популярные марки дешевых кормов, считают представители ветеринарного сообщества. Ведь в сегменте эконом-класса давно и прочно лидируют игроки, которые не собираются уступать свое место на российском рынке.