Не медовый год для пчеловодов
Производство меда становится все менее доходным
Сбор меда в России на протяжении многих лет остается стабильным, однако эксперты опасаются, что в ближайшей перспективе он будет сокращаться: издержки пчеловодов растут, а повысить цены на продукт не получается из-за ограниченного спроса. Не добавляет рынку уверенности и уменьшение объемов экспорта продукции. При снижающемся потреблении отсутствие стабильного внешнего сбыта формирует излишки меда внутри страны. В итоге рентабельность в отрасли постепенно снижается.
Согласно предварительной оценке Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка, производство меда в России по итогам 2022 года достигнет 70 тыс. т, что на 9 % больше показателя годом ранее (в 2021-м было собрано 64,2 тыс. т). Результат будет сопоставим с рекордным объемом, полученным в 2016 году (также 70 тыс. т). Федеральный научный центр (ФНЦ) пчеловодства не так оптимистичен: общий медовый «урожай» останется на уровне среднемноголетнего значения — 60–65 тыс. т.
Более 80 % производителей меда — это маленькие хозяйства, которые реализуют его среди друзей, родственников и потребляют внутри семьи, поэтому точный анализ объемов собранного продукта невозможен, акцентирует внимание представитель Cоюза «Промышленные пчеловоды России» (СППР). Что касается промышленных пчеловодов, то более половины из них в 2022 году получили меда больше, чем в 2021-м. И это притом что холодная весна лишила многих производителей, работающих в средней полосе страны, весеннего сбора. «Зато лето в этих регионах было очень урожайным, не зря научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд обещал пчеловодам “медовое” лето», — говорит специалист. Таким образом, по данным СППР, около 200 промышленных пчеловодов, входящих в организацию и содержащих в общей сложности более 46 тыс. пчелиных семей, произвели в целом более 2 тыс. т меда, а также реализовали 20 тыс. пчелопакетов, собрали почти 20 т пыльцы, около 10 т перги, продали 23 тыс. плодных маток.
На сбор повлияли жара и холод
Ситуация с медосбором отличается от региона к региону. По словам директора ФНЦ пчеловодства Анны Брандорф, хорошие результаты получили пчеловоды Кировской и Рязанской областей, а также Приморья. Показателями своей работы в завершившемся году остались довольны также пасечники Волгоградской, Тульской и Белгородской областей, показал опрос «Агроинвестора».
Волгоградские производители в ушедшем году получили от 50 до 70 кг меда с пчелосемьи, информирует председатель общества пчеловодов Урюпинского района области Абуталыб Мирабталыбов. В 2021-м этот показатель в среднем составлял 50 кг. «Последние два года в плане погоды были благоприятными для наших пчеловодов: влаги, которая хорошо способствует цветению, было достаточно, в итоге растения цвели второй раз уже после того, как прошел сенокос, — период цветения был продолжительным, — рассказывает он. — Хорошая влажность при высоких температурах благоприятствует и тому, что с медоносов выделяется больше нектара, а это тоже приводит к увеличению производства меда».
Для Белгородской области 2022 год был менее удачным, чем предыдущий, с точки зрения сбора сортового меда (например, с липы и акации), отмечает председатель СППР по данному региону Александр Клименко. Из-за холодной весны его производство сократилось. В то же время полученный объем подсолнечникового меда остался на уровне 2021-го. В среднем в регионе за сезон получили 100–120 кг продукта с пчелосемьи.
В Тульской области погода также повлияла на ассортимент производства. Местный пчеловод Александр Евтеев сообщает, что, хотя его пасека сохранила объемы выпуска меда, количество сортов сократилось. «Цветение некоторых растений обычно приходится на разное время, однако в этот раз выпало на одно, — объясняет он. — В итоге мы получили больше гречишного и липового меда, а вот разнотравья произвели меньше».
Пчеловод из Ленинградской области Евгений Смирнов собрал в 2022 году около 30 кг сладкого продукта на одну пчелосемью. Это примерно на 20 кг меньше, чем было получено в 2021-м. Главным фактором спада тоже стала погода: апрель и май были очень холодными, летных дней для пчел получилось мало, а это основные месяцы для развития силы пчелиных семей и приноса свежего нектара и пыльцы. И хотя лето было теплым, в конце июля все медоносы уже отцвели, и принос нектара стал минимальным. А вот в Орловской области причиной уменьшения медового производства, напротив, стала жара: в некоторые дни выделения нектара из медоносных растений (например, гречихи) не было вовсе, так как дневные температуры во время цветения доходили до +32 °С, делится местный пчеловод Григорий Новиков.
Пасечник Павел Антонов, содержащий порядка 550 пчелосемей, собирает мед в разных регионах. Его передвижная пасека весной начинает работать в Краснодарском крае. Там, как правило, уже в конце первой декады мая зацветает белая акация, с которой он получает дорогой сортовой мед. Затем производитель перемещается на сбор с липы сначала в Воронежскую область, после — в Пензенскую, а потом — в Оренбургскую. Уже после окончания цветения липы хозяйство собирает подсолнечниковый мед. «В Оренбуржье в завершившемся году весна была ранней, потом похолодало и пошли дожди, которые длились с мая до конца второй декады июня. Из-за этого подсолнечник посеяли поздно, зацвел он только в начале августа, а не в середине июля, как это обычно происходит в данном регионе, — разъясняет пчеловод. — В итоге основной медосбор с этой агрокультуры был позже традиционных сроков на две недели». Такая же ситуация наблюдалась и с некоторыми другими медоносами. Именно поэтому местные пчеловоды со стационарными пасеками в 2022 году получили меньше меда. Средний сбор на небольшую пчелосемью составил 80–90 кг, хотя были и те хозяйства, которым удалось собрать до 140 кг меда, но таких единицы, уверяет Антонов. Самому пчеловоду удалось сохранить объемы производства на уровне 2021-го именно за счет передвижного формата бизнеса.
Небезопасные химикаты
Еще одной причиной сокращения медосбора в отдельных регионах стало отравление пчел химическими препаратами. По данным ФНЦ пчеловодства, хуже всего ситуация была на Алтае в период обработки рапса, знает Анна Брандорф. В 2022 году Управление Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай возбудило 19 дел об административных правонарушениях по итогам внеплановых выездных проверок из-за обращений о гибели пчел, сообщается на сайте ведомства. Дела возбуждены за нарушение правил обращения с пестицидами и другими агрохимикатами. При этом было установлено, что не соблюдали их как сельхозпредприятия, так и сами пчеловоды.
Проблема с отравлением пчел наблюдалась и в других регионах: Рязанской, Кемеровской, Новгородской областях, Краснодарском крае, продолжает Брандорф. Так, только на Кубани, по сообщениям СМИ, в ушедшем году погибло не менее 600 пчелосемей. Также массовая гибель пчел наблюдалась в Новосибирской области. Там, по данным регионального правительства, на 1 сентября 2022-го было зарегистрировано 103 обращения от пчеловодов. Для сравнения, в 2020 году таких обращений было четыре, а в 2021-м — лишь два.
Всего же из-за отравлений пчел в завершившемся году пострадало около 28 регионов. Проблема ярко проявилась еще с 2018–2019 годов. Три года назад на проблему массовой гибели пчел из-за химобработок полей всерьез обратил внимание Минсельхоз. Тогда, по информации ведомства, из-за нарушения порядка применения агрохимикатов погибло 37,8 тыс. пчелосемей, что составляло 1,2 % их общего количества в России. Сложившаяся ситуация послужила толчком для усиленной работы министерства с сельхозпроизводителями и пчеловодами с целью минимизации потерь. В 2020 и 2021 годах вопрос массовых отравлений пчел действительно не стоял так остро. Однако, по словам Брандорф, инерции от действий агроведомства по защите отрасли хватило лишь на два этих года.