Не как по маслу
Рост затрат, нехватка качественного сырья, излишнее регулирование и снижение рентабельности бизнеса оказывают давление на молочную отрасль
Производство молока и готовой продукции в 2024 году в целом продолжило увеличиваться, однако темпы роста валовых надоев замедлились, а по некоторым категориям молочки будет наблюдаться спад объемов выпуска. Цены в секторе тоже поднимаются, однако себестоимость прибавляет еще быстрее. С другой стороны, эксперты ожидают и увеличения потребления под влиянием роста доходов населения, что служит дополнительным фактором для повышения розничных цен. Снять напряжение с рынка должен помочь импорт, по итогам девяти месяцев молочных продуктов в страну уже ввезено минимум на 15 % больше.
В конце октября СМИ сообщили о сокращении производства сливочного масла некоторыми производителями и приостановке его отгрузки торговым сетям. В частности, компания Health&Nutrition (H&N, бывшая Danone, бренд «Простоквашино») перестала отгружать этот продукт с 1 сентября, «Милком» приостановила выпуск масла под брендами «Варвара Краса» и «Ижмолоко» с 1 октября и существенно сократила его изготовление под брендом «Село Зеленое». «Кезский сырзавод», «Молкомбинат Кунгурский», «Ирбитский молочный завод» и «Северное молоко» тоже предупреждали о перебоях в поставках. Поставили на «стоп» выполнение заказов «Агросила» и «Ярмолпродукт», а «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» лимитировал поставки. Наряду с этим отмечалось существенное удорожание масла.
Эксперты связывают сложившуюся ситуацию с дефицитом сырья (молока с высоким содержанием жиров), которое обусловлено ростом себестоимости производства. Затраты, в свою очередь, увеличились сразу по ряду причин, среди которых более высокие цены на корма, энергоресурсы, обслуживание оборудования, повышение заработных плат, общая инфляция. Дополнительным негативным фактором стал рост ключевой ставки ЦБ и, как следствие, увеличение ставок по кредитам для бизнеса, рассказывает гендиректор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов.
Вслед за сливочным маслом дорожают и другие молочные продукты, пусть и не так активно. Предложение ограничить рост цен «сверху», как это было с сахаром и подсолнечным маслом, не нашло поддержки у российских властей. Минсельхоз, Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба России по итогам октябрьского совещания по ценам на продукты не сочли оправданным устанавливать предельные розничные цены либо наценки на социально значимые продукты питания, оказавшиеся в зоне риска по динамике удорожания. Министр сельского хозяйства Оксана Лут на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам поясняла, что молочная группа товаров обладает особыми нюансами, поэтому регулирование цен на нее нецелесообразно. Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ соглашается: искусственное ограничение цен, как это было с растительным маслом и сахарным песком, в данном случае может дать кратковременный результат, но потом обернется закрытием предприятий и сокращением производства.
Минсельхоз признает, что удорожание продукта неизбежно, но при этом опасаться дефицита сливочного масла не стоит, так как отечественное производство подстрахует импорт. Так, с 27 октября начались поставки сливочного масла из Турции. На 29 октября уже было ввезено 20 т этого продукта, сообщал Россельхознадзор. Кроме того, согласован импорт масла из Индии, Ирана, ОАЭ. В число его крупных поставщиков в Россию традиционно входит и Беларусь. По данным Союзмолока, растут поставки сливочного масла и из других стран ближнего зарубежья — Азербайджана, Казахстана, Киргизии.
Вырос спрос или снизилось производство?
Начиная с 2014 года, когда по-новому зазвучала мысль о необходимости импортозамещения и продовольственной безопасности страны, производство молока и молочных продуктов в России стабильно росло (кроме сгущенных молочных продуктов). В частности, объем выпуска того же сливочного масла увеличился за 10 лет почти на 30 %.
В то же время со второй половины 2024-го в стране наблюдается ежемесячное сокращение производства данного продукта. По данным Росстата, за девять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2023-го снижение составило 1,8 %. Зато по другим ключевым молочным продуктам сохраняется положительная динамика. Так, за январь — сентябрь сливок выпущено на 15 % больше (всего — 265,1 тыс. т), чем за такой же период годом ранее, сыров — на 7 % (628,6 тыс. т), мороженого — на 18 % (527,9 тыс. т), йогурта — на 8 % (599 тыс. т), сметаны — на 2 % (449,4 тыс. т), питьевого молока — на 5 % (4,5 млн т), информирует Союзмолоко.
Вместе с ростом производства увеличивается и импорт. Так, по информации Россельхознадзора, с начала 2024 года и по 22 октября Россия импортировала 110,2 тыс. т сливочного масла, что на 9 % больше, чем годом ранее. За период 2023–2024 годов открыты поставки с 22 зарубежных предприятий по производству сливочного масла, рассматривается вопрос открытия его ввоза с 16 других предприятий из шести стран мира.
Примерно 25 % внутреннего спроса на данный молочный продукт (главным образом, в B2B-сегменте) обеспечивает импорт, отмечает Белов. Объем ввоза составляет около 10–11 тыс. т в месяц, из которых около 2 тыс. т — из дальнего зарубежья. «Импорт из дружественных стран совместно с внутренним производством полностью покрывает потребности России в масле, — утверждает эксперт. — С начала года увеличились его поставки из Республики Беларусь (на 15–20 %), однако ресурс рынка этой страны также ограничен, поэтому сейчас на поставки аттестуются предприятия из Индии, Ирана, Турции». Объем ввоза находится в фокусе внимания государства и регулярно мониторится. Здесь важно соблюсти баланс рынка, чтобы не создать риски для собственных производителей», — подчеркивает Белов. По оценке Союзмолока, за весь 2024 год в страну может быть ввезено около 7,3 млн т молочной продукции (в пересчете на молоко, годом ранее — 6,4 млн т).
По мнению гендиректора компании Streda Consulting Алексея Груздева, Россия всегда была дефицитна по сливочному маслу, и оно всегда импортировалось в объемах 100–110 тыс. т. Причины кроются как в развитой культуре потребления данного продукта, так и в принятых мерах по борьбе с фальсификацией молочной продукции, которые ощутимо сократили выпуск и спредов, и самого сливочного масла. Кроме того, в последние два года спрос на масло увеличился на 6–7 % на фоне роста доходов населения, что в условиях дефицита создало дополнительное давление на рынок. Наконец, для изготовления масла подходит только молоко с высокой жирностью, а в России традиционно обращали больше внимания на валовой объем, чем на содержание жира, напоминает эксперт.