Хлебные крохи
Российские хлебопеки видят необходимость в новых мерах господдержки
За первое полугодие 2022 года себестоимость производства некоторых видов хлеба и булочных изделий выросла в 1,5 раза из-за удорожания сырья, логистики, упаковки, оборудования и других составляющих. Цены на полке тоже увеличились, но этот рост не компенсирует повышение всех затрат, что ведет к отрицательной рентабельности предприятий. Помимо наращивания объема «хлебных субсидий», о чем ранее просили российские производители, отрасли нужны новые эффективные механизмы господдержки.
Объем продаж хлеба и хлебобулочных изделий в стране по итогам 2021 года превысил 850 млрд руб., что на 8,6 % больше, чем в 2020-м, сообщает Росстат. Согласно предварительной оценке Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК), в этом году рынок может увеличиться до 920 млрд руб., если для отрасли удастся нивелировать санкционные риски. В натуральном выражении производство хлеба в прошлом году только в индустриальном сегменте (средние и крупные предприятия), по данным Российского союза пекарей (РСП), составило 5,8 млн т, в 2022-м организация ожидает прироста примерно на 15 %, до 6,7 млн т. Все же предприятия данного сегмента могут выпустить до 9–10 млн т хлеба и булочной продукции.
В то же время себестоимость хлеба за первое полугодие текущего года выросла от 10 до 50 % по разным категориям. Причины — удорожание сырья, логистики, упаковочных материалов, импортного оборудования и его обслуживания. Цены на хлеб и булочные изделия за январь — май тоже поднялись, но всего на 14,6 % к аналогичному периоду 2021-го. Так, в мае стоимость хлеба увеличилась на 1,3 %, а маргарин в среднем по России за этот же месяц подорожал на 5,2 %, соль — на 10 %, подсолнечное масло — на 4 %. «Рентабельность хлебопекарной отрасли всегда была низкой и не превышала уровня инфляции, в этом же году в условиях финансовой турбулентности данный разрыв еще больше увеличился, что сделало сектор менее привлекательным для инвесторов», — сетует вице-президент РСП Сергей Краус.
По словам эксперта, в начале 2022 года предприятия хлебобулочной отрасли столкнулись с острой нехваткой оборотных средств и невозможностью их оперативного пополнения. В феврале — марте поставщики сырья и основных ингредиентов для производства хлебной продукции полностью перешли на авансовые платежи, прекратив отгрузку по ранее заключенным договорам в тех случаях, если предоплата от заказчика не поступила вовремя на счет. «Компании сектора в этой ситуации были вынуждены начать пополнять оборотные средства из своих инвестиционных фондов, поскольку торговые сети не сократили отсрочку по расчетам за поставленный товар, — поясняет он. — Привлекать же кредитные средства в условиях их стремительного удорожания было невыгодно». Поэтому те сбережения, которые планировалось направить на модернизацию производства, реализацию социальных программ и развитие, пошли на внесение авансовых платежей за поставки сырья. А предприятия, у которых не было инвестиционных накоплений, были вынуждены перейти на режим работы неполного рабочего дня, знает Краус.
Отпускные цены на большинство ингредиентов для производства хлеба в январе — июне увеличились в 1,5–2 раза, подтверждают производители. По некоторым позициям хлебопеки фиксировали наиболее стремительный рост. Так, в феврале мука стоила 24,7 тыс. руб./т., а в начале марта — уже 29 тыс. руб./т. Подорожание на 18 % произошло всего в течение двух недель после начала специальной военной операции на Украине, отмечает гендиректор НПТП «Хлебный лекарь» (Кировская область, производство хлебопекарных смесей, солодового экстракта, 160 т ингредиентов в месяц, из которых можно выпечь 900 т хлеба) Андрей Малков. Завозить муку компании приходится из соседних регионов, поскольку единственный мукомольный завод в регионе обанкротился. Большое транспортное «плечо» и увеличение затрат на доставку сырья привели к повышению себестоимости продукции на 30 % в этом году, констатирует руководитель. В 2022 году предприятие планировало расширение производственных мощностей, но отказалось от инвестиционного проекта из-за отсутствия на финансовом рынке доступа к «дешевым» деньгам. Кредитование же по рыночным двузначным ставкам для хлебопеков неприемлемо, считает он.
Выросли в цене мука, маргарин, масло, яйца, даже соль подорожала в два раза к началу года, перечисляет директор по развитию компании «Коробейники» (производитель хлеба и готовых замороженных изделий, около 150 т в месяц, г. Москва) Елизавета Коняхина. «Себестоимость нашей продукции увеличилась за первое полугодие на 40 %, — утверждает она. — Пищевые добавки зарубежных компаний выросли в цене в два раза, в принципе, как и сроки доставки, поэтому продукция премиум-сегмента с импортными ингредиентами частично была снята с производства». Впрочем, компания старается решить вопрос по этим позициям, и в ближайшее время ассортимент будет восстановлен, уверена руководитель.
Также предприятие перестало закупать иностранные джемы и конфитюры, которые ранее использовались в качестве начинки при выпечке булочек, круассанов и т. п. Поставки джемов велись дистрибьюторами через Европу, хотя большинство из них изготавливалось в Китае. Сейчас компания нашла партнеров по поставкам данных составляющих среди отечественных производителей, и, по заверению Коняхиной, качество этих ингредиентов не уступает зарубежному.
Рентабельность падает
Полиэтиленовый упаковочный материал для хлеба только за февраль — март этого года подорожал вдвое. Поэтому «Узловский хлебокомбинат» (Тульская область) решил отказаться от его использования. Однако торговые сети блокировали приемку продукции без упаковки. «Реализовывать хлеб без нее ритейл не может, но нести дополнительные затраты, обернув батон в простой полиэтиленовый пакет, он не хочет, — делится представитель компании Надежда Руднева. — В связи с просьбой региональных властей продолжить поставки социальной продукции в торговые сети мы были вынуждены увеличить расходы на упаковочный материал и продолжили поставлять хлеб на торговые полки». При этом по действующему договору с торговыми сетями комбинат не имеет права в одностороннем порядке поднимать стоимость хлеба, несмотря на рост затрат. А в этом году условия сотрудничества стали еще жестче.
Не имея собственной розничной сети в Тульской области, предприятие несет финансовые потери, вынужденно соглашаясь на невыгодные условия ритейла. «Работать приходится с нулевой рентабельностью, пытаемся компенсировать падение доходов на социальных сортах хлеба за счет более маржинальной продукции — сушек, печенья, булок», — поясняет Руднева. Однако на такие изделия хлебпрома из-за падения реальных доходов населения спрос сейчас сокращается, и рано или поздно это лишит компанию возможности таким образом балансировать прибыль.
К росту себестоимости продукции хлебопеков ведет общая инфляция издержек в стране, в первую очередь на базовые услуги — ЖКХ и транспорт, считает партнер компании «НЭО Центр» Альбина Корягина. Кроме того, в этом году выросли затраты на все пищевые ингредиенты (в первую очередь маргарин и дрожжи), а упаковка подорожала в два раза, подтверждает она.
Эксперт акцентирует внимание на неоднозначной ситуации и с основной составляющей производства — зерном. В последние месяцы аграрии придерживают продажи в надежде на увеличение его стоимости в дальнейшем — так они хотят компенсировать возросшие расходы на оплату труда, топливо и многое другое. А ограниченное предложение зерна ведет к удорожанию производства конечной продукции, делает вывод Корягина. Ранее директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов отмечал, что цены на зерно и муку формируют не более 20–30 % себестоимости хлеба, так что они не могут быть основным фактором, влияющим на ценообразование. По подсчетам РОСПиК, в структуре стоимости хлеба на сырье и материалы приходится 41,3 %, заработную плату — 16,1 %, ЖКХ — 12,2 % (см. график на стр. 36). И только 3 % в лучшем случае занимает валовая прибыль.