Минсельхоз поддержал законодательное закрепление понятия фермерского продукта

АгроинвесторБизнес

Фермерский продукт в законе

Минсельхоз поддержал законодательное закрепление этого понятия

Галина Денисова

Название

Документ, который определит, что такое фермерская продукция, может быть принят в России уже в ближайшее время. Законопроект также будет предусматривать ряд мер поддержки малых форм хозяйствования, в том числе те, которые будут помогать решать проблему со сбытом товаров. Эксперты положительно оценивают инициативу, однако подчеркивают: чтобы она работала именно так, как задумано, поддерживала небольшие хозяйства, а не создала им дополнительные сложности, нужно учесть множество сопутствующих факторов.

В российском законодательстве появится понятие «фермерская продукция». В октябре Минсельхоз поддержал законопроект, который будет его определять. Фермерской будет считаться сельскохозяйственная продукция (включая товары первичной и последующей переработки), которую производят малые и микропредприятия, КФХ, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также физические лица, занимающиеся личным подсобным хозяйством.

«Сейчас фермерская продукция реализуется через сельхозпотребкооперацию, собственные точки продаж или интернетагрегаторы и маркетплейсы, — напоминает представитель Минсельхоза. — Также важен традиционный канал сбыта — ярмарки выходного дня, которые проводятся на регулярной основе во всех регионах страны». Принятие документа будет способствовать развитию малых форм хозяйствования и поможет продавать фермерскую продукцию и в торговых сетях, считают в ведомстве.

Эксперт, работавший над законопроектом, академик РАН, руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова Александр Петриков поясняет, что основная задача документа — повышение товарности малых форм хозяйствования. «Пока что их товарность заметно уступает таковой у крупных сельскохозяйственных организаций, а тем более агрохолдингов», — констатирует он. Так, по данным Росстата, в 2020 году (последний год предоставления данных) товарность производства картофеля в сельхозорганизациях была 71,5 %, в КФХ — 58,5 %, в хозяйствах населения — 15,9 %, товарность овощей — 83,6 %, 76,1 %,14,9 % соответственно, а молока — 95,9 %, 73,6 %, 37,5 %. И если низкий уровень товарности ЛПХ еще можно объяснить их потребительской направленностью, то фермерских предприятий — почти исключительно затрудненным доступом к рынкам, утверждает эксперт.

Помимо прочего, в рамках новой инициативы планируется развивать инфраструктуру для реализации фермерской продукции. В частности, будут созданы единые требования и правила работы агрегаторов таких товаров. Устанавливать их должно правительство, а утверждать порядок заключения соглашения и его формы — региональные власти. Основными видами деятельности агрегаторов будут закупка продукции у малых предприятий, ее переработка, хранение и сбыт, следует из пояснительной записки к законопроекту.

Альтернативный путь до прилавка

С реализацией продукции небольшим хозяйствам, особенно ЛПХ и начинающим фермерам, помогают кооперативные объединения. Технолог кооператива «Юлдуз» (Татарстан) Гульназ Щукина рассказывает, что Чутеевское сельское поселение (где и был основан кооператив) лидирует в Кайбицком районе по численности КРС и коров в частном секторе. В каждом дворе двух сел, входящих в поселение, держат скот, в том числе по 5–15 коров. «Если сбор молока у населения ведется успешно, то с реализацией мяса всегда были проблемы», — отмечает она. В собственности одного из местных КФХ есть убойный цех, вокруг него и объединились производители. Мощность модульного завода по переработке мяса составляет 500 кг/сутки.

Кооператив существует пятый год, сейчас в нем около 300 пайщиков. «Проблем со сбытом теперь у нас нет, наоборот — есть необходимость наращивать производство, чтобы закрывать полную мощность предприятия, — говорит Щукина. — Из собственного сырья выпускаем мясные полуфабрикаты, колбасы, копчения, которые реализуем через магазины района и на сельхозярмарках в Казани». Вся продукция кооператива сертифицирована, в том числе по стандарту «Халяль».

У сельхозкооператива «Бураевское мясо» (Башкортостан) есть собственные фирменные магазины в Бураево и в Уфе. Однако, по словам председателя объединения Рамиля Зарипова, чтобы наладить сбыт, пришлось пройти довольно большой путь, многому научиться. Зато теперь кооператив даже зарегистрировал свой бренд «Бураевский фермер». «Мы каждый год наращиваем производство, и все равно спрос опережает предложение», — уверяет руководитель. Кооператив выпускает до 100 т в год готовой мясной продукции — около 60 наименований полуфабрикатов из своего сырья (в том числе халяль). Есть и собственная выпечка. Также объединение помогает другим кооперативам и фермерам с реализацией их товаров — молочной продукции, яиц. Некоторые поставляют свою продукцию в магазины «Бураевского фермера» из других районов республики. Такое сотрудничество взаимовыгодно — магазин расширяет ассортимент, а фермер решает проблему со сбытом. «Главное — зарекомендовать себя, стать узнаваемыми, и тогда, если продукт вкусный и качественный, проблем не будет», — считает Зарипов.

Еще один способ довести продукт до потребителя — агротуризм. Хозяйство Никиты Россова, фермера из Иркутской области (ферма и сыроварня «Милаша», производит 26 видов сыра), в прошлом году произвело около 6 т сыра. «Основной наш канал сбыта — агротуризм, — делится он. — К нам приезжают автобусы с гостями, мы угощаем их разными видами продукции, и понравившиеся сыры они могут приобрести. Сейчас мы работаем над расширением мощностей, поскольку все распродается и текущих объемов начинает не хватать». При этом глава хозяйства признает, что на полке супермаркета у его продукции было бы мало шансов, ведь основная часть потребителей просто выберет то, что дешевле, и конкурировать с холдингами в этом плане фермерам сложно.

О том, что у крупных компаний больше возможностей сделать ниже цены на свои товары, говорят многие мелкие сельхозпроизводители. Агрохолдинги могут компенсировать затраты за счет объема выпуска продукции или других видов бизнеса, а также сокращать издержки благодаря крупным оптовым покупкам всех средств производства. Для малых форм хозяйств это невозможно. Стоимость фермерских продуктов часто получается выше, чем продукции крупных игроков. Фермер же завоевывает покупателя вкусом и качеством.

«Наша точка развития — эмоциональный маркетинг, возможность в рамках экскурсии на предприятие в интересной форме рассказать о том, что мы делаем и как, — отмечает директор по коммуникациям «Био-Хутор Петровский» (Ростовская область) Дарья Соловьева. — Мы показываем гостям свои продукты, рассказываем о них, тем самым формируя узнаваемость и спрос». Хотя для компании любого формата присутствие в федеральной сети — серьезная точка роста, признает она. Раньше продукция хозяйства продавалась только в магазинах экопродукции, и клиентам приходилось ее искать. По мере развития бизнеса «Био-Хутор Петровский» зашел в крупные гипермаркеты — «Ашан», «Лента», «Магнит-гипер». Однако «магазины у дома» (например, «Пятерочка») пока еще остаются недоступными для предприятия. «Небольшим хозяйствам сложно пробиться в такие сети, — обращает внимание Соловьева. — Например, одна из серьезных проблем — логистика, возможность самостоятельно доставить свою продукцию в короткое время большому числу магазинов есть далеко не у всех фермерских хозяйств (просто нет такого количества транспорта)».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Потребитель сложил все яйца в свою корзину Потребитель сложил все яйца в свою корзину

Рост цен на яйца стал для покупателей сигналом возможного дефицита

Агроинвестор
«Городок» «Городок»

Юмористическое шоу «Городок», выходило с 1993 по 2012 г.

Правила жизни
Энтузиазм и отвага Энтузиазм и отвага

Секрет петербургского ресторанного феномена — это энтузиазм его создателей

Монокль
Лидеры и мнения Лидеры и мнения

Как за 25 лет изменились телевидение и люди, которые его создают?

Правила жизни
Ивановичи Ивановичи

Обоим сыновьям Ивана Калиты совсем не повезло с местом в истории

Дилетант
«Люди не смогут отличить, что реально, а что воображаемо» «Люди не смогут отличить, что реально, а что воображаемо»

Пять кратких историй успеха, достигнутого в том числе и выходцами из России

РБК
Малопонятный государственный муж Малопонятный государственный муж

Портреты изображают Победоносцева человеком сухим и строгим, без тени улыбки

Дилетант
Маршруты Камчатки: «В приоритете туристы, обладающие экологически осознанным поведением» Маршруты Камчатки: «В приоритете туристы, обладающие экологически осознанным поведением»

Как развивается сфера туризма в одном из самых ярких и удаленных регионов России

ФедералПресс
Новогодняя столица Новогодняя столица

Суздаль отмечает тысячелетний юбилей в статусе столицы Нового года

Лиза
Вся правда о мандаринах: какие самые сладкие и без косточек. И самое главное: сколько килограммов в день можно съесть? Вся правда о мандаринах: какие самые сладкие и без косточек. И самое главное: сколько килограммов в день можно съесть?

Как выбрать вкусные мандарины и сколько их можно съесть

ТехИнсайдер
Сбитый гонщик Сбитый гонщик

«Феррари»: разочаровывающий долгострой Майкла Манна

Weekend
Кто хочет стать триллионером Кто хочет стать триллионером

Почему 100 лет назад рухнула германская марка

Деньги
Венеры Серебряного века. Как видели идеал красоты русские художники рубежа XIX–XX веков Венеры Серебряного века. Как видели идеал красоты русские художники рубежа XIX–XX веков

Каких Венер создавали художники Серебряного века

СНОБ
Что делать, если у вас чешутся глаза Что делать, если у вас чешутся глаза

Почему возникает зуд в глазах и почему их ни в коем случае нельзя тереть

ТехИнсайдер
Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте» Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте»

Светлана Землякова — о том, как она создает свои спектакли

Монокль
Портрет со многими неизвестными Портрет со многими неизвестными

Как ученые исследовали тайны и парадоксы «Моны Лизы»

Weekend
Серьезная инфекция Серьезная инфекция

Как не допустить заражение ВИЧ: 3 главные меры профилактики

Лиза
«Автор неизвестен»: объективная ценность произведения искусства «Автор неизвестен»: объективная ценность произведения искусства

Можно ли воспринимать анонимные произведения искусства

Монокль
Макробизнес на микросхемах: зачем компания ICL открыла собственный завод материнских плат Макробизнес на микросхемах: зачем компания ICL открыла собственный завод материнских плат

Зачем запускать свое производство, если дешевле закупать аналоги в Китае

СНОБ
10 великих фильмов, которые освистали в Каннах 10 великих фильмов, которые освистали в Каннах

Критики холодно приняли работы Дэвида Линча, Квентина Тарантино, Софии Копполы

Правила жизни
Исследование: у владельцев собак риск развития деменции на 40% ниже Исследование: у владельцев собак риск развития деменции на 40% ниже

Люди старше 65 лет, у которых есть собаки, намного реже страдают деменцией

ТехИнсайдер
Цена личного выбора: фрагмент из книги «Толпа» Эмили Эдвардс Цена личного выбора: фрагмент из книги «Толпа» Эмили Эдвардс

Отрывок из романа о цене личного выбора «Толпа»

СНОБ
Зачем нужна «пауза в отношениях» и вдруг это манипуляция? Зачем нужна «пауза в отношениях» и вдруг это манипуляция?

Как «пауза в отношениях» может оказаться попыткой надавить на вас

Psychologies
Когда проснется искусственный интеллект Когда проснется искусственный интеллект

Приведет ли создание «разумной» машины к радикальному изменению миропорядка

Монокль
Доходность не ржавеет Доходность не ржавеет

Как правильно инвестировать в коллекционные монеты

Деньги
Вы вернулись на маршрут Вы вернулись на маршрут

Московский ресторатор Алексей Пинский прокатился на внедорожнике Tank 500

Robb Report
Ралли-2023 Ралли-2023

Торможение автомобильного рынка после разгона

Деньги
Ой, всё: почему США признали потолок цен на нефть бесполезным Ой, всё: почему США признали потолок цен на нефть бесполезным

Российский нефтегаз показал чудо адаптации к санкциям

Монокль
Функциональная красота Функциональная красота

Квартира, в которой внутренний интерьер и вид из окон дополняют друг друга

Идеи Вашего Дома
«Задача private banking — создать успешную финансовую историю для клиента и его семьи» «Задача private banking — создать успешную финансовую историю для клиента и его семьи»

Евгений Сафонов: как меняется образ жизни состоятельных клиентов банков

Деньги
Открыть в приложении