Минсельхоз поддержал законодательное закрепление понятия фермерского продукта

АгроинвесторБизнес

Фермерский продукт в законе

Минсельхоз поддержал законодательное закрепление этого понятия

Галина Денисова

Название

Документ, который определит, что такое фермерская продукция, может быть принят в России уже в ближайшее время. Законопроект также будет предусматривать ряд мер поддержки малых форм хозяйствования, в том числе те, которые будут помогать решать проблему со сбытом товаров. Эксперты положительно оценивают инициативу, однако подчеркивают: чтобы она работала именно так, как задумано, поддерживала небольшие хозяйства, а не создала им дополнительные сложности, нужно учесть множество сопутствующих факторов.

В российском законодательстве появится понятие «фермерская продукция». В октябре Минсельхоз поддержал законопроект, который будет его определять. Фермерской будет считаться сельскохозяйственная продукция (включая товары первичной и последующей переработки), которую производят малые и микропредприятия, КФХ, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также физические лица, занимающиеся личным подсобным хозяйством.

«Сейчас фермерская продукция реализуется через сельхозпотребкооперацию, собственные точки продаж или интернетагрегаторы и маркетплейсы, — напоминает представитель Минсельхоза. — Также важен традиционный канал сбыта — ярмарки выходного дня, которые проводятся на регулярной основе во всех регионах страны». Принятие документа будет способствовать развитию малых форм хозяйствования и поможет продавать фермерскую продукцию и в торговых сетях, считают в ведомстве.

Эксперт, работавший над законопроектом, академик РАН, руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова Александр Петриков поясняет, что основная задача документа — повышение товарности малых форм хозяйствования. «Пока что их товарность заметно уступает таковой у крупных сельскохозяйственных организаций, а тем более агрохолдингов», — констатирует он. Так, по данным Росстата, в 2020 году (последний год предоставления данных) товарность производства картофеля в сельхозорганизациях была 71,5 %, в КФХ — 58,5 %, в хозяйствах населения — 15,9 %, товарность овощей — 83,6 %, 76,1 %,14,9 % соответственно, а молока — 95,9 %, 73,6 %, 37,5 %. И если низкий уровень товарности ЛПХ еще можно объяснить их потребительской направленностью, то фермерских предприятий — почти исключительно затрудненным доступом к рынкам, утверждает эксперт.

Помимо прочего, в рамках новой инициативы планируется развивать инфраструктуру для реализации фермерской продукции. В частности, будут созданы единые требования и правила работы агрегаторов таких товаров. Устанавливать их должно правительство, а утверждать порядок заключения соглашения и его формы — региональные власти. Основными видами деятельности агрегаторов будут закупка продукции у малых предприятий, ее переработка, хранение и сбыт, следует из пояснительной записки к законопроекту.

Альтернативный путь до прилавка

С реализацией продукции небольшим хозяйствам, особенно ЛПХ и начинающим фермерам, помогают кооперативные объединения. Технолог кооператива «Юлдуз» (Татарстан) Гульназ Щукина рассказывает, что Чутеевское сельское поселение (где и был основан кооператив) лидирует в Кайбицком районе по численности КРС и коров в частном секторе. В каждом дворе двух сел, входящих в поселение, держат скот, в том числе по 5–15 коров. «Если сбор молока у населения ведется успешно, то с реализацией мяса всегда были проблемы», — отмечает она. В собственности одного из местных КФХ есть убойный цех, вокруг него и объединились производители. Мощность модульного завода по переработке мяса составляет 500 кг/сутки.

Кооператив существует пятый год, сейчас в нем около 300 пайщиков. «Проблем со сбытом теперь у нас нет, наоборот — есть необходимость наращивать производство, чтобы закрывать полную мощность предприятия, — говорит Щукина. — Из собственного сырья выпускаем мясные полуфабрикаты, колбасы, копчения, которые реализуем через магазины района и на сельхозярмарках в Казани». Вся продукция кооператива сертифицирована, в том числе по стандарту «Халяль».

У сельхозкооператива «Бураевское мясо» (Башкортостан) есть собственные фирменные магазины в Бураево и в Уфе. Однако, по словам председателя объединения Рамиля Зарипова, чтобы наладить сбыт, пришлось пройти довольно большой путь, многому научиться. Зато теперь кооператив даже зарегистрировал свой бренд «Бураевский фермер». «Мы каждый год наращиваем производство, и все равно спрос опережает предложение», — уверяет руководитель. Кооператив выпускает до 100 т в год готовой мясной продукции — около 60 наименований полуфабрикатов из своего сырья (в том числе халяль). Есть и собственная выпечка. Также объединение помогает другим кооперативам и фермерам с реализацией их товаров — молочной продукции, яиц. Некоторые поставляют свою продукцию в магазины «Бураевского фермера» из других районов республики. Такое сотрудничество взаимовыгодно — магазин расширяет ассортимент, а фермер решает проблему со сбытом. «Главное — зарекомендовать себя, стать узнаваемыми, и тогда, если продукт вкусный и качественный, проблем не будет», — считает Зарипов.

Еще один способ довести продукт до потребителя — агротуризм. Хозяйство Никиты Россова, фермера из Иркутской области (ферма и сыроварня «Милаша», производит 26 видов сыра), в прошлом году произвело около 6 т сыра. «Основной наш канал сбыта — агротуризм, — делится он. — К нам приезжают автобусы с гостями, мы угощаем их разными видами продукции, и понравившиеся сыры они могут приобрести. Сейчас мы работаем над расширением мощностей, поскольку все распродается и текущих объемов начинает не хватать». При этом глава хозяйства признает, что на полке супермаркета у его продукции было бы мало шансов, ведь основная часть потребителей просто выберет то, что дешевле, и конкурировать с холдингами в этом плане фермерам сложно.

О том, что у крупных компаний больше возможностей сделать ниже цены на свои товары, говорят многие мелкие сельхозпроизводители. Агрохолдинги могут компенсировать затраты за счет объема выпуска продукции или других видов бизнеса, а также сокращать издержки благодаря крупным оптовым покупкам всех средств производства. Для малых форм хозяйств это невозможно. Стоимость фермерских продуктов часто получается выше, чем продукции крупных игроков. Фермер же завоевывает покупателя вкусом и качеством.

«Наша точка развития — эмоциональный маркетинг, возможность в рамках экскурсии на предприятие в интересной форме рассказать о том, что мы делаем и как, — отмечает директор по коммуникациям «Био-Хутор Петровский» (Ростовская область) Дарья Соловьева. — Мы показываем гостям свои продукты, рассказываем о них, тем самым формируя узнаваемость и спрос». Хотя для компании любого формата присутствие в федеральной сети — серьезная точка роста, признает она. Раньше продукция хозяйства продавалась только в магазинах экопродукции, и клиентам приходилось ее искать. По мере развития бизнеса «Био-Хутор Петровский» зашел в крупные гипермаркеты — «Ашан», «Лента», «Магнит-гипер». Однако «магазины у дома» (например, «Пятерочка») пока еще остаются недоступными для предприятия. «Небольшим хозяйствам сложно пробиться в такие сети, — обращает внимание Соловьева. — Например, одна из серьезных проблем — логистика, возможность самостоятельно доставить свою продукцию в короткое время большому числу магазинов есть далеко не у всех фермерских хозяйств (просто нет такого количества транспорта)».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рынок M&A в АПК сохранил объемы Рынок M&A в АПК сохранил объемы

За 2024 год в отрасли проведено 56 сделок

Агроинвестор
Почему компьютер постоянно перегревается? 7 способов охладить устройство Почему компьютер постоянно перегревается? 7 способов охладить устройство

Есть ли способы охладить лэптоп?

ТехИнсайдер
Российский шик с японским акцентом Российский шик с японским акцентом

Зачем текстильные компании выбирают коллаборации как главный способ продвижения

Монокль
Растениеводы вновь теряют маржу Растениеводы вновь теряют маржу

Зарегулированность отрасли, низкие цены на продукцию и активный рост затрат

Агроинвестор
Чуковский. Версия для взрослых Чуковский. Версия для взрослых

О самом тиражируемом и самом недооцененном русском литераторе

СНОБ
Привыкшие к зеркалу и к сородичам мыши прошли зеркальный тест Привыкшие к зеркалу и к сородичам мыши прошли зеркальный тест

Ученые определили, что отвечает за распознавание себя в зеркале

N+1
Все только по делу Все только по делу

Какой Chery выбрать для бизнеса

Автопилот
Где начинается насилие: 4 варианта взаимодействия с чужими личными границами Где начинается насилие: 4 варианта взаимодействия с чужими личными границами

Где кончается взаимодействие и начинается насилие и как это можно понять

Psychologies
Геннадий Хазанов Геннадий Хазанов

Геннадий Хазанов, артист эстрады, театра и кино, телеведущий, Москва, 77 лет

Правила жизни
Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге

По прогнозам экспертов, через 10 лет в Приморье появятся аналоги аппелласьонов

СНОБ
Хибины. Таинственное чудо Севера Хибины. Таинственное чудо Севера

Красоты и тайны Хибин, расположенных на Кольском полуострове

Зеркало Мира
Как продвигать товары внутри маркетплейсов: инструкция для начинающих селлеров Как продвигать товары внутри маркетплейсов: инструкция для начинающих селлеров

Как начинающим предпринимателям продвигать свои товары и какие инструменты есть

Inc.
Мутагенез при образовании половых клеток оказался восьмикратно недооценен Мутагенез при образовании половых клеток оказался восьмикратно недооценен

Британские исследователи картировали мутации, возникающие при репарации ДНК

N+1
Когда гигиеническая помада не помогла: что делать, если сильно трескаются губы Когда гигиеническая помада не помогла: что делать, если сильно трескаются губы

Почему трескаются губы?

ТехИнсайдер
Арт-субъект: где на Урале рождается современное искусство Арт-субъект: где на Урале рождается современное искусство

Как актуальное искусство будет развиваться в России

СНОБ
Анализ экспорта вооружений КНР в страны Ближнего Востока Анализ экспорта вооружений КНР в страны Ближнего Востока

Продукция китайского оборонно-промышленного комплекса для ближневосточных стран

Обозрение армии и флота
«Управляя эмоциями, вы сохраните отношения»: как бороться с гневом и страхом «Управляя эмоциями, вы сохраните отношения»: как бороться с гневом и страхом

Глава из книги «Комплексное ПТСР» — как справиться с гневом и страхом?

Forbes
Коврик не понадобится: 5 простых упражнений для пресса, которые можно делать стоя Коврик не понадобится: 5 простых упражнений для пресса, которые можно делать стоя

Не любишь скручиванию и планку? Есть другие варианты для прокачки пресса!

VOICE
Творец Творец

«Копия». Серия рассказов Саши Николаенко

Grazia
Между выгодой и риском Между выгодой и риском

Как в России и мире пытаются регулировать ИИ

РБК
Фитнес тридесятого царства Фитнес тридесятого царства

Правила жизни спортсменов в самом расцвете сил

Men Today
Цирк со слонами и коммунистами Цирк со слонами и коммунистами

«Великая магия»: Нанни Моретти переписывает историю

Weekend
Чайная дорога России Чайная дорога России

Где проходил когда-то Великий чайный путь и шли караваны лошадей и верблюдов

Знание – сила
Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза

Тирольская трагедия и ошибка Вудро Вильсона

Знание – сила
Антидворянец: «Вилла Родэ» Антидворянец: «Вилла Родэ»

Предлагаем вниманию читателя самые свежие слухи и сплетни столетней давности

Правила жизни
Моделист-конструктор Моделист-конструктор

Как в России создали лучшие в мире вездеходы

ТехИнсайдер
Почему мужчина пропал после удачного свидания: 4 причины гостинга Почему мужчина пропал после удачного свидания: 4 причины гостинга

О том, почему ваши с партнером ожидания могут не совпадать, размышляет психолог

Psychologies
Как сделать жизнь проще: 5 советов Как сделать жизнь проще: 5 советов

Как освободиться от эмоционального хлама и навести порядок в мыслях

Psychologies
Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели

Как сделать снимки стильными и гармоничными?

VOICE
Малая авиация большой страны: куда долетит ТВС-2МС Малая авиация большой страны: куда долетит ТВС-2МС

О возможностях и перспективах легких самолетов в России и за ее пределами

ФедералПресс
Открыть в приложении