О том, как итальянский дизайн покорил весь мир в ХХ столетии

ADДизайн

Итальяно веро

О том, как итальянский дизайн покорил весь мир в ХХ столетии и почему не боится конкуренции в XXI веке, рассказывает Ольга Косырева.

Участники группы Memphis, основанной Этторе Соттсассом, внутри объекта (нечто среднее между боксерским рингом и диваном) Tawaraya по дизайну Масанори Умеды, 1981 год

Когда президента миланского Salone del Mobile Клаудио Лути спросили, как он переживает глобальное наступление Китая и растущую популярность дизайна из самых разных частей света, он с усмешкой ответил: “Хороших дизайнеров много в Великобритании, Франции, Голландии, Японии, Скандинавских странах. Даже в Китае они есть. Но дизайн как индустрия существует только у нас, в Италии. Только мы, итальянские промышленники, умеем работать с дизайнерами и досконально знаем, как реализовывать их замыслы, превращать идеи в продукт и доводить этот продукт до покупателя”. И в этом с ним спорить трудно. Почти все дизайнерские разработки для дома — будь то мебель, светильники, напольная плитка или кухни — придумываются, проектируются, производятся и становятся достоянием общественности именно в Италии.

Разумеется, это касается не всех товаров на свете, а именно дизайнерских, в которых соединяются функция и форма, технологичность и красота, стиль, образность. В этом итальянцам нет равных. И речь тут не только и не столько об итальянских дизайнерах, а о связке “дизайнер — производственник — бренд”, где последние два звена обязательно откуда-нибудь из Брианцы. Как и когда итальянцы перехватили пальму первенства у немцев с их Баухаусом, у французов с их революционером стандартизации Ле Корбюзье и у скандинавов с их новатором Алваром Аалто?

Все началось после окончания Второй мировой войны и падения режима Муссолини, больше двадцати лет сдерживавшего интеграцию Италии в мировое сообщество. Начали возрождаться промышленность, предпринимательская активность, строительство. В стране начался экономический бум, к 1970‑м годам превративший ее в одну из самых больших экономик мира. Всего за десять лет, с 1953‑го по 1962‑й, объем промышленного производства вырос втрое. Между 1955‑м и 1971‑м около девяти миллионов итальянцев сменили место жительства и поселились вокруг больших городов — промышленных Милана, Турина и портовой Генуи. Пошла в рост и рождаемость.

Реклама дивана Le Bambole по дизайну Марио Беллини для B&B Italia, фотограф Оливьеро Тоскани, 1972 год

Всем этим людям надо было где-то жить, а поскольку жили они все лучше, то и требовалось им все больше. С велосипедов бывшие деревенские жители, а теперь пролетарии пересели на мотороллеры — в 1946 году им было предложено чудо дизайна под названием Vespa (“Оса”). Именно на ней катал свою принцессу герой фильма “Римские каникулы”. Средний класс обзаводился малолитражками, главной из которых стал крошка Fiat Topolino — в переводе “Мышка”, как в Италии ласково называли Микки-Мауса. Потом, уже в 1957 году, ему на смену придет чуть менее компактный, но не менее популярный Fiat 500.

Быт тоже налаживался. Кто-то из знаменитых итальянских дизайнеров второй половины ХХ века в зените славы не стесняясь рассказывал, что свой путь начал с рисования унитазов. Стране, где почти два миллиона граждан резко снялись с насиженных мест и поселились в квартирках “со всеми удобствами”, нужно было эти удобства им обеспечить. Посмотрите цифры: если в 1955 году только 3 % всех итальянских домохозяйств имели холодильники и 1 % — стиральные машины, то в 1975‑м 94 % живут с холодильниками и 76 % — со стиралками. Уровень жизни рос, а вместе с ним в быт рядового итальянца входили работы хороших дизайнеров, обеспечивавших этот потребительский бум.

Афиша фильма “Римские каникулы”, 1953 год

Уровень потребления был таким высоким, что когда в 1969‑м появилась красная пишущая машинка с женским именем Valentine, некоторые покупали ее просто так, для статуса. Проще говоря — для выпендрежа. На печатных машинках тогда работали серые мышки-машинистки в машбюро, но, по статистике компании Olivetti, лидера на тогдашнем рынке печатных устройств, покупали “Валентину” преимущественно мужчины. Чтобы, домыслю, изобразить себя эдаким Хемингуэем, бунтарем и талантищем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Высоко сижу Высоко сижу

Алексей Николашин оформил квартиру на самом высоком этаже в Москве-Сити

AD
Спать хочется Спать хочется

Ночью ты спишь положенные 7–8 часов, но днем все равно сонная, в чем причина?

Лиза
GAC GS8. За всё ответит Баста GAC GS8. За всё ответит Баста

Новый внедорожник от китайской госкомпании GAC пока вызывает больше восторгов

4x4 Club
Пять самых частых вопросов к психотерапевту Пять самых частых вопросов к психотерапевту

Богаты ли психотерапевты и в чем разница между психологом и психиатром

Psychologies
Дорогое наследство Дорогое наследство

Почему держать на своем счету американские бумаги — худшее из возможных решений

Forbes
Статус: «В отношениях» Статус: «В отношениях»

Как правильно написать об отношениях на своей страничке?

Лиза
Служба идет Служба идет

Главному собору Русской православной церкви — Храму Христа Спасителя — 20 лет

Огонёк
Иван Сорокин: От детского сада до вуза. Как меняется эффективность частного образования в России Иван Сорокин: От детского сада до вуза. Как меняется эффективность частного образования в России

Многие родители считают, что ребенка следует обучать чуть ли не с пеленок

СНОБ
Муза Муза

Солистка IOWA Катя Иванчикова в буквальном смысле воспевает экосознательность

Собака.ru
Щепотка имбиря Щепотка имбиря

Имбирь сочетает в себе тонкий аромат, умеренно жгучий вкус и полезные свойства

Наука и жизнь
От коммуны до пустыни: побег в Бордо на новой Skoda От коммуны до пустыни: побег в Бордо на новой Skoda

Тест-драйв обновленного Skoda Superb по Аквитании

Forbes

Возможно, твои мотивы недостаточно сильны - и нужно найти другие

Cosmopolitan

Почему "1917" Сэма Мендеса нужно смотреть вне зависимости от оценки киноакадемии

Esquire
Опасный бодипозитив: надо ли бояться, что все растолстеют? Опасный бодипозитив: надо ли бояться, что все растолстеют?

Приведут ли полные модели на подиумах и в журналах к повальному набору веса

Cosmopolitan
До и после Гагарина: как становятся космонавтами До и после Гагарина: как становятся космонавтами

Что происходит за стенами ЦПК, которому стукнуло аккурат 60 лет

Популярная механика
Нарасхват: бренд, с которым в этом сезоне дизайнеры сотрудничали чаще всего Нарасхват: бренд, с которым в этом сезоне дизайнеры сотрудничали чаще всего

Триумфальное шествие adidas началось в Лондоне

GQ
«Мне все равно»: что такое эмоциональная бесчувственность «Мне все равно»: что такое эмоциональная бесчувственность

У каждого свой порог психологической выносливости, и никто не может предсказать

Psychologies
Роботы на заводах: к 2025 возьмут на себя четверть задач и будут понимать нас с полуслова Роботы на заводах: к 2025 возьмут на себя четверть задач и будут понимать нас с полуслова

Рынок роботов к 2030 году достигнет $277 млрд, причем растут разные его сегменты

Forbes
Евгения Степанова Евгения Степанова

Двукратная чемпионка СССР по прыжкам в воду вернулась в спорт в шестьдесят лет

Собака.ru
Как избежать появления растяжек? 7 полезных подсказок для спортсменов и не только Как избежать появления растяжек? 7 полезных подсказок для спортсменов и не только

Линии на теле, с которыми все пытаются бороться

Playboy
Амбарцум Кабанян: «Что такое успех? Это когда узнают на улице?» Амбарцум Кабанян: «Что такое успех? Это когда узнают на улице?»

Амбарцум Кабаняна — о театре и кино, а заодно об «авгиевых конюшнях» наших дней

РБК
От перемены мест ничего не меняется От перемены мест ничего не меняется

Карьерные траектории региональных элит

Огонёк
Как разбудить в муже отцовский инстинкт: рассказывает врач (мужчина!) Как разбудить в муже отцовский инстинкт: рассказывает врач (мужчина!)

Мужчины способны заботиться о детях не хуже мам

Cosmopolitan
Империя Чаек: как построили свой бизнес сыновья генпрокурора Империя Чаек: как построили свой бизнес сыновья генпрокурора

За годы сыновья Юрия Чайки построили настоящую бизнес-империю

Forbes
8 признаков того, что жить в вашей квартире небезопасно 8 признаков того, что жить в вашей квартире небезопасно

Даже самые безобидные привычки могут обернуться угрозой для вашего здоровья

Популярная механика
Исчезающая пища Исчезающая пища

К середине XXI века бананы и кофе снова могут оказаться деликатесами

Вокруг света
От яхты до велосипеда: как 8 женщин-путешественниц покоряли планету От яхты до велосипеда: как 8 женщин-путешественниц покоряли планету

Как и почему женщины покоряют горы, выходят в море и бегом огибают земной шар

РБК
«Конец культуры бонусов»: Bloomberg рассказал, как роботы лишили финансистов Уолл-стрит доходов «Конец культуры бонусов»: Bloomberg рассказал, как роботы лишили финансистов Уолл-стрит доходов

Культура выплаты крупных бонусов финансистам с Уолл-стрит умирает

Forbes
Короли видео: 8 самых богатых YouTube-блогеров Короли видео: 8 самых богатых YouTube-блогеров

Эти люди сделали свои миллионы на видеоканалах

Cosmopolitan
Владимир Лисовский Владимир Лисовский

Знаменитый историк архитектуры, профессор рассказал о первой блокадной зиме

Собака.ru
Открыть в приложении