О том, как итальянский дизайн покорил весь мир в ХХ столетии

ADДизайн

Итальяно веро

О том, как итальянский дизайн покорил весь мир в ХХ столетии и почему не боится конкуренции в XXI веке, рассказывает Ольга Косырева.

Участники группы Memphis, основанной Этторе Соттсассом, внутри объекта (нечто среднее между боксерским рингом и диваном) Tawaraya по дизайну Масанори Умеды, 1981 год

Когда президента миланского Salone del Mobile Клаудио Лути спросили, как он переживает глобальное наступление Китая и растущую популярность дизайна из самых разных частей света, он с усмешкой ответил: “Хороших дизайнеров много в Великобритании, Франции, Голландии, Японии, Скандинавских странах. Даже в Китае они есть. Но дизайн как индустрия существует только у нас, в Италии. Только мы, итальянские промышленники, умеем работать с дизайнерами и досконально знаем, как реализовывать их замыслы, превращать идеи в продукт и доводить этот продукт до покупателя”. И в этом с ним спорить трудно. Почти все дизайнерские разработки для дома — будь то мебель, светильники, напольная плитка или кухни — придумываются, проектируются, производятся и становятся достоянием общественности именно в Италии.

Разумеется, это касается не всех товаров на свете, а именно дизайнерских, в которых соединяются функция и форма, технологичность и красота, стиль, образность. В этом итальянцам нет равных. И речь тут не только и не столько об итальянских дизайнерах, а о связке “дизайнер — производственник — бренд”, где последние два звена обязательно откуда-нибудь из Брианцы. Как и когда итальянцы перехватили пальму первенства у немцев с их Баухаусом, у французов с их революционером стандартизации Ле Корбюзье и у скандинавов с их новатором Алваром Аалто?

Все началось после окончания Второй мировой войны и падения режима Муссолини, больше двадцати лет сдерживавшего интеграцию Италии в мировое сообщество. Начали возрождаться промышленность, предпринимательская активность, строительство. В стране начался экономический бум, к 1970‑м годам превративший ее в одну из самых больших экономик мира. Всего за десять лет, с 1953‑го по 1962‑й, объем промышленного производства вырос втрое. Между 1955‑м и 1971‑м около девяти миллионов итальянцев сменили место жительства и поселились вокруг больших городов — промышленных Милана, Турина и портовой Генуи. Пошла в рост и рождаемость.

Реклама дивана Le Bambole по дизайну Марио Беллини для B&B Italia, фотограф Оливьеро Тоскани, 1972 год

Всем этим людям надо было где-то жить, а поскольку жили они все лучше, то и требовалось им все больше. С велосипедов бывшие деревенские жители, а теперь пролетарии пересели на мотороллеры — в 1946 году им было предложено чудо дизайна под названием Vespa (“Оса”). Именно на ней катал свою принцессу герой фильма “Римские каникулы”. Средний класс обзаводился малолитражками, главной из которых стал крошка Fiat Topolino — в переводе “Мышка”, как в Италии ласково называли Микки-Мауса. Потом, уже в 1957 году, ему на смену придет чуть менее компактный, но не менее популярный Fiat 500.

Быт тоже налаживался. Кто-то из знаменитых итальянских дизайнеров второй половины ХХ века в зените славы не стесняясь рассказывал, что свой путь начал с рисования унитазов. Стране, где почти два миллиона граждан резко снялись с насиженных мест и поселились в квартирках “со всеми удобствами”, нужно было эти удобства им обеспечить. Посмотрите цифры: если в 1955 году только 3 % всех итальянских домохозяйств имели холодильники и 1 % — стиральные машины, то в 1975‑м 94 % живут с холодильниками и 76 % — со стиралками. Уровень жизни рос, а вместе с ним в быт рядового итальянца входили работы хороших дизайнеров, обеспечивавших этот потребительский бум.

Афиша фильма “Римские каникулы”, 1953 год

Уровень потребления был таким высоким, что когда в 1969‑м появилась красная пишущая машинка с женским именем Valentine, некоторые покупали ее просто так, для статуса. Проще говоря — для выпендрежа. На печатных машинках тогда работали серые мышки-машинистки в машбюро, но, по статистике компании Olivetti, лидера на тогдашнем рынке печатных устройств, покупали “Валентину” преимущественно мужчины. Чтобы, домыслю, изобразить себя эдаким Хемингуэем, бунтарем и талантищем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марафонский финиш Марафонский финиш

Чем закончился 3-летний марафон с поиском дома для семьи ресторатора и продюсера

AD
Романтика и страсть есть Романтика и страсть есть

Какой должна быть любовь в новом, нетоксичном мире?

Домашний Очаг
Как человечество себя из себя выводило Как человечество себя из себя выводило

Про науку евгенику, людей улучшающую, и про то, почему эту евгенику запретили

Maxim
Соратница Стива Джобса и мать информационного дизайна: 10 женщин-дизайнеров, изменивших индустрию Соратница Стива Джобса и мать информационного дизайна: 10 женщин-дизайнеров, изменивших индустрию

Знак «осторожно, дети» и интерфейс Apple — что еще придумали женщины-дизайнеры?

Forbes
Минный пол Минный пол

20 вещей, которых мы боимся в женщинах

Maxim
От чего умер Ленин? От чего умер Ленин?

На момент смерти Ленину было всего 53 года. На здоровье он никогда не жаловался

Дилетант
Дикая и загадочная: что стало с Антарктидой за 200 лет Дикая и загадочная: что стало с Антарктидой за 200 лет

Что вы знаете про пятый по величине континент нашей планеты

Популярная механика
Дали огня Дали огня

Все, что вы хотели знать о Сальвадоре Дали, ищите в ретроспективе Манежа

Vogue
Полчаса до чуда Полчаса до чуда

Рассказ Татьяны Выводновой

Лиза
15 мыслей Яна Яновского 15 мыслей Яна Яновского

Инвестбанкир Ян Яновский — о завещании и счастье

GQ
Невыносимая закадычность бытия: кодексы мужской дружбы в разных эпохах Невыносимая закадычность бытия: кодексы мужской дружбы в разных эпохах

Мужские «кодексы братана» в современном виде — довольно куцая штука

Maxim
Спать хочется Спать хочется

Ночью ты спишь положенные 7–8 часов, но днем все равно сонная, в чем причина?

Лиза
Тест и обзор Nubia Red Magic 3S: настоящий игровой смартфон Тест и обзор Nubia Red Magic 3S: настоящий игровой смартфон

Как обстоят дела с дисплеем, аккумулятором и камерой? Подробности в нашем обзоре

CHIP
9 самых бесчеловечных видов современного оружия 9 самых бесчеловечных видов современного оружия

Оружие с самым высоким КПД смертоносности надо знать в лицо

Maxim
Как решать конфликты на работе? 5 советов экспертов Как решать конфликты на работе? 5 советов экспертов

Конфликт на рабочем месте — случай нередкий, но разрешимый

Playboy
Королева против: самые громкие скандалы Елизаветы II с членами семьи Королева против: самые громкие скандалы Елизаветы II с членами семьи

Отношения внутри королевской семьи никогда не были простыми

Cosmopolitan
Тело помнит: что такое и как работает мышечная память Тело помнит: что такое и как работает мышечная память

О мышечной памяти и о том, как её состояние влияет на тренировки и общий тонус

Cosmopolitan
Не наш человек Не наш человек

Легендарная личность, тележурналист, публицист и телеведущий Владимир Познер

OK!
Сам себе садовод: как вырастить домашний цветок Сам себе садовод: как вырастить домашний цветок

Чтобы стать успешным цветоводом, необходимо знать некоторые хитрости

Cosmopolitan
Пледы и зрелище: президент сети кинотеатров «Каро» о будущем индустрии Пледы и зрелище: президент сети кинотеатров «Каро» о будущем индустрии

Почему кинотеатрам не страшны новые технологии и что дальше будет с пиратством

Forbes
Собрание оскорбленных. Почему в России так любят обижаться Собрание оскорбленных. Почему в России так любят обижаться

В стране почти профессиональных оскорбленных новый скандал с «батонами»

СНОБ
«Не верьте всему, что крутится в голове»: правда и ложь о навязчивых мыслях «Не верьте всему, что крутится в голове»: правда и ложь о навязчивых мыслях

Тревожные, повторяющиеся мысли мучают многих людей

Psychologies
«Можем себе позволить»: почему миллионеры хотят платить больше налогов «Можем себе позволить»: почему миллионеры хотят платить больше налогов

Состоятельные американцы решили, что не могут мириться с налоговой системой

Forbes
Какие мультфильмы полезны детям? Мнение психолога Какие мультфильмы полезны детям? Мнение психолога

Сегодня многие родители не показывают детям мультфильмы, считая, что это вредно

Psychologies
11-летняя программистка — о школе, своей компании и Google 11-летняя программистка — о школе, своей компании и Google

К 11 годам Самайра Мехта стала автором обучающих игр

РБК
Как брендам работать с поколением Z Как брендам работать с поколением Z

Поколение Z сейчас становится все более активным потребителем

Esquire
Инерционный поворот Инерционный поворот

Многолетние периоды крепкого рубля обычно заканчиваются девальвационным шоком

Forbes
Щепотка имбиря Щепотка имбиря

Имбирь сочетает в себе тонкий аромат, умеренно жгучий вкус и полезные свойства

Наука и жизнь
Правильные выводы Правильные выводы

Семь способов, как привести себя в порядок

OK!
Пишите письма Пишите письма

Лирический отчет о безопасном сексе адвоката Добровинского

Tatler
Открыть в приложении