Ирина Горбачева — о любимых фильмах, сковывающих амплуа и эзотерике

СНОБЗнаменитости

«Я клоун по жизни». Актриса Ирина Горбачева о «Храбром сердце», продюсерском кино и духовных практиках

В новом выпуске «Пленки» Егор Спесивцев поговорил с актрисой Ириной Горбачевой о ее любимых фильмах, сковывающих амплуа и эзотерике.

Беседовал Егор Спесивцев

Ты помнишь свое первое киновпечатление?

Первое, что мне пришло в голову, — это «Храброе сердце», этот фильм я пересматривала очень много раз. Когда я впервые его посмотрела, мне было лет десять, наверное. Я так рыдала. Это настоящий ор был. Наверное, это был первый фильм, который на меня произвел такое сильное впечатление.

А что впечатлило?

Ну, конечно же, Мэл Гибсон. Он красавчик во всех смыслах. Во-первых, он там действительно очень красивый. Во-вторых, он классный артист и великолепно сыграл. И, наверное, сама история про героя, который готов пожертвовать своей жизнью. Еще и так все показано — когда, прошу прощения за спойлер, кишки вытаскивают из живого человека. Для меня это было выше всяких ожиданий.

Естественно, до этого я видела и другие фильмы, что-то смотрела с кассет или по ТВ. Но эту кассету я пересматривала раз шесть или семь. Я специально ждала, когда мое впечатление немножко угаснет, чтобы я выдохнула, пожила с этим. И я сразу же поняла, что это сильное потрясение буду переживать еще много раз. Я даже не знаю, для чего мне это было нужно. Каждый раз, когда я смотрела этот фильм, я рыдала навзрыд. Может быть, я хотела, чтобы в следующий раз герой Гибсона остался жив.

В детстве кино работало на тебя сильнее, чем сейчас?

Мне кажется, в детстве восприятие в целом гораздо острее. Все новое, ты постоянно испытываешь какое-то потрясающее осознание. Плюс мы жили в другую эпоху. У нас не было такого доступа к информации, какой есть сейчас, такого количества фильмов и контента тоже не было. И потребление его было совсем другим.

Впечатления были ярче в связи не только с детством, но и со временем — это сто пудов. Потому что кино менялось и продолжает меняться. Мне кажется, что кино — это лакмусовая бумажка того, что происходит. Точно так же, как моя квартира — это лакмусовая бумажка того состояния, в котором я нахожусь. Если там бардак, то я четко понимаю, что и внутри у меня то же самое. Это значит, что я что-то не успеваю, не делегирую, не хочу с чем-то разбираться. С кино плюс-минус так же. То есть оно живое, оно живет своей жизнью за счет тех творцов, которые над ним работают.

Но если раньше сама профессия режиссера воспринималась как что-то невероятное — это творец, философ или поэт, писатель какой-нибудь, то сейчас каждый второй пишет, что он режиссер, актер, блогер и кто угодно еще.

То, что кино становится индустриальным, — это плохо?

Думаю, да. Конечно, я не очень глубоко осведомлена о том, что сейчас происходит, чтобы посмотреть все и сказать четко: «Это плохо». Но я эту тенденцию вижу уже давно: кино постепенно становится все более продюсерским. Все меньше и меньше остается чистого творчества. Я не знаю, где у нас можно снять кино, чтобы оно не было изначально заточено под потенциальный коммерческий успех.

Я недавно была на кинофестивале «Короче» — там, естественно, показывали много коротких метров. Я смотрела эти «коротыши» и сразу понимала, с продюсером они были сняты или все-таки дали возможность проявиться сценаристу и режиссеру. И разница была большая. Но в основном, конечно, кино становится очень коммерческим.

Из-за этого, как мне кажется, вымывается высказывание, вымывается смелость — не то чтобы даже острота, а желание экспериментировать. Ставится задача: заработать денег. Причем хорошо бы не просто их заработать, а еще отбить все вложения, покрыть производство следующей картины и что-то оставить себе на жизнь.

Ирина Горбачева
Ирина Горбачева. Фото: Лена Грачева

Отсюда такая мода на детские и подростковые блокбастеры?

Да, это мода. И как в моде теперь мы переходим из ниши в нишу. «Мы забыли — у нас же есть спортивные драмы!» — и все тут же начинают снимать спортивные драмы. Или: «Нам интересно про секс-индустрию во все века!» — и мы снимаем про таких проституток, про сяких, про более богатых, про менее богатых. То есть индустрия стала в целом более заточенной под моду, чего раньше, как мне кажется, не было. Индустрия теперь работает на производство контента. Что сделает какой-нибудь контентмейкер, который посмотрит, допустим, на мою страницу в социальной сети? Он скажет: «Больше всего залетели вот такие ролики. Нужно выбрать эту четкую нишу и продолжать делать только такие видео». И у продюсеров мышление стало таким же.

И у меня есть вопрос: «А зачем это?» Почему не попробовать что-то новое, не задать самим какие-то тенденции? Вместо этого мы выжимаем нишу до основания. Сколько возможно выжали, перестали зарабатывать — идем дальше. Мне от этого печально.

Работа в таких больших, коммерческих проектах отличается от работы в авторском кино?

Это абсолютно разные процессы, разные подходы. Фильмов вроде той же «Аритмии» становится все меньше и меньше, потому что они приносят меньше денег. Я уже не понимаю, как такое кино снимали раньше. Может, это меценатство уходит, уходят искренние фанаты профессии, которые раньше могли бы сказать: «Пусть мы не заработаем, зато мы снимем классное кино, мы расскажем эту историю».

Мне кажется, сегодня появился новый формат таких «компромиссных» проектов, где режиссер преследует какую-то свою цель, а сам продукт остается относительно массовым. Как с «Воздухом» Германа или «Чистыми» Хомерики.

Я тоже это ощущаю. Я пока не могу говорить про один проект, потому что он еще даже не запустился. Но я читала его сценарий, и сперва мне показалось, что это некая сказка, метафора — а она все раскручивалась и раскручивалась. Я думала: «Куда вы ведете? К чему вы клоните?» И развязка меня прямо поразила. Она дала какой-то совсем другой взгляд на то, что происходило по сюжету ранее.

Это было такое высказывание на тему страха коммуницировать друг с другом. О том, насколько важно этот страх в себе перебороть и начать говорить открыто. И еще очень важно, с каким намерением ты это делаешь. То есть если ты идешь «с кулаками», пытаешься что-то завоевать, доказать, то ты вряд ли будешь услышан. И этой теме в фильме дают неожиданный ход, хотя сам контекст — абсолютно понятная приключенческая история, сказка.

Это как с советской детской литературой — когда в сказке можно больше и свободнее говорить о тех вещах, которые «для взрослых» не напечатать.

Да, очень похоже на то.

Фото: Лена Грачева

Ты по этой причине сейчас чаще выбираешь детские проекты? У тебя недавно были «Бременские музыканты», скоро будут «Огниво» и «Алиса в Стране чудес».

Просто не так уж много интересных историй ко мне приходит. Играть то, что уже было мною сыграно, мне не очень хочется. Даже если придет неплохой сценарий, я буду думать: «Ну, блин, ну все уже!» Та же тема инфантилизма мне уже не суперинтересна. Играть инфантильного героя в очередной драме, где муж, жена и все такое, я не хочу. Хотя в «Алисе в Стране чудес» тоже есть такая драма между мужем и женой. И она, на самом деле, вечная, этот конфликт будет интересен зрителю до тех пор, пока супруги существуют, пока существуют семейные отношения. Но я от него немного устала.

Поэтому мне намного интереснее игровая история. Те же «Бременские музыканты» — это была для меня первая большая работа с музыкой и пластическим гримом. Мне предложили сыграть животное — это, конечно же, по-актерски меня захватывает. Плюс мы снова работали с Лешей Нужным (режиссер «Бременских музыкантов». — Прим. ред.), и сразу было понимание, что это, наверное, будет что-то прикольное. Поэтому на выбор ролей влияют и сценарий, и актерская задача, и то, с какой командой я работаю. «Алиса» — это тоже такой проект, где вроде бы и реальная жизнь, и Зазеркалье. Можно сыграть просто маму, а можно — Черную Королеву.

И это вау! Это очень классно. Потому что я клоун по жизни. Внутри меня очень много этой клоунской природы. И я понимаю, что очень мало материала, где я могу этого клоуна вытащить, сыграть остро характерного персонажа. Поэтому я иду в детские фильмы. Но не только потому, что персонаж характерный, — мне интересна история, мне интересен конфликт, мне интересна тема и возможность на эту тему высказаться.

«Алиса в Стране чудес» основана, насколько я понимаю, не на оригинальной истории Льюиса Кэрролла, а на ее переложении от Владимира Высоцкого. Фильм будет сильно отличаться от той «Алисы», которую мы ожидаем увидеть?

Да, конечно. Это наша интерпретация, особенно это касается главной героини, Алисы. Там есть два пространства: Алиса в реальной жизни и Алиса в Зазеркалье. У Кэрролла это была история маленькой девочки в мире фантазий, и главный вопрос там в том, приснилось ей это все или не приснилось. А в фильме мы больше концентрируемся на ее переживаниях, ее рефлексии. Мы скорее исследуем то, как она через свой внутренний мир воспринимает мир вокруг. И в этом мире все происходит по-настоящему, он реален. Книги «Алиса в Стране чудес» там не существует.

Ты упомянула, что «инфантильные» истории тебе уже не интересны. А что тебе сегодня хотелось бы сыграть?

Пока мы готовились к съемке, я вспомнила фильм «Рецепт любви». В прошлом году он получил ветвь на Каннском фестивале. И для меня это фильм, который просто не с чем сравнивать. Там поэтически рассказана история любви через готовку. Я плакала еще до того, как началась вообще вся драма, — от эстетики, от красоты, от того, как это тонко передано. Если бы меня позвали в подобный проект, это был бы восторг.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как копить и на что тратить? Как копить и на что тратить?

Финансовый консультант рассказывает, как научиться копить деньги

Домашний Очаг
«В реальности жести побольше» «В реальности жести побольше»

Зака Абдрахманова о своем дебюте «Папа умер в субботу»

Weekend
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Российские дороги повернули на Восток Российские дороги повернули на Восток

Как будет развиваться транспортная инфраструктура страны

РБК
Как устроен фильм «Паразиты». Отрывок из книги о режиссере Пон Джун-хо Как устроен фильм «Паразиты». Отрывок из книги о режиссере Пон Джун-хо

Отрывок из книги корейского кинокритика Ли Дон-чжина «Миры Пон Джун-хо»

СНОБ
Мыльный кутюр Мыльный кутюр

«Модный дом»: скандалы, интриги и повестка фэшн-индустрии

Weekend
Что полезнее: начос или чипсы? Узнайте ответ и делайте правильный выбор! Что полезнее: начос или чипсы? Узнайте ответ и делайте правильный выбор!

Почему вам стоит выбрать начос вместо картофельных чипсов?

ТехИнсайдер
Палеонтологи описали жившую по соседству с тираннозаврами хищную птицу Палеонтологи описали жившую по соседству с тираннозаврами хищную птицу

Энанциорнис Avisaurus darwini достигал размеров ястреба и хватал добычу лапами

N+1
Что такое думспендинг и почему люди тратят деньги на ненужные и бессмысленные вещи Что такое думспендинг и почему люди тратят деньги на ненужные и бессмысленные вещи

Думспендинг: что это за способ борьбы со стрессом и чем он опасен?

Forbes
Такой разный стресс Такой разный стресс

Чем полезен и вреден стресс для организма?

Здоровье
Гаспар Ноэ: Я хочу создавать кино, которое пугает, вызывает эрекцию и заставляет плакать Гаспар Ноэ: Я хочу создавать кино, которое пугает, вызывает эрекцию и заставляет плакать

Интервью с Гаспаром Ноэ — о сексе, лени и идеальном кино

СНОБ
Вадим Тишин Вадим Тишин

Художник Вадим Тишин открывает невидимые миры и носит в сердце незабудку

Собака.ru
Чем привлекает SERES M7? Прежде всего запахом Чем привлекает SERES M7? Прежде всего запахом

Тест-драйв премиального китайского кроссовера SERES M7

4x4 Club
Кашель, прощай! Кашель, прощай!

Разнообразие причин кашля вызывает и разнообразие видов. Какие есть?

Лиза
Яркий сжатый вакуум сгенерировал высокие гармоники Яркий сжатый вакуум сгенерировал высокие гармоники

Физики сгенерировали высокие гармоники в магний-легированном ниобате лития

N+1
9 худших вещей, которые может сделать мастер маникюра 9 худших вещей, которые может сделать мастер маникюра

Что отличает хорошего нейл-дизайнера от плохого?

VOICE
Витаминный десант Витаминный десант

Самые важные витамины и минералы для женщин, которые помогают не болеть

Лиза
Сама себе режиссер Сама себе режиссер

Ирина Горбачёва в фильме «Говорит Земля!» играет экоактивистку

OK!
«Начинать нужно с пороха» «Начинать нужно с пороха»

Михаил Хубутия о форуме «ORЁLEXPO 2024» и проблемах отрасли товаров для охоты

Деньги
Что такое «лотосовые роды» и почему женщины идут на это, несмотря на опасность Что такое «лотосовые роды» и почему женщины идут на это, несмотря на опасность

Чем опасны «лотосовые роды» и почему их популярность растет?

Psychologies
Сны про это Сны про это

Как расшифровать эротические сновидения и всегда ли они о сексе

Лиза
«ПСБ стал цифровым хабом для своих клиентов» «ПСБ стал цифровым хабом для своих клиентов»

Алексей Захаров о том, как идет модернизация оборонно-промышленного комплекса

Деньги
Все против всех Все против всех

Не пытка, а силовой допрос. Не война, а операция по поддержанию порядка…

Дилетант
Тоня Углова Тоня Углова

Автор игрушки кота Владислава про гримасы и фрейдистскую концепцию «жуткого»

Собака.ru
Когда Африку разрезали как пирог… Когда Африку разрезали как пирог…

Как дикий империализм, облачившись в «цивилизованный костюм», делил Африку

Знание – сила
Гениальные изобретатели, которые так и не смогли прославиться и разбогатеть: 5 грустных историй Гениальные изобретатели, которые так и не смогли прославиться и разбогатеть: 5 грустных историй

Блестящий изобретательский ум и предпринимательская жилка не всегда идут в паре

ТехИнсайдер
Бедный Павел Бедный Павел

О драматической судьбе Павла Первого и о его отношениях с матерью

Знание – сила
Кларкономика: как вчерашняя студентка за полгода изменила женский баскетбол Кларкономика: как вчерашняя студентка за полгода изменила женский баскетбол

Как Кейтлин Кларк изменила американский баскетбол?

Forbes
Выбросил пилота из кабины и сам приземлился: чем удивляет первый бесхвостый бомбардировщик «Жар-птица» Выбросил пилота из кабины и сам приземлился: чем удивляет первый бесхвостый бомбардировщик «Жар-птица»

К-12: «эта машина явилась прототипом всех современных сверхзвуковых самолетов»

ТехИнсайдер
Татьяна Ким: «Планы на Ближний Восток, Азию и Африку остаются в силе» Татьяна Ким: «Планы на Ближний Восток, Азию и Африку остаются в силе»

Чего ждут подростки от e-commerce, зачем сейлерам наружная реклама

РБК
Открыть в приложении