Как работает проект «Учитель для России» и за счет чего живет

ForbesБизнес

«Жизнь ребенка в России предопределена»: как четыре женщины меняют школы в регионах

Степан Бальмонд

Задача фонда — обеспечивать равенство образовательных возможностей для детей по всей стране (Фото DR)

Образ строгого педагога, пугающего учеников экзаменами и родительским собранием, постепенно уходит в прошлое. Немало для этого сделала придуманная тремя предпринимательницами программа «Учитель для России», сотни выпускников которой уже преподают в региональных школах. Разбираемся, как работает этот проект и за счет чего живет.

Неравенство в регионах

Программа «Учитель для России» нацелена на решение проблемы образовательного неравенства. По мнению ее основательниц Алены Маркович, Елены Ярмановой и Анастасии Косниковой, школа — ключевой фактор формирования будущего ребенка: «Только школа может помочь ребенку преодолеть изначальные жизненные обстоятельства, дать мотивацию учиться на протяжении всей жизни, научить принимать решения, получать высшее или прикладное среднее образование, идти работать фермером, водителем или программистом».

В 2013 году Маркович, Ярманова и Косникова окончили факультет международных отношений СПбГУ и осознали, что возможность отучиться в школе 11 классов, поступить в вуз и получить образование за границей для России скорее исключение. «Четверть детей в нашей стране живет в крайне стесненных условиях, а сама Россия — один из лидеров по уровню пространственного неравенства: качество жизни в разных регионах сильно различается. Мы поняли, что жизнь ребенка в России сильно предопределена в том числе и тем, где он географически родился и насколько благополучна его семья. В школах, с которыми мы работаем сейчас, примерно 50% детей после девятого класса идут в 10-й, остальные продолжают свое обучение в колледже или идут работать», — поясняет Алена.

Идея фонда, который помогал бы обеспечивать равенство образовательных возможностей для детей по всей стране, оформилась после того, как основательницы узнали о существовании мировых программ, которые привлекают выпускников престижных вузов преподавать в школах для малообеспеченных семей. Позднее к запуску проекта подключились Ольга Фогельсон и Иван Смирнов, занимавшиеся на тот момент образовательными и социальными проектами в Санкт-Петербурге.

Запустить абсолютно аналогичный проект в России было невозможно — его функционал требовалось существенно адаптировать и пересобрать под реалии российской жизни. Низкий престиж профессии учителя, высокая нагрузка, небольшие зарплаты, дефицит сотрудников — это лишь некоторые из трудностей, характерных для российских регионов и знакомых соосновательницам по личному опыту обучения в школах в 1990-х и 2000-х, рассказывает Фогельсон. «Нам было важно проверить, изменилось ли что-то с тех пор, как мы сами окончили школы. Может быть, там теперь очередь из учителей и такая программа не нужна, — рассказывает она. — Но мы быстро убедились, что изменение отношения к роли учителя отличается от региона к региону». В Москве, по ее словам, уровень учительской зарплаты действительно вырос, а директора в школах могут выбирать сотрудников из большого потока кандидатов. Другая ситуация в регионах, где наблюдается дефицит кадров.

Чтобы популяризировать свой предмет, учителя в Тамбовской области придумали проект «Физика — школам» (Фото DR)

«Мы поняли, что для решения проблемы надо создать прецедент — организовать программу, привлекающую в школы сильных профессионалов с хорошим высшим образованием, с открытыми перспективами на рынке труда, которые могут выбирать — работать ли им в бизнесе или становиться школьным педагогом. Нам хотелось сделать так, чтобы они выбирали быть с детьми, быть учителями», — заключает Фогельсон.

Первые полгода работы над проектом были посвящены «встрече с реальностью». «Мы общались со школами в регионах и поняли, что их реальность сильно различается: зарплатами, трудностями в привлечении учителей, социальным контекстом, который их окружает и появляется вместе с детьми в школах», — говорит Маркович. После шести месяцев основательницы проекта решили сфокусироваться на школах в малых городах и селах, а также на городских школах со сложным «социальным паспортом» — обилием детей из малообеспеченных и неполных семей.

Поиск партнеров

Убедившись, что проект нужен, команда перешла к поиску партнеров. Прежде чем начать поиск и обучение будущих преподавателей, нужно было убедиться, что школы готовы работать с педагогами, творчески подходящими к подаче предмета. «Мы решили принимать в программу [подготовки учителей] и тех, у кого есть педагогическое высшее образование, и тех, у кого его нет, но есть другое высшее, а также компетенции и широкий кругозор. Нам надо было найти школы, которые были бы готовы принять их на работу», — рассказывает Маркович. Основательницы спрашивали школьных директоров, как они отнесутся к тому, что учителя будут иначе ставить парты, решат провести урок на улице или изучить на уроке литературы произведение не из программы. «Директорам также требовалось дать педагогам день на методическую работу — неслыханная роскошь для учителей — и отпускать раз в месяц на учебу. Не все школы были на это согласны, но мы нашли тех, кто согласился», — делится Маркович.

Помощь была необходима не только со стороны школ, но и от местных властей. На этапе пилота поддержку «Учителю для России» дали два региона — Московская и Воронежская области.

«Для подготовки наших учителей мы искали сильного партнера — смелого, знающего передовые технологии, с большим ресурсом и авторитетом. И нашли Институт образования Высшей школы экономики. При его содействии была разработана новая для России программа по модели педагогической интернатуры, которая позволяет готовить к работе в школах выпускников вузов разных направлений», — говорит Маркович.

Программа не смогла бы существовать и без финансовой помощи. «Мы показали программу топ-менеджменту Сбербанка. Она заинтересовала представителей банка и вскоре попала на стол к Герману Грефу — он поддержал идею и согласовал финансирование на запуск», — рассказывает Алена. В 2015 году фонд стартовал при почти 100%-ном финансировании со стороны банка, средства были получены от благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», их объем не разглашают. Еще одним партнером стал фонд поддержки образования «Дар» (основатель — частный инвестор Никита Мишин), который выделил проекту 500 000 рублей. Кроме того, были использованы личные средства основательниц. Полученные средства позволили расширить и укрепить команду: к проекту присоединился Федор Шеберстов, который выполнял роль CEO программы в первые, решающие для запуска шесть месяцев.

Позже Шеберстов стал первым председателем совета фонда «Новый учитель». Этот фонд был создан Аленой Маркович и Еленой Ярмановой в том же, 2015 году специально для реализации программы «Учитель для России» (сейчас в рамках фонда реализуются также и другие образовательные программы).

Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка. Выпускной программы «Учитель для России». 2017 год (Фото DR)

 

Научить учителя

В том же году, подготовив все условия для работы программы, создатели начали поиск и отбор потенциальных учителей. «Нам надо было найти людей, которые решатся серьезно изменить свою жизнь и карьеру, переехать из большого города, чтобы преподавать в региональных школах. Одновременно мы занимались разработкой программы первого летнего института — интенсивного курса подготовки перед выходом в школу», — комментирует Маркович.

Для поиска будущих учителей фонд «Новый учитель» создал команду рекрутинга и отбора. Сейчас в ней работают 11 человек, деньги на зарплату которым выделяют партнеры фонда. «Общаясь с рекрутинговыми агентствами, мы быстро поняли, что поиск сотрудника и привлечение участника программы — два совсем разных процесса. Мы не просто предлагаем людям работу, мы даем возможность реализовать себя в социально важной программе, стать частью сообщества, которое решает проблему образовательного неравенства и работает с детьми», — говорит Маркович.

Поиск будущих учителей происходит в университетах, социальных проектах, волонтерских организациях. Соцсети и спецпроекты в медиа тоже помогают найти кандидатов. Интерес к первому набору программы превзошел ожидания: из «шквала заявок» была отобрана первая группа 40 человек. «Среди будущих учителей были, например, Марина Штойк, работавшая в международном консалтинге, и Ярослав Михалев, который продал гараж, чтобы прилететь к нам из Томска. У нас было ощущение, будто мы очень точно попали в точку, волнующую многих», — делится Алена.

Сейчас лучше всего, по словам Маркович, помогает сарафанное радио — когда те, кто уже пришел в программу, делятся опытом и приводят друзей и знакомых. «Нам важно, чтобы будущий учитель верил в потенциал и способность ребенка развиваться, был готов работать с детьми в партнерской позиции и в позиции безопасного ответственного взрослого. Обучаемость, осознанность, проактивность, способность выстраивать отношения и справляться со стрессом — лишь малая часть компетенций, на которые мы обращаем внимание у кандидатов», — рассказывает Алена.

Летний институт. 2017 год (Фото DR)

Обучение педагогов проходит в два этапа. Сначала в Летнем институте будущие учителя знакомятся с контекстом школ, в которых им предстоит работать, с самой профессией, ведут уроки в городском лагере «Территория лета», где набираются опыта в общении с детьми. Затем осенью кандидаты переходят на очно-заочную форму обучения, к которой добавляется практика — работа в школах в качестве учителя. «Каждый месяц мы встречаемся либо региональной группой, либо всем набором, чтобы пообщаться, поделиться опытом, придумать совместные проекты. Ежемесячно методист дает обратную связь по просмотренной видеозаписи урока с участием нового учителя. Также регулярно школы посещает куратор, который наблюдает за работой педагога и дает ему обратную связь», — объясняет Фогельсон.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Много вопросов, мало ответов: почему тесты на определение профессии не работают Много вопросов, мало ответов: почему тесты на определение профессии не работают

Кем быть? Как найти дело, которое не только нравится, но и приносит деньги?

Forbes
Когда носить телесные, а когда черные колготки: 9 правил, которые надо знать Когда носить телесные, а когда черные колготки: 9 правил, которые надо знать

Какие колготки надеть — вечный вопрос, ставящий миллионы девушек в тупик

Cosmopolitan
Юрий Афанасьев: «Управление делами семьи — наша задача» Юрий Афанасьев: «Управление делами семьи — наша задача»

Как клиенты банков приходят к пониманию, что время дороже золота?

СНОБ
«Сила женщины в ее слабости»: как к этому утверждению относятся мужчины «Сила женщины в ее слабости»: как к этому утверждению относятся мужчины

В чем сегодня заключается сила женщины?

Psychologies
Тайная жизнь деревьев Тайная жизнь деревьев

Что они чувствуют, как они общаются – открытие сокровенного мира

kiozk originals
Укротительница тигров Маргарита Назарова: трагедия советской циркачки Укротительница тигров Маргарита Назарова: трагедия советской циркачки

Печальная история знаменитой дрессировщицы тигров

VOICE
Двери открыты Двери открыты

Анастасия Красовская — о съемках «Герды» и моделинге

OK!
Все о матери Все о матери

Пенелопа Крус — об опыте материнства и традиционных ценностях

Glamour
Какие женщины отталкивают мужчин? Рассуждает Михаил Лабковский Какие женщины отталкивают мужчин? Рассуждает Михаил Лабковский

Несколько эффективных способов отпугнуть мужчину, того совершенно не желая

VOICE
Что нельзя говорить тому, кто разочаровался в жизни Что нельзя говорить тому, кто разочаровался в жизни

Что делать, если вы поняли, что вашего близкого посещают суицидальные мысли?

Psychologies
Батальоны просят бамбук! Батальоны просят бамбук!

Конструкторы много дров наломали, собирая артиллерию из дерьма и палок

Maxim
Мы предупреждали: правдивы ли надписи на упаковках сигарет? Мы предупреждали: правдивы ли надписи на упаковках сигарет?

Но чем обоснованы предупреждения, которые можно прочесть на упаковках сигарет?

Esquire
Капитал очевидность Капитал очевидность

Если подумываешь вложиться во что-нибудь прибыльное, давай разберемся как начать

Cosmopolitan
«У нас есть план А, план Б и план Х» Юлия Пересильд — о съемках в космосе «У нас есть план А, план Б и план Х» Юлия Пересильд — о съемках в космосе

Юлия Пересильд рассказывает, как готовится к полету на МКС

РБК
Землетрясение назвали причиной гибели мужчины на Кипре более 1600 лет назад Землетрясение назвали причиной гибели мужчины на Кипре более 1600 лет назад

Этот мужчина погиб во время землетрясения в середине IV века нашей эры на Кипре

N+1

"Игра в кальмара" — как сериал с простым сюжетом стал сенсацией

Esquire
Битва при Павии. Бой времён Битва при Павии. Бой времён

Историки называют битву при Павии последней баталией Средних веков

Дилетант
Как разблокировать телефон, если забыл пароль: 6 способов Как разблокировать телефон, если забыл пароль: 6 способов

Что делать, если вы забыли пароль или графический ключ от телефона

CHIP
Реально ли выжить на планете Арракис из вселенной Дюны — ответ климатологов Реально ли выжить на планете Арракис из вселенной Дюны — ответ климатологов

Ученые построили климатическую модель Арракиса

Популярная механика
5 важных навыков для достойной жизни после 50 5 важных навыков для достойной жизни после 50

Чего от нас ждут окружающие после 50? И что нужно нам самим?

Psychologies
Токсичное поведение, которое в обществе принято считать нормой Токсичное поведение, которое в обществе принято считать нормой

Признаки токсичного общения, на которые мы закрываем глаза

Psychologies
Как выбирать зимнюю резину и почему шипы — прошлый век и отстой Как выбирать зимнюю резину и почему шипы — прошлый век и отстой

Если ты намерен купить новые покрышки, помни о реальности и теории вероятностей

Maxim
Как кишечные бактерии влияют на мозг и развитие ментальных болезней Как кишечные бактерии влияют на мозг и развитие ментальных болезней

Настроение может меняться из-за бактерий, которые живут в кишечнике

РБК
Теснота нестихового ряда Теснота нестихового ряда

Игорь Гулин о поэзии Сергея Кулле

Weekend
Полезные советы и лайфхаки домашнего мастера Полезные советы и лайфхаки домашнего мастера

Нехитрые решения для хитрых задач

Популярная механика
Древний добытчик соли в Австрии отведал пива и сыра с плесенью Древний добытчик соли в Австрии отведал пива и сыра с плесенью

Биологи исследовали палеофекалии, обнаруженные в соляных шахтах

N+1
Как растения узнают о приближении зимы и адаптируются к холодам Как растения узнают о приближении зимы и адаптируются к холодам

Ученые обнаружили механизм, который активирует в растениях "зимний режим"

Популярная механика
Жизнь в зоне смерти Жизнь в зоне смерти

Британец Кентон Кул стал первым человеком, которому покорилась "Тройная корона"

Men’s Health
Проблемы XXI века: 6 причин, из-за которых мы стареем быстрее Проблемы XXI века: 6 причин, из-за которых мы стареем быстрее

6 современных причин старения

VOICE
Незапрещенная профессия Незапрещенная профессия

Как женщины уже 20 лет руководят российской журналистикой

Forbes Woman
Открыть в приложении