Женщина хочет крови: что такое femgore и как нас пугают безумными героинями в кино
Femgore — стремительно набирающий популярность поджанр хоррора, в котором источник ужаса — безумная героиня или целая компания «заклятых подруг». Forbes Woman разбирает его основные черты и рассказывает, как под страшной маской скрываются сатира и социальная критика

Femgore (от female — «женский» и gore — «запекшаяся кровь») — поджанр в литературе и кинематографе, который все активнеезахватывает книжные полки и экраны. Произведения в этом жанре — это хорроры, концентрирующихся на женских персонажах. Из книг на русский язык переведены «Зайка» Моны Авад и «Определенно голодна» Челси Саммерс, из фильмов в прокат выходили «Субстанция» (2024), «Титан» (2021).
Правда, женщины в фильмах ужасов были всегда. Что же отличает фильмы и книги жанра femgore от обычного хоррора?
Странная героиня
Героиня фемгора — не «королева крика», которая умирает первой, и не final girl, «последняя девушка», которая остается живой благодаря своим добродетелям. Фемгор-героини выступают не в качестве жертв, а в качестве акторов насилия. Это эксцентричные психопатки и убийцы.
Главная героиня романа «Определенно голодна» говорит о них так: «Феминизм проник уже практически во все сферы нашей жизни, но медленнее всего он попадает туда, где любят убивать. И пока вы называете женщин прекрасным полом, отрицаете и не признаете многие очевидные вещи, мы чувствуем жуткую пустоту, которая наполняет наши души с самого рождения. Я психопатка».

Появление подобных женских персонажей — реакция на новый набор ожиданий, которое общество предъявляет женщинам. Кроме типичных гендерных ролей, теперь их нередко оценивают и с точки зрения соответствия феминистским идеалам. Учитывая, что даже в самом фем-движении есть разногласия по множеству вопросов, ни одна женщина не может быть образцом для всеобщего подражания. В итоге новые ожидания вызывают только дополнительную фрустрацию.
Главная героиня фильма «Я обвиняю общество» (2020) — его же режиссер Джиллиан Уоллес Хорват. Продюсеры заявляют ей, что главная героиня ее фильма не вызывает симпатии, в то время как им хотелось бы, чтобы это была приятная женщина, вызывающая сочувствие. Джиллиан отказывается быть «приятной женщиной» и начинает совершать убийства. В финале фильма она убивает и продюсеров, заявляя, что она — сильный женский персонаж. В хаосе, который она создает, отражается разлад в душе женщины, которая чувствует, что не может быть достаточно хорошей, чтобы попасть в коммерческий нарратив.