Земля. Тайная история красок
С детства Финли была помешана на красках, и в 2000 году решила наконец выяснить все их секреты. В 2002 году исследования Виктории Финли стали книгой «Тайная история красок».
Для кого эта книга?
Благодаря достижениям современной науки нам доступны вещи любых цветов и оттенков, вплоть до самых невообразимых. Возможно поэтому мы стали гораздо меньше внимания уделять тому, в одежду каких цветов кто одевается или в какой цвет покрашен тот или иной дом. Но раньше по цвету одежды и жилья можно было узнать о человеке бесконечно много — от его достатка до региона, из которого он приехал. Как, спросите вы? — Пуститесь в невероятное путешествие сквозь века и культуры вместе с книгой «Тайная история красок» и получите ответ на этот и многие другие вопросы!
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Земля. Тайная история красок» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Узнайте, почему мир вокруг нас раскрашен в такие яркие цвета.
Большинство из нас не тратит много времени, задаваясь вопросом, что именно придает румянам или вишневым леденцам такой яркий и интенсивный красный цвет. Это может быть и к лучшему, потому что, как оказалось, одним из самых распространенных ингредиентов красных красителей является кровь тысяч насекомых. Между тем печально известная кончина Наполеона могла быть связана с ядом, обнаруженным в зеленой краске.
Кто бы мог подумать, что так много власти, политики и смерти смешано в сочных оттенках, которыми мы восхищаемся на губах девушек, или в ярких цветах, которые мы наносим на холст? Обзор этой книги расскажет вам сложную и увлекательную историю ярких цветов повседневных предметов.
Также вы узнаете:
- почему желтовато-коричневый был первым базовым цветом краски;
- что в картинах голландских мастеров придает стеклам особый блеск;
- и как пули Вьетнамской войны изменили желтый пигмент.
Охра – самый древний цвет красок и важный оттенок и по сей день.
Вы когда-нибудь видели изображения доисторических наскальных рисунков, в Ласко или Альтамире, например? Возможно, вы заметили, что их цветовая палитра довольно ограничена, и тому есть веская причина.
Художники, создававшие эти наскальные рисунки, в основном использовали охру. Это природный пигмент, цвет которого варьируется от землисто-коричневого до желтого и красного в зависимости от типа присутствующего в нем оксида железа.
Охра была обнаружена задолго до того, как были открыты и стали широко распространены все другие виды красок. В результате, охра долгое время оставалась единственной используемой краской. Согласно Римскому энциклопедисту Плинию Старшему, камни вокруг Синопы на Черном море были лучшим источником охры.
Но этот пигмент встречается и во многих других регионах. Например, коренные народы Северной Америки покрывали краской свою кожу, полагая, что это защитит их от злых духов. Пигмент на коже отпугивал летающих насекомых в летние месяцы и защищал от пронизывающих зимних ветров. А еще, вероятно, именно из-за покрытой краской кожи, белые колонисты прозвали эти народы «краснокожими индейцами» или просто «краснокожими».
Охра продолжает играть важную роль в современном искусстве аборигенов, и некоторые из лучших примеров можно найти в Австралии.
Автор отправилась в Элис-Спрингс в Северной Австралии, чтобы увидеть эти произведения искусства в естественной обстановке. Многие художники-аборигены до сих пор работают с охрой, особенно в Центральном пустынном регионе Австралии.
Этим произведениям часто дают мистические названия, например «Две змеи во сне». Картины часто включают узоры из точек, волн и кругов, причем каждая из этих форм несет в себе смысл. Круги могут изображать водяные ямы в пустыне, овалы – щиты, а волнистые линии – людей, сидящих вокруг костра.
Итак, охра – это самый древний цвет, который люди наносили на кожу, камень и холст. Но это только начало нашего путешествия в мир цвета.
Белая краска: популярна, смертоносна и несколько отвратительна.
Белую краску пытались добыть из мела, морских окаменелостей и риса, но ни один из способов не был особенно эффективен. Исторически сложилось так, что самая популярная белая краска была сделана с использованием гораздо более опасного ингредиента – свинца.
Европейские художники в XVI-XVII веках любили свинцовый белый цвет. Его цвет был настолько чистым, что отлично подходил для выделения деталей картины, например, отражения на серебряном сосуде или мерцания в чьем-то глазу. Свинцовый белый был особенно любим голландской школой, в которую входили такие художники, как Вермеер и Рембрандт.
Еще в древности было известно, что свинцово-белый цвет ядовит. Плиний Старший писал, что если проглотить свинец, можно умереть. Но только спустя много веков и после многих смертей, связанных со свинцом, люди поняли, что он также может быть поглощен через кожу.
Но на этом опасности не заканчивались. В процессе производства токсичные частицы свинца вдыхали ремесленники.
Несмотря на все это, популярность белой свинцовой краски все еще была очень высока, и контролировать ее использование оказалось довольно трудно. Окончательно эта краска была запрещена в Соединенных Штатах только в 1978 году.