Ронан Варвар
Три года назад Ронан Фэрроу опубликовал статью, разрушившую карьеру Харви Вайнштейна. Мир пытается очертить новые границы дозволенного в отношениях, Фэрроу наслаждается заслуженной славой – пока не появляются те, кто находит в этой статье несостыковки.
Три года назад, в октябре 2017-го, журнал The New Yorker опубликовал материал, разрушивший карьеру Харви Вайнштейна, голливудского продюсера первой величины. На пару со статьей, вышедшей в The New York Times несколькими днями ранее, этот текст получил Пулитцеровскую премию. Материалы рассказали истории женщин, пострадавших от действий главы Miramax Films, а заодно показали, как продюсер годами откупался от последствий своей неуместной тяги к актрисам. Эти публикации привели к невиданному в XXI веке пересмотру этических норм и системы взаимоотношений не только между начальником и подчиненным, но и между мужчиной и женщиной в целом.
Материал The New Yorker написал 28-летний (на тот момент) журналист Ронан Фэрроу. Дело Харви Вайнштейна позволило ему стать заметным участником движения #MeToo и, пожалуй, самым популярным журналистом современности.
Два года спустя, в октябре 2019-го, уже имя самого Фэрроу, а не разоблаченного им злодея, появилось повсюду. В секции «Новинки» книжных магазинов по всему миру появились книги с названием «Поймай и убей: Ложь, шпионы и заговор ради защиты хищников»; на черной обложке мужская рука закрывала женские губы на молнию. В то же время в отдел «Периодические издания» поступил свежий номер журнала The Hollywood Reporter, на обложке которого красовался сам автор новинки в образе детектива. По предварительным подсчетам на Amazon «Поймай и убей» обещала стать бестселлером.
Ронан Фэрроу написал книгу о том, как работал над той самой статьей для The New Yorker; как Харви Вайнштейн не раз пытался остановить его и других журналистов, разрабатывающих ту же тему. На «Поймай и убей» быстро посыпались восхищенные рецензии, что только способствовало укреплению Фэрроу в статусе суперзвезды журналистики.
В этом статусе он прожил семь месяцев – до мая 2020-го, пока в газете The New York Times не вышла разгромная колонка под заголовком «Не кажется ли вам, что Ронан Фэрроу слишком хорош для того, чтобы быть настоящим?». Газета усомнилась в расследовательских принципах Фэрроу. Автор материала – бывший главред Buzzfeed News Бен Смит – приходит к выводу: «Ронан хоть и не лжет, но осознанно сглаживает углы в погоне за историей, которую хотят видеть читатели. Он создает кинематографичный материал, но намеренно упускает важные детали».
Смит зацепился за изложенную в книге историю о том, как руководство телеканала NBC, где в тот момент работал Фэрроу, отказалось давать ход расследованию дела Вайнштейна. Ронан утверждает, что принес продюсерам истории двух девушек, готовых открыто выступить против Харви. На деле, как выяснил Бен Смит, Фэрроу предложил телеканалу только два анонимных признания, и выход посвященного им сюжета мог закончиться для NBC крупными судебными исками. Кроме того, автор The New York Times критикует Фэрроу за публикацию истории актрисы Люсии Эванс, которую тот включил в список жертв «для количества», хотя женщина призналась полиции, что на связь с Вайнштейном согласилась без принуждения.
Наконец, Смит раскритиковал заявление Фэрроу о том, что публикации расследования пыталась помешать Хиллари Клинтон. Во время работы над статьей Ронан получил звонок от пресс-секретаря Клинтон Ника Меррилла, который поинтересовался: «Правда ли, что вы работаете над материалом о сексуальных преступлениях Харви?», и, услышав утвердительный ответ, добавил: «Это беспокоит нас». По версии Фэрроу, Меррилл прямо намекнул, что журналист взялся за «нежелательную» тему. По версии Клинтон – она беспокоилась только потому, что готовила совместный с Вайнштейном документальный фильм, и статья могла этим планам помешать.
Как бы то ни было, колонка Смита спровоцировала большой скандал в СМИ: шутка ли, The New York Times в упор выстрелил в своего главного конкурента. Все периодические издания страны – от Los Angeles Times до Time – начали изучать расследовательские принципы Ронана Фэрроу. Сам он лаконично ответил на все обвинения в своем твиттере (миллион подписчиков, обложка The Hollywood Reporter на аватаре): «Я отвечаю за свои репортажи».