Спорт и шик: Miu Miu FW 08, Lanvin FW 12, Balenciaga SS 13, Balenciaga FW 20
Главные коллекции XXI века. Проект Елены Стафьевой

То, что мы сейчас называем sport chic и что привыкли представлять в виде дизайнерских худи и треников, еще 10 лет назад служило совершенно другим целям. Спортивное — материалы и вещи — было средством создания нарядного и красивого.
Игру с жокейским костюмом в коллекции Miu Miu «осень-зима 2008» Миучча Прада объяснила тем, что хотела дать спорту новое направление. Это решение тогда казалось способом оттенить коллекцию Prada того же сезона — легендарную коллекцию, сделанную из кружев, которая произвела сокрушительный эффект,— придумать что-то противоположное ей. Примерно так Miu Miu FW 08 восприняли и критики — без особенного восторга. Оказавшаяся в тени Prada тогда, сегодня, через 12 лет, эта коллекция выглядит иначе: во-первых, не менее остроумной, чем кружева, а во-вторых, состоящей с ними куда в более интересных отношениях, чем простое противопоставление.








В 2008 году мода совсем иначе обращалась со спортом — спортивными материалами, спортивной униформой, вообще любыми спортивными реминисценциями,— чем сегодня. Тогда, хоть спорт и был в моде давно и какие-то отдельные спортивные предметы время от времени начинали носить все, еще не было эстетики готового слова, еще не принято было просто брать и переносить спортивную одежду на подиум практически без всяких кавычек, а словосочетание «мастер идеальных серых треников» еще не стало определением модного дизайнера. Ко всему спортивному относились как к кодам, которые нужно как-то переработать, переосмыслить и вообще делать с ними что-то творческое. Что, собственно, и делает Миучча Прада в этой коллекции.
Жокейская форма — шапочка, куртка, штаны,— ставшая отправным пунктом у Прады, переживает под ее взглядом самые разные метаморфозы. Куртка сохраняет цветные блоки и инициалы жокея на груди (в данном случае — модели), но вытягивается в длину и получает изгибы на бедрах, штаны укорачиваются и сливаются с курткой, становясь комбинезоном. В отдельных луках на платьях появляется лазерная перфорация, под которую надеты контрастные боди, иногда еще и расшитая сверху пайетками. И вот тут как раз можно вспомнить о параллельной коллекции Prada — и это сопоставление становится ключом к пониманию того, что же Прада тут делает.